Пропуск в мир детства — ответственность перед потребителем

Российская экспертная организация «СОЮЗЭКСПЕРТИЗА» ТПП РФ (SOEX) в рамках осенних выставок «Мир детства» и «CJF — Детская мода» провела XXI Отраслевой международный конкурс для производителей и поставщиков товаров для детей. Об этом проекте и о том, как за несколько лет существования конкурса изменился рынок и качество представленной на нем продукции, мы поговорили с экспертами SOEX.
В каких номинациях и по каким критериями в этом году выбирали победителей?
Структура нынешнего конкурса предусматривает две номинации: «За высокие потребительские свойства товаров» и «За успешное продвижение качественных товаров». В первой номинации оценивались основные потребительские свойства продукции в соотношении с уровнем цены, заявленной товаропроизводителем. Здесь применяется методика «экспертная оценка + тестирование». Во второй номинации выявлялись активно развивающиеся предприятия, добившиеся наилучших экономических показателей, успешно продвигающие свои товары и инновационные проекты на российский и зарубежный рынки.
После поступления заявок жюри изучило образцы и документы. К данной процедуре традиционно привлекаются опытнейшие эксперты SOEX, системы ТПП РФ и представители «Экспоцентра», обладающие большим опытом работы с отраслью.
Что значит для производителей и поставщиков победа в конкурсе?
Победа в конкурсе и получение медалей за качество — это особый статус, это возможность показать потребителю, что данная конкретная продукция получила высокую оценку у представителей одной из старейших экспертных организаций страны. Победителей конкурса ждут награды: дипломы «За высокие потребительские свойства товаров» (I, II, III степени) с присвоением медали «За качество» (золото, серебро, бронза) и дипломы «За успешное продвижение качественных товаров» (I, II, III степени). Информация о победителях вносится в Реестр дипломантов конкурса АНО «СОЮЗЭКСПЕРТИЗА» ТПП РФ. Сам конкурс и его итоги освещаются на сайтах организаторов. Практика показывает, что участники конкурса гордятся полученными наградами и активно используют наградную продукцию при маркировании своих товаров, в имиджевых и маркетинговых целях, при участии в тендерах.
Кто чаще принимает участие в конкурсе?
Конкурс традиционный, состав участников меняется, но интерес в равной мере проявляют и производители, и дистрибьюторы, и даже розничные продавцы. География очень широкая. За годы проведения конкурса в руках жюри побывали образцы товаров из всех уголков России и из многих стран. Представители АНО «СОЮЗЭКСПЕРТИЗА» ТПП РФ констатируют, что участники выставок хорошо интегрированы в мировые рынки и даже в нынешних непростых внешнеэкономических условиях находят решения для организации производства и поставок.
Сейчас в числе поставщиков материалов, фурнитуры и готовой продукции чаще встречаются производители из Турции, Казахстана, Узбекистана, Республики Беларусь. Усиливаются позиции Китая. Продукцию родом из Поднебесной на конкурс обычно выставляют дистрибьюторы и торговые дома. Так, например, в конкурсе прошлого года целый комплект наград получила продукция марки YokoSun, поставляемая на российский рынок компанией «Азия Лайф». Эксперты уверены: предубеждение относительно качества и безопасности китайских товаров давно утратило актуальность.
Как отражаются в конкурсных образцах новые тренды?
Практически все конкурсанты следят за соответствием своих товаров модным трендам, но нередко в детской одежде находят отражение тенденции общественные, даже глобальные. Так, например, один из победителей прошлых лет — фабрика «Чайковский текстиль» (Пермский край), получившая золотую медаль SOEX за ткани для школьной формы «Лицей», — к высоким базовым характеристикам изделий добавила новую опцию, учитывающую пандемийный период и растущее желание родителей защитить детей от бактерий и вирусов. В производстве применяется специальная отделка CleanOK на основе наночастиц серебра, придающая одежде антибактериальные и антивирусные свойства.
Становятся ли производители и поставщики детских товаров в последние годы более ответственными?
Если смотреть на ситуацию ретроспективно, то, безусловно, да. Так, например, безопасность текстильной продукции, предназначенной для детей и подростков, с точки зрения законодательства должна соответствовать техническому регламенту ТР ТС 007/2011, в котором прописаны единые подходы к оценке детских товаров в части их безопасности. До последнего времени ситуация определенно имела положительную динамику. Производители и поставщики научились применять регламент, стали использовать материалы хорошего качества с правильным сырьевым составом: верно выбирался слой одежды с учетом ее функциональности и непосредственного контакта с кожей пользователя. Однако на данный момент, после введения в действие Постановления Правительства от 12 марта 2022 № 353, разрешено продавать практически все детские изделия без испытаний в аккредитованной лаборатории, на основе собственных доказательств (исключение составляют только изделия первого слоя и обувь). Как это повлияет на безопасность товаров, нам еще предстоит проверить.
Какие нарушения чаще всего выявляются при тестировании детской продукции?
Опыт работы испытательного центра SOEX и органа по сертификации показывает, что нарушения бывают разными. Одно из распространенных — несоответствие заявленного сырьевого состава изделий реальной ситуации. Этот показатель касается только требований к маркировке, но при неправильном указании состава на изделии возможна ошибка в определении химической безопасности. Кроме того, мы встречаем нарушения по гигроскопичности, массовой доле свободного формальдегида, устойчивости окраски и др.
Какие плюсы и минусы системы сертификации детских товаров Вы можете отметить?
Плюс в том, что есть нормативные документы (технические регламенты Таможенного союза), действие которых распространяется на детскую и подростковую продукцию. Выполнение требований этих документов и наличие сертификата соответствия, выданного аккредитованным органом по сертификации, могут служить свидетельством безопасности товара.
К минусам можно отнести, например, подход к материалам, из которых изготавливают изделия. На материалы предусмотрена декларация, которую изготовитель продукции принимает самостоятельно. Соответственно, возможен такой вариант, что декларацию принимают на основании единственного протокола, не испытав достаточный ассортимент и не учтя возможную нестабильность производства. В условиях нехватки специалистов по стандартизации и сертификации на современных предприятиях очень быстро происходит потеря положительной динамики в части знания и выполнения обязательных требований к продукции, установленных в технических регламентах ЕАЭС и в соответствующих отраслевых стандартах.
На что следует обращать внимание поставщикам и производителям детских товаров, чтобы избежать проблем при сертификации продукции?
На полноту и корректность документов, представляемых в орган по сертификации. Также крайне важно понимать, что после получения сертификата соответствия необходимо организовать на своем предприятии производственный контроль с целью проверки соблюдения требований к продукции, анализа его результатов и принятия мер по недопущению несоответствий. К сожалению, до сих пор встречаются изготовители, которые считают, что оценка соответствия заканчивается получением сертификата, и забывают о выполнении остальных сертификационных требований. В глобальном содержательном смысле пропуск в мир детства, на рынок детских товаров — это осознанная ответственность перед потребителем.
KIDSOBOZ 2022
- Встреча с Татьяной Цветковой в Гатчине: педагоги...20.06.2025 1021
- От ладошек до звёзд: цвета, которые помогают...20.06.2025 97
- Знакомые лица: как старые игрушки учат детей...20.06.2025 99
- «Как подготовить ребенка ко сну»18.06.2025 1751
- МИР ДЕТСТВА-202515.06.2025 2191
- Тема июня — физическое развитие: укрепляем...30.05.2025 2042