Случайное KidsФото
1 Группа компаний «Рики» 512.00
2 ЯРКО 500.00
3 Феникс+ 337.00
4 Фирма Гамма (Гамма ТД) 324.00
5 ВЕСНА 320.00
6 Шэвуш (BADA BOOM) 301.00
7 Союзмультфильм, Киностудия 281.00
8 Анимационная студия "Паровоз" 249.00
9 Хатбер-М 238.00
10 Мельница, лицензионное агентство 231.00
11 Издательство "Творческий Центр Сфера" 224.00
12 Гранд Экспо 221.00
13 Рельеф-Центр 210.00
14 Колорит (Lori) 208.00
15 BONDIBON \ «Джин» 207.00
16 Выставка «Мир детства» (ЗАО «ЭКСПОЦЕНТР») 205.60
17 "ФК "ФОРУМ" 205.00
18 BODO 197.00
19 ТМ G′n’K (Ариадна-96) 182.00
20 MERLION 175.00
Все участники рейтинга компаний →
Спецпредложения
Обучающая настольная
Обучающая настольная
Обучающая настольная
865 РУБ
Акварельная краска под
Акварельная краска под
Акварельная краска под
звоните
Трехуровневая детская
Трехуровневая детская
Трехуровневая детская
401 РУБ
5 декабря 2018

Советская торговля: страна страшных игрушек

Советская торговля: страна страшных игрушекСоветская торговля: страна страшных игрушекСоветская торговля: страна страшных игрушекСоветская торговля: страна страшных игрушекСоветская торговля: страна страшных игрушекСоветская торговля: страна страшных игрушекСоветская торговля: страна страшных игрушекСоветская торговля: страна страшных игрушекСоветская торговля: страна страшных игрушек

Лозунг «Все лучшее – детям!» хорошо знаком всем, кто застал Советский Союз. Однако если посмотреть на производившиеся тогда игрушки, в его правдивости легко усомниться.

Кукла

Советские куклы – это ребенок с большими глазами, вечной полуулыбкой и неестественной комплекцией тела. С современной точки зрения выглядели они странно. На капиталистическом Западе Барби вытеснили подобные игрушки с полок. Особенно когда появились шарниры, и куклы стали принимать почти человеческие позы. Советские Алены и Маши с довоенных времен изменились незначительно. Разве что научились закрывать глаза и пищать: Мама!».

Одна из особенностей советской индустрии – игрушки выступали попутной продукцией для предприятий. Например, известнейший из производителей кукол, Охтинский химический комбинат в Ленинграде, в первую очередь выпускал взрывчатку и еще и множество мирных изделий, вроде расчесок, мыльниц и игрушек, а именно целлулоидных кукол. Швейные мастерские вообще отсутствовали. В магазины их продавали без одежды, которую покупателям приходилось шить самостоятельно. Тем не менее, предприятие производило по 5 млн. кукол в год.

Такой подход негативно сказывался на разнообразии и дизайне кукол, но позволял достаточно быстро наладить их выпуск. В шестидесятых власти, казалось, занялись этим вопросом, запустив несколько специализированных предприятий. Например, Московский завод игрушек «Кругозор» открыли в 1963 году. Он прославился самым разнообразным ассортиментом: от настольных игр до тех же кукол.

Однако ситуация в целом изменилась несильно. В этот раз из-за идеологии. Советские заводы могли повторить идею той же Барби, но советские педагоги считали, что слишком взрослые куклы приводят к появлению раннего интереса к половой жизни. В общем, нет ничего удивительного в том, что девочки СССР с удовольствием наряжали вырезанные из журналов силуэты.

Викинг с топором

Долгое время оловянные солдатики считались лучшей игрушкой для мальчиков. Но в СССР и с ними все оказалось непросто. После войны развернулась серьезная дискуссия чуть ли не о полном отказе от всех агрессивных игр и игрушек. Запрещать все же не стали, но сито работающих при республиканских министерствах просвещения художественно-технических советов по игрушке они проходили довольно редко. К концу шестидесятых эксперты, от которых зависело решение о начале производства, стали чаще давать позитивные оценки.

Но предприятия не были заинтересованы в запуске новой продукции. Гораздо проще выполнять план, выпуская небольшой ассортимент несложных игрушек. К тому же, разработкой новых моделей занимались спустя рукава. В СССР существовал даже профильный Всесоюзный научно-исследовательский институт, который создали еще в 1932 году, но ничем особенным он не запомнился. Наоборот, репутацией генератора идей в отрасли обладал московский магазин «Детский мир». Поэтому выглядели такие «солдатики» непрезентабельно. Даже переход на пластмассу не помог исправить ситуацию.

Пришлось обращаться за помощью к идеологическим противникам. Так на прилавках появилась серия игрушек, которая оказалась практически во всех советских квартирах, где жил ребенок. Пластмассовые фигурки неандертальцев, викингов, покорителей американского Дикого Запада и советских пехотинцев. Странный набор, не так ли? Отличал их большой размер (15 см), хорошая детализация и высокое качество.

Производить их на Донецком заводе игрушек начали в 1977 году, стоили они 25 копеек за комплект и были очень популярными как среди детей, так и взрослых. Нередко их ставили на полку в серванте рядом с хрустальной посудой. Оригинальную коллекцию этих фигурок продавала в США компания Louis Marx еще в 1963 году, именно их пресс-формы и купили советские власти. Таким образом, фигурки советских солдат имели американское происхождение.

