|
Из-за пандемии коронавируса и падения покупательной способности населения многие компании, работающие на рынке детских товаров, испытали некоторые сложности, но нашли возможности для развития и в целом успешно пережили непростой 2020 год. Рассказать о ситуации в отрасли и поделиться рекомендациями мы попросили производителей и дистрибьюторов продукции для детей.
|
|
СВЕТЛАНА ТИХОНОВА, КОМПАНИЯ «Я РАСТУ ТОЙЗ»: 2020 год был совсем необычным для всех нас. Не только для нашей компании, не только для рынка детских товаров, но и для человечества в целом! Мы познали, что такое локдаун, карантин, страх за близких. Эти испытания позволили нам понять ценность семьи, здоровья родных, взаимной поддержки, нашей работы. Что нам помогло в 2020 году? Мы еще раз убедились: мы команда, и можем гордиться тем, что за время пандемии не потеряли ни одного сотрудника, а, наоборот, приобрели новых. Мы открыли в себе новые ресурсы, новые грани. Наш ассортимент пополнился новыми брендами. В целом, подводя итоги прошедшего года, хочу сказать, что испытания не сломили нас, а сделали сильнее.
|
Колоссальных потерь мы, к счастью, не понесли. Основная часть нашего ассортимента — это развивающие и настольные игры для детей, пазлы, игры для купания. В период карантина эта продукция пользуется спросом: дети проводят время не в детских садах и школах, а дома вместе со своими родителями. Как известно, одними мультфильмами сыт не будешь, и взрослым для занятий с детьми приходится подключать фантазию и использовать все имеющиеся в доме игры. Надеемся, что в ближайшее время наш ассортимент не только не потеряет актуальности, но станет еще популярнее. Ведь время, которое люди проводят дома с близкими, предполагает необходимость организовать не только учебу и работу, но и веселый, интересный, развивающий совместный досуг. Наши игры — это как раз то, что для этого нужно.
|
|
|
Сегодня важно не впадать в панику, а проводить антикризисную политику, наблюдать за стремительными изменениями вокруг и ориентироваться на них. Мир меняется у нас на глазах, и нужно суметь встроиться в новые реалии. Большая часть бизнеса уходит в онлайн, поэтому и в интернет-коммуникациях необходимо создать высокий уровень качества и клиентоориентированности. Следует искать новые площадки для продвижения, привлекать новых клиентов, увеличивать продажи — интересы клиента должны быть в приоритете. Важно уметь быть гибкими и видеть новые возможности во всем!
|
ДАРЬЯ ЕРМАКОВА, ИЗДАТЕЛЬСТВО «ПРОСТЫЕ ПРАВИЛА»: Рынок детских товаров оказался одним из самых стойких. Особенно рынок игрушек. Это не первый для отрасли кризис, но она всегда сохраняет устойчивость. Для нас 2020 год был особенным. Непривычный рост продаж весной во время всеобщего карантина и рекордные показатели выручки в последние месяцы. Пандемия, безусловно, помогла: мы вышли на новую аудиторию. Многие потребители открыли для себя настольные игры и теперь используют их не только для отдыха, но и для обучения. Большая доля успеха объясняется еще и тем, что мы усилили продвижение хитов, выпустили пять новых классных игр и провели редизайн двух игр, уже присутствовавших в нашем ассортименте. А наша особая гордость — это то, что несколько новинок созданы целиком на нашем собственном деревянном производстве.
|
Известный тезис, что на детских товарах покупатели экономят меньше, чем на других, получил подтверждение и в этот раз. Также интересным оказался тот факт, что сейчас люди покупают игрушки не только детям, но и себе. Оказалось, что взрослые вполне готовы тратить деньги на игрушки для себя и уделяют больше времени хобби и досугу. Это касается взрослых пазлов, игр, коллекционирования. Спрос и объемы продаж из-за пандемии непредсказуемо выросли — порой даже было сложно обеспечить наличие товара. Самый растущий сегмент во время нынешнего кризиса — это игры и пазлы. Начало тенденции на семейное потребление игр и пазлов положено, так что продажи в этой категории будут расти и дальше. Поэтому самое лучшее, что сегодня можно делать, — это предлагать качественные товары для семейного досуга, подогревая интерес к тренду.
