Недетские проблемы детских товаров. Как сегодня выживает наш производитель?
![]() | |||||
| |||||
Мощности новокузнецкой мануфактуры позволяют производить хоть по 10 тыс. игрушек в месяц. Проблема – в сбыте. «Лицензиаты ставят такие требования по объёмам продаж, которые мы в нашем регионе не потянем», – рассуждает мастер. Продажа через онлайн-магазины тоже не вариант, так как доставка одной игрушки обходится в 500–600 руб. «Можно было бы организовать отдел продаж для оптовиков. Но что такое оптовая фирма в Сибири? Один из крупнейших дистрибьюторов детских игрушек в СФО заказал несколько десятков штук – и это весь опт!» – сетует производитель. Собеседник признаётся, что пока предприятие по производству игрушек держится на голом энтузиазме. Дизайнер Максим Томченко с супругой из Обнинска тоже смогли найти свою нишу в производстве деревянных детских игрушек. Сперва занимались изготовлением головоломок, каталок, фигурок животных. Потом разработали собственную модель «грызунков» (прорезывателей для зубов). А теперь к ним добавились игрушки, которые идут в комплекте со сладостями (типа киндер-сюрприза). Первую партию в 89 тыс. изделий раскупили за три дня. Сейчас они делают ежемесячно 300 тыс. штук. По словам Максима, производство игрушек для сладостей оказалось более рентабельным. Более того, экоигрушек из дерева для сладостей раньше просто не существовало. Но по-настоящему расстраивает Максима не конкуренция с Китаем – китайцы такого качества просто не обеспечат, а воровство идей своими же согражданами. «К нам даже на производство пытались проникнуть, мы пережили волну подделок. Но сдаваться не собираемся!» Как с умом потратить каждый «детский» рубль | |||||
Почему так важно, чтобы в магазинах было больше игрушек, детской одежды и обуви, сделанных в России? «АиФ» задал этот вопрос президенту Ассоциации предприятий индустрии детских товаров Антонине Цицулиной. Возвращение неваляшки – Что лучшее сохранила «детская» промышленность России с советских времён? – Это государственная система контроля за качеством детских товаров. В ряде зарубежных стран производитель самостоятельно проводит испытания и декларирует, что его товар безопасен. В России, чтобы подтвердить безопасность продукции для детей, нужно обратиться в специальную экспертную организацию – орган по сертификации и в аккредитованную лабораторию. – А что потеряно? – Обувать и одевать своё младшее поколение многим семьям стало труднее, а производителям, соответственно, стало труднее прогнозировать спрос. Советское правительство регулировало цены на детские товары, устанавливая их такими, чтобы гражданин мог обеспечить ребёнка всем необходимым на свой средний заработок. Для этого государство брало на себя часть затрат предприятий и заблаговременно распределяло доходы, которые поступали от торговли. – Но многие помнят, как уныло выглядели торговые залы, как охотились родители за импортными вещами. Неудивительно, что, когда границы открылись, импорт хлынул в Россию. А большинство цехов и фабрик, ориентированных на детей, закрылись. – Да, это было. Но сейчас ситуация меняется. Если до 2011 г. доля отечественных детских товаров в торговле составляла лишь 12%, то сегодня эта цифра составляет уже 29%. Возьмите игрушки. Их выпускают и фабрики, которым по 80 лет, и новые производства, созданные 20 лет назад. И если бизнес видит, что какие-то вещи, популярные в советское время, востребованы, он возрождает их производство. Так возродилась юла-волчок, так растёт производство металлических конструкторов. Успешно продаются в России и даже за рубежом неваляшки. Как помочь бизнесу – Но одежда и обувь на прилавках в основном по-прежнему импортные. Они дешевле? – Я бы не сказала. У нас есть даже более дешёвые варианты. Но в чём мы однозначно проигрываем, так это в выводе на рынок продукции, для выпуска которой необходимо сложное высокотехнологичное оборудование. В результате далеко не все наши фабрики могут предложить людям вещи с