|  |
Май 12 2019 г | Просто о ГОСТах. Разбираем ГОСТ 7371-89 «Велосипеды для детей. Общие технические условия» |
 | Евгений Мазин, эксперт по стандартизации, руководитель экспертного совета ТК 334 |
Майские каникулы пролетели и это означает что пора активно готовиться к летним каникулам, до которых всего какие-то три недели. И одним из первейших способов времяпрепровождения на которых является катание на велосипеде. Поэтому сегодня мы рассмотрим действующий стандарт на детские велосипеды, который, кстати, в сентябре этого года отметит свой 30-летний юбилей. Забегая вперед предположу, что данный стандарт вряд ли отметит свое 40-летие — указанные в нем требования к конструкции, исполнению, надежности и прочности хоть и являют замечательный, на мой взгляд, пример ответственной и профессиональной работы специалистов по стандартизации, но несколько устарели. Безусловно, в видении и формате конца 80-х этот стандарт был вполне неплох и очень предметен — правда для конструкторов и изготовителей, а не потребителей. Но в нынешних условиях он требует существенной адаптации под современные реалии, запросы и ожидания. Тем не менее, что-то мы все же можем почерпнуть полезного и интересного для себя. Поехали: 1. Детские велосипеды классифицируются на 4 вида: — трехколесные, с прямым приводом на переднее колесо; — трехколесные с цепным приводом на заднее колесо; — двухколесные с цепным приводом на заднее колесо; — комбинированные. Схема компоновки, конструкция и основные размеры детских велосипедов установлены в ГОСТ 25243-89 «Велосипеды для детей. Основные параметры и размеры». 2. Срок службы детского велосипеда должен составлять не менее трех лет. Предельным состоянием, наступление которого считается моментом окончания срока службы велосипеда, является необходимость замены рамы — в силу фактического изменения ее геометрических параметров или прочностных свойств. 3. Стандарт устанавливает предельные отклонения (допуски) от стандартных линейных размеров и штатного пространственного положения элементов велосипеда относительно друг друга. Проще говоря, какие отклонения от нормы допустимы — по соосности, перпендикулярности, биению, зазорам элементов относительно друг друга и поверхностью и т.д. — стандартом установлены семь соответствующих показателей. Проверить фактические отклонения визуально, без использования инструментальных средств контроля, не получится. Поэтому допустимые значения показателей отклонений не привожу.
| | 4. Велосипеды с цепной передачей должны быть оборудованы: — тормозной системой — ножным и/или ручным тормозами или их комбинацией; — щитком или защитным диском (только для двухколесных велосипедов). 5. Конструкция ручного и ножного тормозов стандартом не регламентируется. Указаны требования по креплению тросов, прилагаемому рабочему усилию (45-90 Ньютонов) и плавности работы ручного тормоза, а также максимальному углу начала срабатывания и усилию необходимому для срабатывания ножного тормоза (20-100 Ньютонов). Если упростить и округлить нормативные значения, то при приложении максимального усилия на тормоз на скорости 10 км/ч длина тормозного пути детского велосипеда с седоком массой 30 кг должна составлять не более 2,5 метров. 6. Передняя вилка (руль) всех велосипедов кроме трехколесных с прямым приводом должна иметь угол поворота не менее 60 и не более 75 градусов от продольной оси велосипеда. Руль должен поворачиваться контролируемо и свободно — без заеданий, рывков, заклиниваний. 7. Руль детского велосипеда должен быть устойчив к прилагаемым усилиям (на смещение и изгиб) в установленных стандартом пределах и иметь ручки, устойчивые к усилию на стягивание до 70 Ньютонов. Если руль регулируемый, он должен иметь риску, указывающую на максимальную отметку выдвижения руля из передней вилки. 8. Аналогично, сиденье и седлодержатель детского велосипеда должны быть устойчивыми к прилагаемым усилиям на смещение в установленных стандартом пределах (300 Ньютонов по вертикали и 100 — по горизонтали). 9. Комплект поставки (прим. состав комплекта, каким он должен передаваться потребителю) должен включать: — собственно велосипед; — насос для накачки шин велосипеда (если велосипед на пневматических шинах); — инструмент, необходимый для регулировки — для велосипедов, требующих регулировки при подготовке и в процессе их эксплуатации; — руководство по эксплуатации и/или паспорт изделия.
|  | Фото: www.orangebikes.co.uk |
| Теперь о том, чего в этом стандарте нет: — требований к материалам из которых могут изготавливаться рамы, узлы и основные элементы детских велосипедов, их видам и прочностным характеристикам; — требований к конструкции и компонентам колес (в т.ч. подшипникам и шинам), а также цепных приводов, современных ободных и дисковых тормозов, дополнительных колес и др.; — требований к детским велосипедам, имеющим несколько скоростей, в том числе требований к соответствующим компонентам; — требований по эргономике, наличию и расположению отдельных элементов — подножек, крыльев, устройств подачи сигналов, световых устройств; — требований по максимальной массе детского велосипеда; — методов испытаний. Также было бы здорово состыковать его требования с требованиями параллельно действующих ГОСТ Р ИСО 8098-2012 «Велосипеды для детей младшего возраста. Требования безопасности» и ГОСТ EN 71-1-2014 «Игрушки. Требования безопасности. Часть 1. Механические и физические свойства».
|  | Фото: www.orangebikes.co.uk |
| Что порекомендовать потребителям при выборе и покупке именно детского велосипеда:— Стараться не покупать велосипеды неизвестных изготовителей у неизвестных продавцов. — Предпочтение, если это возможно, отдавать моделям с алюминиевой, а не стальной рамой — для детей масса имеет существенное значение — Выбирать велосипед по росту — на слишком маленьком для него ребенок будет быстро уставать, а слишком большим он не сможет безопасно управлять. — Обращать внимание на наличие кожуха защиты ведущей звездочки («кассеты») и цепи. Его наличие принципиально. — Позаботиться о максимальной заметности велосипеда как в дневное, так и в вечернее время — катафоты, фликеры, мигающие фонари лишними точно не будут. — Одновременно с приобретением велосипеда позаботиться об обязательном приобретении защиты головы ребенка — шлем жизненно необходим, даже если ребенок вышел «на пять минут» или «покататься на пятачке». Поскольку ГОСТа на шлемы нет, при выборе лучше отдавать предпочтение шлемам с маркировкой “EN 1078”. На сегодня всё. До новых встреч в рубрике «Просто о ГОСТах».
| | Евгений Мазин, эксперт по стандартизации, руководитель экспертного совета ТК 334
| | | | | | |
Оценка: |
 |
 20 М |
|  |
Еще в категории другие материалы в разделе
|
Социальные сети добавь себе закладку
|  |
Поставить свой Like в любимых социальных сетях
|
Комментарии
К этому материалу пока нет комментариев, ваш будет первым.
6 Дек. 2019 19:03 НравитсяВсего 22 человекa 22 |  |
|
6 Дек. 2019 19:03 НравитсяВсего 22 человекa 22 |  |
|
|  | |