Инструкция: как выпустить и продать товар с героями известных мультфильмов и не получить судебный иск
| |||||
| |||||
«Важно, чтобы в расчётах принимал участие сотрудник, который имеет чёткое представление о возможных объёмах продаж, — поясняет Людмила Цой из "Кинокомпании СТВ". — На территории нашей страны очень низкая степень прозрачности бизнеса. Правообладатель старается указать в договоре объёмы, приближенные к реальным, а не стартовые партии, как это практикуется, например, в Европе». Сумма минимальной гарантии можно разбить на аванс, который вносится после подписания договора, и несколько выплат. Чаще всего выплаты начинаются после старта продаж. По словам Людмилы Цой, минимальная гарантия и отчисления роялти — не единственные затраты, которые ожидают производителя. Ему стоит учитывать затраты на распространение товаров в торговых сетях (ретро-бонусы, проведение акций), участие в выставках, промо в местах продаж, работу с конечной аудиторией. Договор подписан, что дальше Кроме договора, производители получают свод правил, в которых прописаны стандарты использования персонажей: цветовая палитра, рекомендации по шрифтам и так далее, рассказывает директор по развитию бизнеса и лицензированию «0+ Медиа» Валентина Курсанова. Некоторые правообладатели устанавливают дополнительные требования. Так, Disney разрешает производить товары только на фабриках, которые прошли сертификацию. Кроме того, студия не разрешает каким-либо образом обыгрывать бренд или создавать своё видение героя. Каждое изменение необходимо согласовывать с правообладателем. Чтобы облегчить задачу, студия предоставляет производителям готовые изображения героев и шрифтов. Что будет, если использовать известных персонажей без разрешения По словам управляющего партнёра компании «Башук Чичканов, юридическая фирма» Алексея Башука, почти все известные персонажи зарегистрированы в качестве товарных знаков. Кроме того, персонаж может быть признан самостоятельным результатом творческого труда, а значит, авторское право будет защищать его отдельно от произведения. Например, если производитель без разрешения выпустил постельное бельё с Человеком пауком, то он нарушает право на товарный знак и авторское право. По статье 1515 ГК РФ за незаконное использование товарного знака правообладатель может потребовать компенсировать:
По статье 1301 ГК РФ за нарушение авторского права выплачивается такая же компенсация, как и за товарный знак. Иногда правообладатели требуют одновременно взыскать компенсацию и за нарушение авторского права, и за незаконное использование товарного знака. Но на этом дело не заканчивается — правообладатель может обратиться в ФАС, Роспотребнадзор и полицию, продолжает Алексей Башук: раз предприниматель использует бренд без разрешения, значит он ведёт недобросовестную конкуренцию, нарушает закон о рекламе и вводит потребителей в заблуждение. За недобросовестную конкуренцию суд по заявлению ФАС оштрафует юридическое лицо минимум на 100 тысяч рублей по статье 14.33 КоАП РФ. По иску Роспотребнадзора компанию-нарушителя оштрафуют ещё раз — на сумму от 50 до 200 тысяч рублей, а директора компании — от 10 до 50 тысяч рублей по статье 14.10 КоАП РФ. Если окажется, что нарушение совершалось неоднократно или причинило крупный ущерб, то оно будет рассматриваться по уголовному кодексу (пункт 1 статьи 180 УК РФ). За это грозит лишение свободы на срок до двух лет и штраф до 80 тысяч рублей. Теоретически педприниматель может избежать ответственности, если докажет, что нарушение интеллектуальных прав произошло вследствие непреодолимой силы (третий пункт статьи 1250 ГК РФ). Однако по словам Алексея Башука, на практике это ещё никому не удавалось. Доход от продажи лицензий составляет существенную долю выручки мультипликационных компаний. Это позволяет студиям развивать существующие проекты и запускать новые. Например, в портфеле лицензиатов «Мармелад Медиа» более 120 компаний, которые производят 8000 наименований продукции в 40 товарных категориях. «В среднем количество новых лицензиатов составляет 20 клиентов в год. Доля дохода компании от лицензирования достигает 54%», — сообщает директор лицензионного департамента агентства «Мармелад Медиа» Юлия Голова. Поэтому правообладатели регулярно подают в суд на производителей контрафакта. Так, в 2017 году обладатель прав на товарный знак «Свинка Пеппа» британская компания