| Валентина Курсанова (0+ МЕДИА) |
|
За относительно короткий срок российский рынок анимации и лицензирования стал огромным и высококонкурентным. Родные студии выпускают не просто мультфильмы и сериалы, а полноценные полнометражные фильмы. Но при всём при этом гарантий успеха проектов и лицензий никто дать не может. Вот по такому минному полю ходят все участники данного рынка. Впрочем, мейджорам рынка не впервой. Как увлеченность, драйв и опыт помогают оставаться в лидерах беседуем с Валентиной Курсановой, директором по лицензированию и развитию бизнеса компании «0+ Медиа».Какова сегодня, на ваш взгляд, ситуация на рынке лицензирования детских товаров? Укажите самое слабое звено? Чувствуется ли реальная поддержка отрасли от государства?Рынок лицензирования сегодня сильно отличается от рынка лицензирования десять или даже пять лет назад. Сейчас компаниям, выпускающим продукцию, предлагается огромное множество лицензий — от анимационных до кинолицензий, от life-style брендов до авторских проектов. Конечно, новому лицензиату, не имевшему ранее опыт сотрудничества с правообладателями, сделать выбор сложно. Сегодня только на российском рынке доступны более 200 брендов, что, безусловно, усиливая конкуренцию между этими брендами, позволяет лицензиатам получать более гибкие условия сотрудничества: если раньше правила «диктовались» лицензиарами, то сегодня мы, правообладатели, должны определять индивидуальный подход к каждой компании и сопровождать бренд не только его постановкой на ТВ, мотивируя сотрудничество популярностью, но предоставлять гораздо более широкий спектр услуг: от поддержки в рознице, до разработки дизайнов. Слабым звеном являются небольшие компании, создающие бренды самостоятельно, не имеющие гарантированной поддержки медиа-ресурсами. Именно такого рода контенту сегодня приходится наиболее сложно на рынке лицензиаров, так как, всё-таки, именно телевещание на 90% определяет сегодня популярность и успех лицензии. Да, мы видим исключения (игровые лицензии, единичные проекты извне), но никогда не знаешь — сработает ли «вне телевизионный» бренд или нет. Российским лицензиям сегодня во многом проще, чем иностранным, так как государство, в целом, поддерживает тенденцию к отечественному — растут компании, производящие российские продукты питания, текстиль и другие производства, поддерживается развитие российского контента и в кино, и в анимации, и, да, родители всё больше хотят, чтобы их дети росли на «наших» мультфильмах. Каковы главные вызовы современного рынка для лицензионного бизнеса вашей компании?Я бы сказала, что главный вызов для нас — это привлечение симпатии и любви зрителей к нашему контенту. Ведь уже с первых секунд просмотра нового мультфильма важно завоевать внимание ребенка, заинтересовать его, при этом донося важные положительные ценности и понимая всю глубину социальной ответственности, которую несут наши мультфильмы. Даже в переговорах с новыми компаниями всё чаще встречаешь комментарии на тему того, что крупные российские производители не хотят сотрудничать пусть даже с суперпопулярными брендами, если они агрессивны или противоречат национальным ценностям и менталитету. Для них важно, чтобы к персонажу, сопровождающему их продукт была лояльна аудитория от мала до велика, чтобы его воспринимали и поддерживали и малыши, и бабушки и дедушки…
|
|
Кто побеждает на столь высоко конкурентном рынке? Возможны ли случайности (например, случайно угадали с героем или пришел гениальный автор)?К сожалению, гарантий успеха нового бренда никогда не может дать никогда. Известны случаи, когда даже самые крупные мировые компании — «мейджоры» лицензионной индустрии выпускали новый контент, который по каким-то причинам просто не находил отклика в сердцах зрителей, бывало, что и фильмы проваливались в прокате, несмотря на мощную поддержку — безусловно, тут важно множество факторов. Создавая новый контент, важно понимать и конкурентное окружение в период планируемого запуска лицензии, и актуальные темы настоящего времени — то, чем живут дети и взрослые, тренды в анимации и потребительском спросе. Например, еще пару лет назад, на рынке был недостаток лицензий для девочек, так как хиты стали отходить