|
Несмотря на актуальные проблемы российской экономики, 2022 год стал для «Рельеф-Центра» временем активного развития. Это касается как производственного направления компании, так и дистрибуции иностранных брендов. С вопросами о ситуации на канцелярском рынке и о работе холдинга мы обратились к директору по стратегическому развитию группы «Рельеф-Центр» Руслану Томилину.
|
Руслан, чем Вас с точки зрения бизнеса порадовал, а чем огорчил 2022 год? «Рельеф Центр» сейчас развивается так же стабильно и активно, как в предыдущие годы, или общие для кан целярского рынка проблемы не обошли холдинг стороной?
Последние годы весь российский бизнес находится в тонусе, поэтому чем-то удивить или огорчить, вероятно, уже нельзя. Конечно, радуют возможности, которые открываются на турбулентном рынке, и «Рельеф-Центр» всегда их активно использует. 2022 год дал компании новый импульс для развития. Консолидация всех коммерческих подразделений холдинга под крышей ООО «Рельеф-Центр» произошла вовремя. Безусловно, компания серьезно выиграла от этого решения и, что немаловажно, будет выигрывать в ближайшие годы. Наши производственные подразделения развиваются, а текущая ситуация открывает новые возможности для роста.
Все ли мировые бренды из ас сортиментного портфеля «Рельеф-Центра» продолжают поставлять свою продукцию в Россию?
Все бренды, которые мы поставляли в Россию в 2021 году, поставляются и в 2022-м. Процесс решения каких-то конкретных вопросов занял время, но сегодня можно сказать, что ситуация стабильна. Кроме того, у нас появились новые возможности. В августе мы получили первую поставку Parker; поставка Waterman на очереди в сентябре. Есть ощущение дальнейшей консолидации на рынке, поэтому мы будем и дальше искать возможности, чтобы пополнить наш портфель как продукцией от лучших российских брендов, так и товарами от зарубежных производителей и дистрибьюторов. Сегодня как никогда важно устойчивое и развивающееся партнерство в России, потому развитие и необходимо, и неизбежно.
|
Как на российский канцелярский рынок повлияет уход не которых мировых канцелярских брендов? Можно ли их чем-то заменить в случае необходимости, или у них нет достойных конкурентов и аналогов?
Потери будут незначительными, и коснутся они в большей степени уникальных и дорогих брендов. Но таких брендов очень мало, да и их доля рынка не была значительной. Значит, и потери с точки зрения потребителя будут минимальными.
Мы видим, что наш бренд Berlingo, который активно развивался в последние годы, получил еще больший импульс и потенциал в связи с уходом ряда европейских брендов. А в детском сегменте наступает эра российских брендов — тут тоже проблем не видно. У нас уже есть «ГАММА» и «Красин». Поэтому, если кратко, есть предчувствие более интенсивного развития компании относительно рынка.
|
|
|
Как Вы относитесь к механизму параллельного импорта? Может ли он эффективно работать на канцелярском рынке и в индустрии детских товаров?
Очень прагматично: будет спрос — родится и предложение. Вопрос только в востребованности многих брендов у конечного покупателя. Практически невозможно закрыть рынок снаружи, не закрывая изнутри.
Поставки продукции Parker и Waterman — это и есть параллельный импорт, или будет задействована другая схема?
Сегодня в России нет представительства этих брендов, фактически мы взяли на себя его функции: в «Рельеф-Центр» перешла команда развития брендов — и товар на складе. Для нас это стандартный дистрибьюторский бизнес.
|
В ассортименте собственных брендов «Рельеф-Центр» делает ставку на российские товары?
Доля российских товаров собственного производства в нашем ассортиментном портфеле постоянно растет. Мы и далее будем развивать производственную часть холдинга. В товарах для детского творчества мы делаем ставку на продукцию нашего российского бренда «ГАММА», в категории бумажно-беловых товаров мы развиваем бренд BG, а в более дорогом сегменте — бренд Greenwich Line. Товары из пластика выпускаются нашими предприятиями «СТАММ» и «Ока Пласт». Также мы видим большой потенциал в сегменте карандашей, потому что у нас есть «Красин».
Расскажите немного о соглашении «Рельеф-Центра» с Красинской карандашной фабрикой. Что в связи с этой сделкой изменится для канцелярского рынка?
Это не соглашение, но поглощение. Карандашная фабрика в Шилово Рязанской области так и будет называться: «Красин — карандашная фабрика», и «Красин» — наш новый бренд. Мы намерены быстро возродить самый известный отечественный бренд карандашей. Чем больше сильных брендов, тем лучше структурирован рынок.
Насколько российский канцелярский рынок зависит от импорта? Нужно ли и возможно ли полноценное импортозамещение в сфере канцтоваров? Или без импортной продукции, иностранного сырья и оборудования всё равно никак не обойтись?