|
|
|
ДАРЬЯ СМИРНОВА, ТОРГОВЫЙ ДОМ «КУРНОСИКИ»: Рискую выступить Капитаном Очевидность, но легким 2020 год не назовешь. На протяжении пяти лет (с 2016 года) сокращается рождаемость, а это значит, что трудности испытывает уже не только сегмент товаров для малышей до трех лет: емкость рынка товаров для детей трех-семи лет тоже сократилась. Кроме того, на фоне общего спада экономической активности населения (тут и курс валют постарался, и рост безработицы, и вынужденные каникулы) фразу «на детях не экономят», к сожалению, видимо, придется пока отложить (будем надеяться, не в самый долгий ящик). Мы старались быстро реагировать на вызовы этого крайне нестандартного года. Из-за продолжающейся пандемии большая часть сотрудников была переведена на «удаленку». Как следствие, изменились режим работы и инструменты коммуникации, произошли корректировки в структуре компании. Однако новые схемы работы в дистанционном режиме налажены, взаимодействие эффективно.
|
Что было самым сложным в 2020 году? Наше российское производство детских товаров работает стабильно и бесперебойно, а вот поставки с контрактного производства из Китая и Юго-Восточной Азии пришлось отстраивать буквально заново: многие зарубежные производители увеличили сроки поставок, а также сократили свои производственные мощности из-за того, что в период пандемии существенно снизились объемы заказов на мировом рынке в целом. Кроме того, в прошлом году возросла себестоимость детских товаров, в состав которых входят нетканые материалы: рост цен на это сырье был обусловлен тем, что именно оно используется в медицинских масках. Да и в целом нельзя сказать, что продажи чувствовали себя стабильно. Когда штормит весь рынок, мы тоже подвержены качке. Но были и позитивные для нас моменты. В марте 2020 года Правительство РФ утвердило перечень непродовольственных товаров первой необходимости. В этот список вошли 23 категории, в том числе соски, бутылочки для кормления и детские гигиенические средства, на выпуске которых специализируются наши бренды «Курносики» и «Мир детства ». Бутылочки для кормления младенцев и соски мы выпускаем на собственном российском производстве, и важно, что организациям, которые обеспечивают население товарами первой необходимости, было разрешено продолжать работу и реализовывать продукцию.
|
|
|
В условиях пандемии существенно выросли продажи в группе «Детская бытовая химия и гигиена», в частности, мы зафиксировали высокий спрос на антибактериальные салфетки, универсальные моющие средства. Мы уже много лет развиваем это направление под брендами «Курносики» и «Мир детства» и смогли ответить на запрос рынка, увеличив поставки детской косметики и средств гигиены. Рынок товаров для детей из-за массового перехода на удаленный формат работы и на дистанционные продажи сделал большой и быстрый шаг по переходу в онлайн, поэтому я бы рекомендовала обратить самое серьезное внимание на digital-инструменты и ресурсы интернет-торговли. Нам всем предстоит научиться налаживать контакт с аудиторией в этих условиях, активнее придумывать и продвигать интересные онлайн-акции и предложения для крупных сетевых клиентов.
|
|
|
Я бы посоветовала нацелиться на поиск российских партнеров: затянувшаяся пандемия сделала еще более актуальным вектор на импортозамещение и острее показала проблемы удаленных зарубежных поставщиков. Кроме того, еще один важный аргумент, чтобы повернуться в сторону российского производства, — это Постановление Правительства № 616, запрещающее при проведении госзакупок допуск к тендерам ряда иностранных промышленных товаров. В связи с этим очень важно вовремя провести официальную сертификацию российской продукции. В целом сейчас очень важно следить за разъяснениями Минпромторга, поскольку информации, касающейся детской индустрии, много. В том числе делается немало шагов, нацеленных на сохранение и развитие отрасли. Каким бы сложным ни был прошедший год, с какими бы проблемами мы ни вступали в новый, будущее у нас есть: в России индустрия производства детских товаров остается одной из самых перспективных предпринимательских ниш с точки зрения роста и развития.
|
ДАРЮС РАКИЦКАС, КОМПАНИЯ «ВЕСТА»: 2020 год для всех рынков был очень необычным и сложным, а для многих производителей и поставщиков — фатальным. Но именно эта ситуация заставила бизнес изменить свои стратегические планы и вектор развития. Гибкие и быстрые приспособились и двигаются дальше, но многие, к сожалению, не смогли этого сделать. Наша компания, безусловно, прочувствовала сложности в полной мере: падение спроса, уход с рынка многих наших партнеров, сложная ситуация с действующими партнерами. Но мы за этот период сделали очень много! И результаты работы в прошлом году, конечно, дадут положительную динамику и в 2021 году. Самое большое влияние кризиса мы ощутили в сегменте крупногабаритной продукции средней ценовой категории — в колясках, детских манежах и т. п. Из-за серьезного падения доходов населения большей популярностью стали пользоваться б/у товары, продающиеся на вторичном рынке.
