Случайное KidsФото
1 Издательство «Творческий Центр Сфера» 579.00
2 ЯРКО 399.00
3 Группа компаний «Рики» 374.00
4 ВЕСНА 323.00
5 Феникс+ 309.00
6 Шэвуш (BADA BOOM) 264.00
7 Союзмультфильм, Киностудия 259.00
8 BONDIBON \ «Джин» 256.00
9 Мельница, лицензионное агентство 237.00
10 Хатбер-М 225.00
11 КИНОМАНИЯ ТВ 206.00
12 Гранд Экспо 201.00
13 Колорит (Lori) 184.00
14 Выставка «Мир детства» (АО «ЭКСПОЦЕНТР») 184.00
15 "ФК "ФОРУМ" 183.00
16 BODO 179.00
17 РОКСИ (Roxy-Kids) 165.00
18 Мегапласт 164.00
19 ТМ G′n’K (Ариадна-96) 163.00
20 СТС Медиа 163.00
Все участники рейтинга компаний →
Спецпредложения
3D ПАЗЛЫ из фетра
3D ПАЗЛЫ из фетра
3D ПАЗЛЫ из фетра
37 РУБ
Акварельная краска под
Акварельная краска под
Акварельная краска под
звоните
Набор для опытов
Набор для опытов
Набор для опытов
133 РУБ
16 августа 2018

Shopping Index: экономим на детях?

Shopping Index: экономим на детях?

На фоне планомерного снижения покупательской активности торговые центры по-прежнему ожидают роста трафика и выручки в июле-августе, когда начинается период подготовки к школе. Однако данные последних лет показывают, что и на сезон back-to-school особых надежд питать не стоит. Принцип «разумного потребления» работает и в отношении закупок для школьников.

Потребительские настроения в стране изменились, изменилась и  модель потребительского поведения москвичей в праздники. Режим экономии стал нормой жизни для россиян.

Не за горами первое сентября и «школьный шопинг» – стрессовый период и для родителей, и для ритейлеров. Ведь именно в это время повышаются объемы продаж в детском секторе и в сегменте «электроника», поэтому к нему все серьезно готовятся. 

Анализируя все предпраздничные периоды на данных Shopping Index, нельзя не заметить, что именно во время школьного шопинга произошло самое существенное снижение потребительской активности за пять лет – на 28% LFL.(см график 1). 

По данным исследований Watcom, в целом доля импульсных покупок россиян значительно сократилась. 

Напомним, что снижение Shopping Index началось в 2014 году, после публикаций в СМИ о событиях в Украине и вводе в эксплуатацию рекордного количества коммерческих площадей.

Shopping Index: экономим на детях?

Чемпионат Мира в июне-июле 2018 года повлиял на рост продаж в ритейле (услуги, интернет, пиво и снеки, поездки по стране). Но в целом для экономики, по словам Владимира Осаковского, экономиста Bank of America, эффект был не столь значимым: 1 % ежемесячного ВВП между вторым и третьим кварталами. (Bloomberg, 12 июля 2018 г., 5:00 GMT

Заявление о повышении ставки налога на добавленную стоимость (НДС) с 18% до 20% в июне значительно повлияло на настроение россиян: индекс ожиданий (в рамках исследования потребительских настроений россиян ФОМ для Центробанка России) в этом же  месяце значительно снизился.

Shopping Index: экономим на детях?

Вернемся к back-to-school сезону. По данным экспертов, рынок школьных принадлежностей растет очень быстро.

По данным ВЦИОМ в 2017 году, расходы на сбор ребенка в школу действительно занимали существенную доля семейного бюджета и составили в среднем 12 745 рублей. По данным других исследовательских агентств – от 20000 до 30000 рублей, что занимает большую долю семейного бюджета. 

По мнению экспертов, в частности, генерального директора E-commerce Fitness Ефима Алдухова, в «последние годы происходит отток трафика из ТРЦ в онлайн магазины и гипермаркеты: Ашан, Лента и др. в силу того, что покупатель, в первую очередь, смотрит на цену».

На снижение трафика в преддверии «школьного сезона» могло также повлиять снижение уровня рождаемости в России, который по данным Росстата упал сразу на 10,7% в 2017 году.

