Евгений Мазин (ТК 334): «Когда кто-то начинает рассказывать про экспертизу, основанную исключительно на личном мнении, то эта деятельность не имеет ни малейшего отношения к экспертизе»
![]() |
Евгений Мазин (ТК 334) |
В федеральных СМИ прошла новость об инициативах Минпромторга по вопросу введения обязательной экспертизы детских игрушек. Инициативы уже поддержаны рядом представителей власти и общественных движений, в частности сенатором от Оренбургской области и главой всероссийского общественного движения «Национальный родительский комитет». В попытках разобраться и оценить возможные перспективы и последствия от этого для всего рынка детских игрушек, редакция KidsOboz.ru обратилась к эксперту, руководителю Экспертного совета ТК 334 Евгению Мазину.
— Евгений, о чём вообще идет речь, что это за новая экспертиза?
— Ну, не такая уж она и новая. Формально, в соответствии с пунктом 3 статьи 14 Федерального закона от 24.07.1998 N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка», экспертиза должна проводиться неким «уполномоченным органом» уже десять лет как — с 1 января 2009 года. А в первоначально заложенном в первой редакции данного закона «порядке, установленном Правительством РФ» — уже 21 год. Но несмотря на прошедшие десятилетия и периодическое вытаскивание этой идеи из нафталина, она, скорее всего, в итоге так и останется лишь на бумаге.
Если я правильно понимаю расклад, у Правительства изначально возникла проблема с единым уполномоченным органом, поскольку и объекты, и области, и критерии экспертизы оказались размазаны между Минобразования, Минздравом, Минпромторгом и еще парой-тройкой федеральных органов исполнительной власти. Затем в 2010 году Россия сформировала Таможенный союз, а годом позже — Евразийскую экономическую комиссию, закрепив единые принципы и правила регулирования поставок и обращения продукции на рынке. Еще через год, в 2012 году Россия вступила в ВТО, приняв правила игры в рамках Соглашения по техническим барьерам в торговле.
В связи с чередой указанных событий выражу уверенность, что любые попытки ввести подобную «экспертизу» в качестве ограничительного барьера для поставки и обращения продукции на рынок, в этой ситуации обречены. Так как кардинально расходятся с существующими международными договорами и соглашениями, нормативными правовыми актами и документами в сфере технического регулирования и торговли. И вписать в уже четко зарегулированную и зарегламентированную сферу производства, поставок и обращения детской продукции на внутреннем и региональных рынках, что-то принципиально отличное от действующего по сути и механизмам, на мой взгляд, не получится.
— А как тогда быть с вопросами социальной, психологической, педагогической и санитарной оценки игрушек? Ведь если задуматься определенный смысл в этом есть.
— Понимаете, любая оценка соответствия, если это именно оценка соответствия, а не выражение частного мнения частного лица по частному поводу, всегда оперирует четкими критериями и показателями. Критерий — это, условно, требования по наличию или отсутствию у продукции определенного признака. А показатель — допустимое значение для этого признака, при котором объект оценки считается соответствующим критерию. Критерии и показатели устанавливаются в стандартах или технических регламентах.
Экспертиза же, строго говоря, это оценка соответствия без установления фактических характеристик и свойств (физических, химических, биологических и т.п.) конкретного объекта. В основном экспертиза сводится к оценке соответствия параметров, заявленных в технической (конструкторской, эксплуатационной, товаросопроводительной и т.д.) документации на объект установленным критериям и показателям. Чуть реже — также посредством визуального осмотра или визуального контроля исследуемого объекта.
Когда кто-то начинает рассказывать про экспертизу, основанную исключительно на личном мнении эксперта без привязки к конкретным установленным критериям и показателям, то эта деятельность не имеет ни малейшего отношения к экспертизе. Это что угодно — сеанс гадания на кофейной гуще, выступление астролога-экстрасенса с хрустальным шаром или игра в проницательность. Но не экспертиза точно.
Поэтому, когда соответствующие ведомства совместно с отраслевыми экспертами наконец сформируют критерии и показатели, которые бы определяли и описывали бы приемлемый уровень «социальной, психологической и педагогической» безопасности, тогда можно было бы задуматься и об установлении требований к детской продукции. Включив их в соответствующий технический регламент или регламенты и сформировав критерии компетентности для органов оценки соответствия, которые бы и уполномочили этим заниматься.
А пока все происходит с точностью наоборот — инициаторы пытаются закрепить полномочия, не имея никакой ни правовой, ни методической, ни организационной базы для их практической реализации.
— Ваши рекомендации в этой связи участникам рынка?
— Во-первых успокоиться, не бежать впереди паровоза. Во-вторых, наконец понять, что худо-бедно, но все-таки мы с вами живём в правовом государстве, в котором есть законы, подзаконные и нормативные акты, нормативные и распорядительные акты органов исполнительной власти и еще куча регулирующих и регламентирующих документов. Отмахнуться и проигнорировать или разом отменить и переделать которые ни аппаратно, ни технически не получится ни у одного органа исполнительной власти.
А в-третьих, методично и безусловно соблюдать требования действующих технических регламентов. А по возможности, также и требования национальных, региональных и международных стандартов.
- Математическая мозаика для малышей: волшебные...30.06.2025 59
- Логический тренажер для дошколят: отправляемся в...30.06.2025 60
- Универсальные конверты: праздник для каждого...30.06.2025 59
- Приглашаем к участию в новом номере журнала...30.06.2025 731
- «Как подготовить ребенка ко сну»18.06.2025 3031
- МИР ДЕТСТВА-202515.06.2025 3742