на второй план, а новых историй не было. Все студии и правообладатели бросились создавать контент для девочек, а на это уходит немало времени, и сегодня, наоборот, мы видим на рынке массу предложений прекрасных лицензий для девчонок, в то время, как столь ярких хитов, какими когда-то были «Тачки» для мальчиков — сегодня нет. Наши «Ми-ми-мишки» и «Лео и Тиг», например — мультигендерные — что плюс! Более того, существует тенденция к тому, что многие пытаются повторить успех уже вышедшего в эфир сериала, таким образом появляются бренды, похожие на яркий и успешный хит настолько явно, что у покупателей создается ощущение некого непонимания контента и повторения за любимым мультом. К вопросу, кто побеждает — конечно побеждает, тот, кто завоевал сердца детей первым, но конкуренция, тем не менее, повышается, что для лицензиатов означает возможность получения лучших условий по брендам. Когда мы создаем контент и в последующем стайл-гайды по бренду, мы стараемся разбавить истории актуальными шутками, элементами сюжета в виде тех предметов, которые сегодня интересны малышам, мы прорабатываем до мелочей стилистику материалов, чтобы она шла в ногу со временем и даже с тенденциями моды.
|
|
В чём залог популярности мультперсонажа (или всего сериала) у детей и залог его успешности как лицензии?Существует много исследований на тему того, что всегда любят дети всех поколений — это животные, для мальчиков это машинки и роботы, для девочек — волшебные принцессы, феи и персонажи из сказок. И, заметьте, вся успешная анимация так или иначе раскрывается возле этих тем. Тем не менее, чтобы стать «кумиром» детишек, персонаж должен оставаться уникальным и неповторимым, у него должны быть черты, отличающие его от множества других зверюшек или сказочных героинь, они должны «говорить на одном языке» с детьми. Немаловажна и стилистика анимации — современные дети часто «не верят» в то, что «плоские» персонажи — настоящие, в то время, как верят, как и в Деда Мороза, и в то, что 3D-анимированные персонажи на самом деле где-то существуют! Например, многие из тех мультфильмов, на которых росли мы, не находят отклика у современных детей, потому что они изображены иначе, потому что у них нет «гаджетов» или они «старомодно одеты» — как я упоминала выше, создать актуальный бренд — это целое искусство! Ну и, конечно, ротации. Поскольку представляемая нашей компанией анимация транслируется на всех ведущих детских телеканалах страны, мы уверенно опережаем многих лицензиаров, находясь в постоянном контакте с детишками, выпуская новые серии, новые сезоны, новые истории… более того, мы знакомимся со всеми откликами зрителей, которые поступают в анимационную студию «Паровоз», изучаем фан-творчество, и на фоне этого профессиональная команда на основе оригинальных идей создает контент, отвечающий на все вопросы. Такого рода «интерактив», несомненно, усиливает лояльность к бренду. Перечислите главные лицензии компании (сериалы). Какими из них особенно гордитесь?На сегодняшний день мы представляем более десяти анимационных сериалов для всех возрастов — не даром мы называемся «0+ Media» — у нас есть проекты, которые интересны малышам уже с самого раннего возраста: «Деревяшки», «Четверо в кубе», хит «Ми-ми-мишки» смотрят дети с двух лет, но истории в сериале настолько занятные и интересные, что и младшие школьники любят Тучку, Кешу, Лисичку и всех героев сериала. Девчонки возраста 4–7 лет обожают команду «Сказочный Патруль» — это вообще уникальный проект, созданный по мотивам русских сказок. Мы собрали воедино все дорогие нашим сердцам истории: в сериале есть и Кощей, и Яга, и Цветик-Семицветик (кактус), и Кот-в-сапогах, и ковры-самолеты, и, конечно же, главные героини — Снежка, Алёнка, Маша — что ни на есть, русская царевнушка, Варя — Варвара-краса… родители очень поощряют интерес к этому сериалу. И сами смотрят. В новом же сезоне всех зрителей ждет неожиданный и приятный сюрприз. Так что, смотрите обязательно — скоро на экранах! Тем не менее, мы объединили сказочное достояние нашей страны с современными тенденциями и интересами детей — девчонки катаются на скейтах, орудуют с гаджетами, пользуются современными технологиями и даже делают «селфи».