Некоторые торговые центры Москвы также зафиксировали «проседание» трафика перед школьным сезоном. Так, по словам генерального директора Crocus Group Ольги Антоновой, «При сравнении динамики посещаемости в праздничные недели за 2015-2018гг. в VEGAS Крокус Сити, который открылся  29.05.2014, . был зафиксирован «просест» на 6% на 35 неделе 2017г., перед 1 сентября, по сравнению с 2016г. и на 6-7% на 50 и 51 неделе в 2017г., по сравнению с 2016г. В целом в праздничные недели за 2015-2018гг. наблюдался прирост трафика. 

Shopping Index: экономим на детях?

Что касается VEGAS Каширское шоссе, при сравнении с 2013 годом (2013 – базовый), в 2017 году наибольшее «проседание» было отмечено на неделе 8 марта и на майские праздники.

В черную пятницу и предновогодний период наблюдался рост (2-3%). В остальных праздничных периодах было небольшое «проседание» от 2% до 8%. Таким образом, в 2017 года наблюдалось некоторое восстановление. За 1 полугодие 2018г. показатели по праздникам, в целом, лучше, чем в 2017 году».

Как комментирует Анна Петухова, директор по маркетингу «АФИМОЛЛ», «Самый низкий показатель прироста, и это действительно общерыночный тренд – период «back to school».

«Сложно сказать наверняка, – говорит эксперт, – но можно предположить, что в 2017 году произошло восстановление  туристического рынка +27% к 2016 году, и люди поехали отдыхать. Как известно, самое популярное время отпусков – август. Таким образом, россияне попросту не были в стране в этот период. В остальном мы зафиксировали прирост – в 2018 году – на майские праздники - +31%, по сравнению с 2018 LFL, 22-23 февраля – на 22 % LFL. 7-8 марта – на  19% LFL.

В 2017 году - 25-31 декабря – увеличение трафика на 22% LFL, по сравнению с 2016 годом, 01-31 декабря – на 18%, Черная пятница – на 25%., 20-31 августа - на 7 %.». По словам эксперта, на рост трафика повлияло  два важных фактора: открытие МЦК в непосредственной близости от ТРЦ и расширение инфраструктуры вокруг ТРЦ. В среднем органический прирост трафика с учетом данных факторов составляет 12-14 % относительно прошлого года. Остальное – удачная маркетинговая стратегия».

Ольга Летютина, генеральный директор управляющей компании «Столица Менеджмент» (торговые центры «Столица») комментирует ситуацию в целом с 2013 года, фокусируя внимание на ТЦ малого формата: «Анализируя динамику посещаемости торговых центров за весь период, можно отметить несколько моментов. Самое очевидное, что из года в год она падает и это связано, как с экономической ситуацией, так и с увеличением вводимых в эксплуатацию торговых центров.  Посетительский поток, образно выражаясь, «размазывается, как слой масла по локации и становится более тонким».  Прирост населения не успевает за ростом торговых площадей, тем самым каждый отдельный ТЦ получает в итоге меньший трафик».

На графике мы видим общую картину, но, если учитывать различие форматов торговых центров, более дифференцированные кривые подробнее бы показали все процессы, которые происходят с покупательской аудиторией. Любопытно рассмотреть сезонные провалы и пики, связанные с праздниками и различными годовыми периодами.  

Пики во все года, с 13- по 18 - это любимый россиянами гендерный праздник 8 марта.  Ранее достойную конкуренцию составлял еще Новый год, но сейчас люди стали более бережливо относиться к покупкам в предновогоднюю неделю. Отметим, что мужчины, в стремлении приобрести подарки, намного опередили женщин, которые на 23 февраля не проявляют повышенного интереса к покупкам в ТЦ.  Скорее всего, это связано с тем, что женщины и так являются основной аудиторией посетительского потока, и на 23 февраля их количество увеличивается незначительно, в отличие от мужчин, которые считают своим мужским долгом отстоять очередь в «Летуаль» в канун Международного женского дня.