|
А категория товаров для мам выросла в основном благодаря тому, что многие потребители перешли на более доступные по цене бренды. Наша торговая марка BABOO — это относительно новый бренд на рынке, продукция средней ценовой категории и при этом высокого качества. В прошлом году достоинства наших товаров смогло оценить гораздо большее количество покупателей, выбирающих не по бренду, а по цене. Мы видим это не только по росту продаж, но и по множеству положительных отзывов о продукте. Вся наша деятельность направлена на улучшение качества детской продукции, на расширение ассортимента, улучшение его представленности в онлайн-каналах и, что самое важное, на сохранение доступных цен в этот сложный для наших покупателей период.
|
|
|
Что помогало нам выжить? Наши партнеры, наши идеи, вовремя принятые правильные решения и, конечно, наш коллектив! В такой период сложно давать какие-либо советы: ситуации у всех компаний очень разные. Но в любом случае важно не стоять на месте, а двигаться дальше, развиваться, добросовестно делать свое дело и верить в него. Мы не можем влиять на глобальные процессы, но важно сконцентрироваться и управлять ситуацией на своем уровне.
|
ОЛЬГА МУРАВЬЕВА, КОМПАНИЯ «БЫТПЛАСТ»: Пандемия коронавируса подстегнула развитие трендов, зародившихся ранее. Так, в период самоизоляции и закрытия непродовольственной розницы снизилась частота импульсных покупок в офлайн-магазинах, при этом выросла доля покупок онлайн. Работа в удаленном режиме также способствовала развитию интернет-продаж и доставки. Продукция под торговыми марками «Пластишка» и Kidfinity широко представлена в офлайн-рознице, поэтому локдаун и существенное сокращение потока покупателей в этих магазинах ударили, конечно, и по нам. Но положительным фактором стало то, что к моменту начала пандемии наши товары уже продавались через интернет-площадки, в том числе через собственный интернет-магазин.
|
Детский ассортимент компании «Бытпласт» включает в себя товары для гигиены и кормления новорожденных, мебель и изделия для хранения игрушек и товаров для творчества. Самоизоляция и сокращение количества импульсных покупок в офлайн-магазинах предоставили людям возможность более внимательно подходить к выбору товаров. Компания «Бытпласт» крайне внимательно относится к качеству продукции, поэтому наши товары имеют хорошие рейтинги в онлайн-магазинах, что является важной причиной для покупателей выбрать именно наши товары – Kidfinity или «Пластишка». Мамы уже давно предпочитают покупать многие товары для новорожденных именно через интернет, ориентируясь на отзывы других мам. Карантин усилил эту тенденцию. И хотя онлайн-продажи не смогли полностью компенсировать продажи, не состоявшиеся из-за закрытия непродовольственных магазинов, интернет-канал существенно облегчил положение дел. Также в плюс сыграло развитие экспортных продаж: в то время как в России пандемия только набирала обороты, в других странах локальные ограничения уже были сняты или еще не были установлены. На пользу рынку пошли и государственные выплаты для детей. Сегменты товаров для новорожденных и товаров для хранения игрушек и канцелярских изделий, в которых мы и представлены, оказались среди тех, на которых поддерживающие выплаты сказались положительным образом.
|
Но снижение доходов и покупательной способности населения привели к тому, что продуктовый ретейл (в котором также представлены непродовольственные товары) начал активно развивать модель жестких дискаунтеров, а потребители — чаще выбирать товары со скидкой и недорогие бренды. В соответствии с этой тенденцией торговая марка «Пластишка» пополнилась детскими поильниками и прорезывателями, и эта часть базового ассортимента пользовалась в прошлом году большим спросом. Предсказываемый некоторыми экспертами «карантинный бэбибум», на который рассчитывали многие производители товаров для новорожденных, все же не случился, поэтому ожидать каких-то существенных изменений в стандартном соотношении продаж по товарным подгруппам нашего детского сегмента не приходится.
|
Коллегам, клиентам и партнерам могу порекомендовать: не бойтесь выпускать новинки. В период турбулентности на рынке мы расширили линейку товаров для кормления «Пластишка» – и оказалось, что, несмотря на высокую конкуренцию, простые, базовые вещи для малышей востребованы всегда. Развитие онлайн-продаж является очевидным будущим всего ретейла, и усиление позиций компании в e-commerce является важной задачей. Самым большим вкладом в стабильность продаж является диверсификация различных площадок и рынков: онлайн и офлайн, центр и регионы России, экспорт в страны ближнего и дальнего зарубежья. Так, компания «Бытпласт» уже много лет успешно экспортирует свою продукцию в Белоруссию, Казахстан, Армению, Германию, Чехию, Францию и Эстонию.
|
|