Основным источником иностранных товаров традиционно являются все-таки страны Юго-Восточной Азии, и тут проблем нет. С сырьем и оборудованием всё немного сложнее: многое зависит от конкретного рынка и оборудования, проблемы возникают. Но, уверен, они решаемы. Предпринимательский дух у нас чрезвычайно силен, потому решения или уже найдены, или будут найдены в ближайшее время. Россия уже давно идет по пути локализации производства различных видов товаров, это устойчивый тренд. Российские производители обязательно будут получать как защиту, так и поддержку. Это не вопрос возможности, но вопрос государственной политики. Все товары, наверное, никогда не будут производиться внутри страны, но большая их часть — да.
В начале этого года многие игроки канцелярского рынка строили очень оптимистичные планы на школьный сезон-2022: ослабление пандемии, рекордное количество первоклассников и т. п. Оправдались ли надежды на рост продаж школьных принадлежностей? Или нестабильная экономическая ситуация вынудила родителей всё же сэкономить на покупке товаров для школы?
Роста нет, во всяком случае в штучном выражении. В рублях рост довольно небольшой, исчисляемый несколькими процентами. Сейчас потребители относятся к покупкам гораздо избирательнее. Сказался и эффект 10000 рублей, которые были получены родителями в августе 2021 года (а в этом году таких выплат не было), и высокая инфляция, и выжидательная позиция потребителей.
|
В прошлом году у «Рельеф-Центра» появился новый бренд «ТРИ СОВЫ». Это первые шаги компании по выходу за границы чисто канцелярского ассортимента, ориентированного на детей? Следует ли ожидать появления в Вашем ассортименте других новых видов продукции для детей — например игрушек?
«ТРИ СОВЫ» — это новый бренд товаров для развития и полезного времяпрепровождения, это продукция для детей и взрослых. В каждом канцелярском магазине есть такие товары, и «Рельеф-Центр» является их крупным поставщиком. Есть потребность — мы отвечаем решением. В результате появилась очень красивая, современная и глубокая по замыслу идея, которая уже с начала 2022 года успешно реализуется. Потенциально для нас это миллиардный бизнес. У «Рельеф-Центра» уже есть ряд неканцелярских марок во взрослом ассортименте: батарейки ELEVEN с отличным ростом продаж, кресла и стулья Helmi, хозтовары OfficeClean и Vega, — все успешные и растущие. Мы не ограничиваемся только канцелярским ассортиментом.
|
|
|
Для продажи в каких магазинах подходит продукция «ТРИ СОВЫ»? Это удачное дополнение к ассортименту канцелярских магазинов, или эти товары могут успешно продаваться, например, в магазинах игрушек?
Это товар для традиционной розницы — канцелярских магазинов, магазинов игрушек и товаров для творчества, — а также для сетевых и интернет-магазинов. Это хороший и качественный продукт с идеей, который будет продаваться везде.
|
Какие еще изменения произошли в детском ассортименте «Рельеф-Центра» за последнее время?
Очень радует развитие «Мульти-Пульти». Иногда, если посмотреть, как хорошо потребители реагируют на новинки, складывается впечатление, что это уже очень сильный бренд. Отдельно хотел бы выделить марку MESHU — товары импульсного спроса. Команде бренда удалось поймать тонкую грань в соотношении качества и цены: импульсный товар является уже очень качественным, но еще не ограничительно дорогим. В результате MESHU показывает прекрасные результаты по продажам и прибыльности и для нас, и для наших партнеров.
|
|
|
Какие сценарии развития ситуации на канцелярском рынке возможны, на Ваш взгляд, в ближайшее время? К каким позитивным и негативным тенденциям следует относиться наиболее серьезно?
Впереди новые испытания. Есть ощущение, что мы живем во времена, когда всё очень хрупкое и может нарушиться, разрушиться за считанные дни. Такая максимальная неопределенность — время BANI (мир сейчас хрупкий, тревожный, нелинейный и непостижимый). Всё это сопровождается падением спроса и дефляцией. Похоже, мы внезапно дожили до времен, когда средняя цена товара будет падать. В 2023 году она, возможно, будет значительно ниже средней цены товара в 2022 году, то есть будет падение и в штуках, и в рублях. Это очень негативный сценарий для отрасли, который спровоцирует дальнейшие слияния и поглощения. Ведь весьма трудно быть эффективным с тем же набором издержек при меньшей выработке: пандемия коронавируса и так уже срезала лишнее. Собственники и менеджмент будут мерить всё и вся, много и вовлечено работать — либо продадут бизнес. Появляется огромный дисбаланс, и где новая точка равновесия — совершенно непонятно.
А позитив в том, что люди активные, вовлеченные и увлеченные получат очередной шанс для развития.
|
|
KIDSOBOZ 2022
скачать pdf
|