Так же из вышеупомянутых графиков следует, что самое большое падение по сравнению с 13 годом приходится на последнюю неделю в конце августа. Это связано с тем, что родители стали более рачительно тратить деньги на сборы ребенка в учебные заведения, отдавая предпочтения поездкам в более дешевые магазины или покупкам через интернет.  

Здесь стоит отметить, что мы, как представители торговых центров малого формата имеем прямо противоположную картину в сравнении с представленным общим графиком. Именно со второй половины августа у нас начинается активный рост посещаемости, который продолжается почти до середины сентября.  Скорее всего, в представлении целевой аудитории малый формат (ТЦ в нашем районе) видится, как более доступный, с более демократичным в ценовом плане набором арендаторов.  При правильном подборе арендаторов и соответствующей маркетинговой поддержке, у малых ТЦ больше шансов привлечь покупательский поток в сложившихся современных условиях. 

Это касается не только школьного сезона, но и общей посетительской тенденции. С нашей стороны мы видим прирост трафика на 7-9% ежегодно в торговых центрах малого формата «Столица». Население отдает предпочтение целевым покупкам у дома поездкам в большие ТЦ. 

Также интересно прокомментировать заметное падение на представленном графике в 15-ю и 16-ю недели, которое приходится на середину апреля.

Есть несколько предположений, почему так происходит: во-первых, население настолько увлечено покупками подарков в марте, что начинает использовать кредитные карты, кредит по которым старается гасить в апреле. 

Во-вторых,  на апрель приходятся основные выплаты по годовым бонусам. Возможно, со сложившейся экономической ситуацией эти выплаты или уменьшились или совсем были отменены, тем самым покупательская способность упала, в сравнении с апрелем 2013 года. 

В-третьих, середина апреля – начало подготовки к дачному сезону, которая в «хорошие годы» велась активно, а сейчас проходит более избирательно и экономически взвешенно.

В любом случае, скорее всего, это совокупность факторов, которые в итоге дают общую картину по апрельскому падению.  Отмечу, что это явление совпадает и с графиками посещаемости малых торговых центров «Столица» и, скорее всего, имеют общие корни для всех форматов».

Константин Анисимов, менеджер  по маркетингу Fashion House, наоборот, отмечает рост посещаемости в Аутлете в период подготовки к «школьному сезону», благодаря тому, что, в первую очередь, покупателя волнуют скидки: «Последние две недели августа традиционно считаются самыми популярными с точки зрения шопинга и самыми важными для большинства торговых центров. Причина отнюдь не только в подготовке ребенка в школу. 

Можно отметить несколько факторов: на этой неделе заканчиваются распродажи у большинства ритейлеров, скидки на сток достигают – 90%, новые коллекции уже в магазинах, большинство людей уже вернулись из отпуска и готовятся к осени, и, наконец, это последняя неделя перед 1 сентября, когда важно успеть подготовить ребенка к школе. Доказательством этому служат выручки всех ритейлеров за эти недели. В Аутлете FASHION HOUSE, например, за 2017 г. оборот арендаторов последней недели августа в три раза превысил средний оборот.

Отрицательная динамика, наблюдающаяся с 2013 г. напрямую связана с падением рубля и, как следствие, индекса потребительской уверенности. А так как конец августа – самый важный период ритейла в год, то и падение активности покупателей – самое значительное».

Президент Watcom Роман Скороходов резюмирует: «Сегодня на «путь к покупке» влияют множество факторов: от сезонности и ее влияния на трафик в той или иной локации  до правильно спланированной маркетинговой стратегии. Подход должен быть комплексный, учитывающий все точки контакта на шопинге. Важна также оптимизация процессов управления и создание максимальных удобств для покупателя».

Мария Вакатова, Партнер по исследованиям Watcom

Публикует NEW-RETAIL.RU

Комментарии
К этому материалу пока нет комментариев, ваш будет первым.
Обсудить материал
Автор: Email:
Код*:
Введите символы, указанные
на картинке справа. Обновить.


Предыдущий материал
Спецпроект Роскачества: рюкзаки для школьников
Следующий материал
Комфорт для детей и родителей: почему социальная инфраструктура — новая норма



Новости



Другие материалы компании KidsOboz.ru