Entertainment One UK подала в суд более 200 исков за продажу нелицензионных игрушек с изображением персонажа. «СТС Медиа» с 2018 по 2019 год планировала подать в суд больше сотни заявлений, связанных с незаконным использованием товарного знака «Три кота». Что делать продавцам За продажу нелицензионных товаров наказывают как производителя, так и продавца — даже если продавец не знал, что товар контрафактный (статьи 1515, 1250 и 14.10 КоАП РФ). Поэтому стоит заранее узнать, есть ли у производителя лицензия. По словам Алексея Башука, самый надёжный способ убедиться в этом — спросить напрямую у правообладателя. Для начала он советует проверить сайт правообладателя, где могут быть указаны партнёры-производители и продавцы лицензионной продукции. Если таких данных на сайте нет, то стоит попросить у поставщика копию лицензионного договора, а затем уточнить у правообладателя — подлинный ли он. Кроме того, подтвердить подлинность товара могут таможенные сертификаты и сертификаты соответствия. Но одним только сертификатам доверять не стоит, предупреждает Башук. В Таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности (ТРОИС) товарные знаки не попадают сами собой. Внесение знака в ТРОИС — это сложная процедура, которой пользуются не все правообладатели. Может возникнуть ситуация, когда таможня впустила товар в страну, выдала сертификаты, а потом оказалось, что товар произведён с нарушением прав на чужой знак. В таком случае отвечать за нарушение будет российский ритейлер, и сертификаты не помогут избежать ответственности. Алексей Башук советует добавить в договор с поставщиком условие о том, что в случае суда с правообладателем тот обязуется принять участие в процессе. Более того — предоставить все документы, подтверждающие, что товар — лицензионный. Также в договор стоит добавить условие, что поставщик компенсирует ритейлеру весь ущерб, если правообладатель или госорганы взыщут с того компенсацию за контрафакт. Коротко
Источник: vc.ru |
| ![]() | Другие материалы в разделе
|
Предыдущий материал Юлия Бостанова (САКС ЛИЦЕНЗИЯ): «Лицензия помогает продавать, но не снимает ответственность с ретейлера» | Следующий материал Взгляд вглубь природы: как итальянские оптические игрушки Navir возвращают детям радость открытий |
#детские товары, #лицензионная продукция
-
Игрушки BertToys выпустили подарочные сертификаты в поддержку..10.03.2564НравитсяВсего 1 человек1
-
Организаторы «KIDS RUSSIA 2025» объявили о собственной программе..10.02.25159НравитсяВсего 2 человекa2
-
Russian Licensing Awards 2024: Продолжается прием заявок на..10.02.25121НравитсяВсего 2 человекa2
-
В гипермаркетах Крыма появились игрушки BertToys20.11.24130НравитсяВсего 4 человекa4
-
Игрушки BertToys – победители премии “Выбор мам - 2024”09.11.24468НравитсяВсего 2 человекa2
-
В Москве прошел 9-й ежегодный Саммит лидеров отрасли в сфере..16.09.24140НравитсяВсего 4 человекa4
Новости
-
Продолжается приём заявок на участие в XIII ежегодной Премии..19.05.25110НравитсяВсего 2 человекa2
-
Вышел новый выпуск журнала KANZOBOZ.LIFE / KIDS10.02.25242
-
Объявлены лауреаты Премии за развитие детской отрасли Best for..12.11.24195НравитсяВсего 1 человек1
Другие материалы компании KidsOboz.ru
-
Детский бренд развивающих игр и пазлов «Харди Гарди» вышел в..12.10.24656НравитсяВсего 3 человекa3
-
Группа ВТБ: больше половины россиян назвали 2023 год удачным для..19.12.23481НравитсяВсего 1 человек1
-
В России начал выходить новый детский журнал об искусстве «Юный..14.12.23524НравитсяВсего 3 человекa3
-
Авито Авто: сезонный спрос на детские снегоходы с пробегом вырос..12.12.23241НравитсяВсего 1 человек1
-
Онлайн-версия журнала KIDSOBOZ 202310.11.23696НравитсяВсего 1 человекСуперВсего 1 человек2
-
Вера Оболонкина (ТЕЛЕКАНАЛ КАРУСЕЛЬ): «Детям нравятся..25.10.23721НравитсяВсего 2 человекa2
-
Екатерина Богачева (АКАДЕМИЯ МЕРЧЕНДАЙЗИНГА): «Важен четкий..25.10.23787НравитсяВсего 1 человек1
- «ТЦ СФЕРА» приняла участие в главном книжном...23.05.2025 51
- Карандаш и кисть — инструменты патриота: как...23.05.2025 44
- Когда сказка звучит: классическая музыка, которая...23.05.2025 48НравитсяВсего 1 человек1
- Взгляд вглубь природы: как итальянские оптические...20.05.2025 103
- Как выбрать безопасную игрушку для малыша: гид...25.04.2025 447НравитсяВсего 5 человек5
- Почему дети привязываются к определённым игрушкам?09.04.2025 649НравитсяВсего 1 человек1