Просто о ГОСТах. Разбираем ГОСТ EN 71-5-2014 «Безопасность игрушек. Часть 5. Игровые комплекты (наборы), включающие химические вещества и не относящиеся к наборам для проведения химических опытов»
![]() |
Евгений Мазин, эксперт по стандартизации, руководитель экспертного совета ТК 334 |
Приветствую всех постоянных читателей рубрики «Просто о ГОСТах», а также недавно присоединившихся к ним. Сегодня мы рассмотрим межгосударственный стандарт ГОСТ EN 71-5-2014, распространяющийся на наборы для художественного творчества и моделирования, а также их отдельные химические компоненты. К ним относятся:
— наборы для производства гипсовых слепков;
— наборы, включающие формующиеся массы на основе пластифицированного ПВХ с последующим обжигом в печи;
— наборы для художественного литья;
— наборы для заливки;
— керамические материалы и эмали для стеклования, поставляемые в наборах для оборудования художественных мини-мастерских;
— клеи, краски, лаки, разбавители и очистители (растворители), поставляемые или рекомендуемые для включения в наборы для моделирования.
Сразу отмечу два принципиальных момента:
1. Стандарт определяет требования к составу и содержанию материалов, используемых в наборах, а не к самим наборам.
2. Под область распространения стандарта не подпадают массы и пасты для лепки, пластилин и иная аналогичная продукция для детского творчества не подвергаемая финишной термообработке. Вопрос же отнесения к стандарту, например, гончарной глины при этом остается открытым.

Требования стандарта сгруппированы в следующие блоки:
— требования к химическому составу компонентов, маркировке и составу частных указаний по безопасному применению наборов и отдельных групп компонентов (разделы 4-8);
— общие требования к маркировке наборов (раздел 9);
— требования к содержанию инструкций и рекомендаций по безопасности (раздел 10,
— методы испытаний (раздел 11).
— приложения, содержащие уточнения и разъяснения применительно к отдельным требованиям стандарта.
Разделы 4-8 содержат комплекс требований к каждой из перечисленных в области распространения категорий продукции. Наборы для художественного литья и для заливки сгруппированы в один раздел. Содержание разделов типовое:
— требования к используемым химическим соединениям, включая их перечни, классификацию по CAS (международному классификатору химических веществ и соединений), содержание и предельные концентрации отдельных веществ, рассматриваемых в качестве опасных;
— состав и содержание типовых формулировок общих предупреждающих надписей, наносимых на потребительскую упаковку;
— содержание включаемых в инструкцию по применению набора типовых указаний по первой помощи в случае попадания компонентов набора в организм;
— состав и содержание стандартных формулировок типовых требований безопасности связанных с правилами и режимами практического использования набора и его компонентов.
Отдельно хочу остановиться на разделе 8, устанавливающем требования к клеям, краскам, лака, олифе, разбавителям и очистителям (растворителям), включенным или рекомендуемым для включения в наборы. В данном случае интерес представляет наличие весьма конкретных и жестких требований к клеям — на водной основе (жидкие и клей-карандаши), более известным как канцелярские клеи. До сих пор некоторые изготовители канцелярских товаров и наборов для детского творчества, не найдя клей в перечне школьно-письменных принадлежностей по ТР ТС 007/2011, облегченно вздыхают и считают, что в своем праве изготавливать его как бог на душу положит. Для них у меня не очень хорошие новости — в детские игровые и художественные наборы можно включать только клеи с соответствующими требованиям данного стандарта химическим составом и маркировкой. И потом не говорите, что я не предупреждал!
В части общих требований к маркировке рассматриваемых категорий продукции (раздел 9) необходимо отметить:
— требование по указанию на потребительской упаковке набора информации о наличии в его комплекте самостоятельных химических компонентов — клеев, красок, лаков;
— требования к наличию маркировки на первичной упаковке компонентов набора, являющихся химическими материалами отнесенных согласно существующей в Евросоюзе классификации к потенциально опасным.
Примечание: на самом деле там все несколько сложнее, но, по счастью, углубляться в дебри еврорегламентов CLP и REACH в данном случае не позволяет ни формат ни объем обзора.
В части содержания руководств и инструкций по применению наборов (раздел 10), стоит обратить внимание на:
— содержание инструкции по применению (прим. пока не видел ни одной, которая бы в полной мере соответствовала данным требованиям);
— включаемые в нее рекомендации для взрослых — касающиеся организации условий для надлежащего и безопасного использования, наблюдения за ходом и результатами использования набора;
— включаемые в нее стандартные требования (указания) по безопасности при хранении и обращении данной продукции;
— включаемые в нее инструкции по методам использования набора (составу художественного и игрового процессов) и последующей утилизации использованных элементов и химических соединений набора.
Что касается испытаний, их методы расписаны на более чем 50 страницах и особых комментариев не требуют. Разве что выражу сомнения в объективном наличии на территории РФ достаточного количества лабораторий, обладающих соответствующим оборудованием и практиками, имеющими соответствующую аккредитацию. Это кстати общая проблема всех технических стандартов, принимаемых «методом замены обложки» переводов международных и зарубежных стандартов.
В заключение остается добавить, что рассмотренный стандарт ориентирован на изготовителей, органы оценки соответствия и контрольные органы применительно к аспектам химической безопасности. В нем отсутствуют требования к функциональным свойствам или качеству художественных наборов. Поэтому какие-либо рекомендации для конечных потребителей в данном случае у меня отсутствуют.
На этом всё. До встречи в следующем выпуске «Просто о ГОСТах».
15 августа 2019 12:49 Александр |

- Отдыхать активно – питаться осознанно: в Москве...15.07.2025 105
- 12-я специализированная выставка товаров и услуг...14.07.2025 1162
- ГК «Рики» в шорт-листе XVIII Всероссийского...14.07.2025 112
- Кукольная терапия: как игрушки помогают детям...07.07.2025 245
- Приглашаем к участию в новом номере журнала...30.06.2025 4121
- «Как подготовить ребенка ко сну»18.06.2025 5421