По данным NPD за 2018 год, «Сказочный Патруль» стал российской лицензией №1 для девочек.
Мой любимый мультсериал — «Лео и Тиг». В первую очередь — это потрясающая анимация. В мультфильме прорисована каждая шерстинка у персонажей, они двигаются, как живые, у них блестят глазки, и весь мир сериала — волшебная страна, яркая и красочная. Сериал собрал множество наград не только в России, но и за рубежом. Также, мы представляем бренды для более взрослых ребят — «Герои Энвела», обучалку для малышей — «Аркадий Паровозов», показываем детям уникальные в своём роде и по концепции сериалы «Бумажки», «Волшебный Фонарь», «Собез» и, однозначно, будущий хит — «Катя и Эф».
|
|
Поделитесь планами с нашими читателями? Помимо всего вышеупомянутого, у нас в работе ещё несколько совершенно новых анимационных проектов, а, главное — в 2020 году выходит полнометражный анимационный фильм «Кощей. Настоящая История», который станет сиквелом к сериалу «Сказочный Патруль» и сильной историей, объединяющей взрослых и детей у киноэкранов ещё более интересным сплетением любимых русских сказок. Каковы экспортные перспективы ваших лицензионных персонажей?Мы активно работаем над знакомством всего мира с нашим чудесным контентом. Наша анимация уже доступна на Netflix в более чем 190 странах, и, помимо этого, идет на главных детских каналах Европы и Азии. Наши лицензиаты по игрушке — компания «Гулливер» успешно осуществляют продажу далеко за пределами России и СНГ — Восточная Европа и Китай, и это лишь начало. Мы расширяем и лицензионные возможности для международных лицензионных агентов, и уже к концу 2020 года с удовольствием расскажем о крупных сделках с международными компаниями. Фестиваль «Мультимир» на ВДНХ — детище вашей компании. Какие задачи сегодня стоят перед фестивалем?Действительно, фестиваль «Мультимир» — это главный детский праздник страны, где все герои любимых мультфильмов оживают. В нём принимают участие все крупные студии — и российские, и зарубежные. Пять дней фестиваля — это рай для детей. Посещаемость составляет более 150 тысяч человек. Это — первые дни лета, празднование Дня защиты детей, игры, конкурсы, квесты, выступления детских коллективов, розыгрыши призов — такого еще не было никогда. «Мультимир» — это, в первую очередь, B2C площадка, позволяющая детям и родителям соприкоснуться с мечтой детства. Однако, в фестивале принимают участие создатели анимации и потому, что это прекрасная реклама собственных брендов и детской продукции, это место, где можно своими глазами увидеть реакцию детей и тренды — большое исследование на одной объединяющей площадке.
|
Какой из ваших героев симпатичен лично вам?Я — быстро влюбляющийся в прекрасное человек, особенно в прекрасную анимацию! Возможно, если бы мне приходилось заниматься продвижением стеклолитейного оборудования, было бы сложнее, но в мире мультиков, особенно таких добрых и несущих только пользу, как наши — абсолютно несложно полюбить всех их героев. Не могу выделить одного, например — все сюжеты «Катя и Эф» смотреть интересно даже мне в моем недетском возрасте. Очень нравится Снежка, как блондиночка и «та самая внучка Деда-Мороза», хотя, по характеру в работе мне ближе Маша, а по выходным я — Аленка. Ну и не расстаюсь с Тучкой — плюшевый мишка всегда сидит на стуле напротив моего стола (смеется). KANZOBOZ.LIFE, 2019
| |
|