Набор доктора

На историю советских игрушек больше всего повлияло принятие в декабре 1958 года Закона «Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР». Главный смысл этого документа был в поощрении производства игрушек, которые бы развивали практические навыки или были связаны с реальной жизнью. На советского ребенка в шестидесятых просто обрушились тракторы, самосвалы, машины милиции, фартуки продавщиц и миниатюрные весы.

По задумке педагогов дети должны были играть исключительно во взрослых, занятых при этом идеологически правильным трудом. Например, мальчики могли по-прежнему играть в казаков-разбойников, но невозможно представить в советском магазине набор для разбойника. В принципе, дети во всем мире имитируют взрослую жизнь. Детвора Страны Советов ничем не отличалась от остальных.

Однако ее идеологи на полном серьезе рассчитывали, что ребенок будет воображать себя не индейцем, а шахтером или электриком. Например, особая гордость отрасли – игрушечная швейная машина, которая действительно могла шить. Предприятия такой подход устраивал: не требовалось изобретать и выдумывать что-то новое. Можно сказать, что эта попытка провалилась. В отличие от взрослых, которые послушно посещали субботники, играя в сознательность, дети предпочитали фантазировать о чем-то более героическом.

Иногда, впрочем, желания детей и педагогов совпадали. Огромным спросом пользовались наборы врачей. Чаще всего это был чемоданчик или аптечка с белым халатом, игрушечным фонендоскопом, шприцом, градусником и так далее. Выпускали их многие заводы, качество при этом было совершенно разным, но в массе своей низким. Это не мешало таким комплектам довольно хорошо продаваться.

Модели автомобилей

Гордость советской игровой промышленности – масштабные модели автомобилей – появились в стране тоже благодаря иностранцам. До начала семидесятых они выпускались столь мизерными партиями, что до магазинов не доходили. Конечно, игрушечных автомобилей в продаже хватало: из дерева, металла или пластмассы. Но это были различные фантазии на автомобильную тему крайне слабого исполнения. Массовое производство моделей смогли запустить только в 1971 году.

Саратовский завод «Тантал», который выпускал электроприборы для армии, в середине 1960-х годов выпустил несколько моделей мотоциклов и танков в масштабе 1:24 и 1:30. Например, своеобразным хитом стал «Иж-Юпитер-2К», который сейчас можно увидеть у коллекционеров. За некоторые версии просят и 45 тысяч рублей. К сожалению, они оказались слишком сложны в производстве и выпускалось их немного.

Тогда инженеры завода пошли по пути заимствования. У них в руках оказалась выпускаемая для французского рынка миниатюра «Москвича-408» британской компании Dinky Toys. Последняя производила подобные игрушки с 1934 года и считалась признанным авторитетом в данном направлении. Специалистам завода «Тантал» не удалось повторить ее полностью. Например, винтик англичане использовали черного цвета под тон днища. Советские инженеры решили, что это лишнее и ставили обычный стальной. В целом игрушку упростили, но, в любом случае, довольно быстро завод смог запустить автоматизированные линии и наладить массовый выпуск.

Объем производства на заводе «Тантал» достигал двух миллионов в год (1982), был освоен выпуск моделей практически всех автомобилей, которые встречались в СССР, продукцию начали экспортировать в сорок стран. Стоили такие «автомобильчики» достаточно дорого – 3 рубля 50 копеек, их можно было найти не только в отделе «Игрушки», но и в киосках «Союзпечати». До 1979 года «Тантал» был практически монополистом. Затем модели начали выпускать еще и на казанском заводе «Элекон». Там делали уменьшенные копии грузовиков.

«Ну, погоди!»

Наступление цифровой эпохи в СССР почти никто не заметил. Возможно, запаздывание в развитии этих технологий было вызвано тем, что еще раньше проспали начало популярности видеоигр. Ведь те люди, которые совершили в США настоящую компьютерную революцию, вначале были фанатами как раз Spacewar и приставки Atari Pong.

Нельзя сказать, что отечественные разработчики совсем уж оставались в стороне. Они смогли предложить аналог Atari Pong – телеприставку «Турнир», которая, правда, стоила почти 100 рублей. Однако, в продаже она практически не встречалась, так как наладить массовое производство не удалось. Первой по-настоящему народной стала карманная игра «Ну, погоди!» или «Электроника ИМ-02».

«Ну, погоди!» была клоном популярной в Штатах серии Nintendo Game & Watch, которую выпускали с 1981 года, а точнее игры Egg. В советской версии лису заменили волком из мультфильма «Ну, погоди!», а петуха – на зайца. Оценили ее в 23 рубля, а производилась на десятке заводов по всему СССР с 1984 года. Это сделало игру очень массовой.

Но и тут не обошлось без советской специфики. Предприятия не были заинтересованы в расширении ассортимента. Поэтому выпускали они в основном именно «Электронику ИМ-02». В серии Game & Watch продавали почти 50 моделей, в различных «Электрониках» было разработано даже больше вариаций, как оригинальных игр, так и клонов, но найти их в продаже было чрезвычайно сложно.

Макс Усачев | RETAILER.ru

Комментарии
К этому материалу пока нет комментариев, ваш будет первым.
Обсудить материал
Автор: Email:
Код*:
Введите символы, указанные
на картинке справа. Обновить.


Предыдущий материал
Кукла Барби: как гениальный продукт потерял рынок
Следующий материал
Все материалы журнала KANZOBOZ.LIFE + KANZOBOZ.KIDS. Февраль 2024





Другие материалы компании KidsOboz.ru