таким дизайном, с такими свойствами, как зарубежные. Чтобы создать такое производство, нужны длинные и дешёвые кредиты, а их у нашей «детской» промышленности нет. – Какие проблемы позволит разрешить план развития детской индустрии, который предложило правительство? – Его главная цель – довести импортозамещение до такого уровня, чтобы обезопасить рынок и покупателей от таких угроз, как нынешняя пандемия, когда закрылись границы и сократился поток импорта. Мы должны быть уверены, что оденем и накормим наших детей в любой ситуации. Для этого, по расчётам экономистов, важно, чтобы на прилавках было как минимум 40% отечественных товаров. Стартуя с этого уровня, в случае необходимости можно нарастить национальное производство до любого объёма. Планируется, что к концу 2024 г. по всем категориям промышленных детских товаров он достигнет 35% (см. инфографику). | |||||
– Это реально? – Да, при условии, что правительство окажет нашей индустрии поддержку в модернизации производства и внедрении инноваций, позволяющих выпускать совершенно новые виды продукции. Например, делать такую одежду, которая будет не только экологичной, но и удобной, многофункциональной. – Какой поддержки ждёт бизнес? – Во-первых, сохранения 10%-ного НДС. Есть риск, что правительство для детских товаров эту льготу отменит. Но мы считаем, что её, наоборот, нужно усилить, т. к. этот налог сказывается на себестоимости детских товаров по всей бизнес-цепочке. Во-вторых, важно, чтобы для наших предприятий был понижен уровень инвестиционных проектов, начиная с которого можно претендовать на их государственное субсидирование. Сейчас это не менее 300 млн руб. Но проекты, ориентированные на детей, как правило, оперируют меньшими суммами. В-третьих, нужны льготные процентные ставки, позволяющие занимать деньги, чтобы наращивать объёмы продукции до таких размеров, которые нужны для поставок в крупные торговые сети. Чем помочь семьям – Специалисты по социальной политике считают: невозможно преодолеть бедность, не повысив доступность детских товаров. Как этого добиться? – Административное регулирование цен в условиях рынка уже не работает. Была такая история: государство попыталось сдержать подорожание детского питания. А в итоге мы увидели, что цены выросли даже больше и меры по их сдерживанию были отменены. Более эффективно, когда социальные службы напрямую помогают семьям, формируя вещевые подарки для новорождённых или выдавая малоимущим карты, деньги с которых можно потратить только на покупки для детей. Такая практика в том или ином виде есть уже в нескольких десятках регионов. И каждый детский рубль идёт на развитие производств для детей. Появляется синергия, дающая большой социальный и экономический эффект. А соотношение цена/качество регулирует конкуренция между производителями, а ещё лучше – достаток в семьях. Мы уже не раз замечали: как только в стране начинают расти доходы, сокращается ассортимент дешёвой низкокачественной продукции. – Правительство планирует увеличить до 300 наименований количество детских товаров, включённых в каталог, по которому идут госзакупки. Что это даст? – В этом году был введён приоритет отечественной продукции при госзакупках 36 товарных категорий, включая мебель, письменные принадлежности, одежду, обувь и игрушки. Это очень серьёзная поддержка нашим производителям. Приведу пример. В течение 2020 г. запланировано открыть 300 тыс. ясельных мест. Это значит, что для них купят 300 тыс. отечественных детских кроваток, а это плюс 30% к тому производству, которое уже есть в России. При этом бюджетные деньги получают не только муниципальные ясли, но и частные. Условие одно: покупать оборудование российского производства. – Какая детская продукция из России востребована за рубежом? – Престижнейшие международные премии получают наши детские писатели и иллюстраторы. Это развивает книгоиздание для детей и у нас. Образы анимационных персонажей, созданных 40 российскими студиями, используют по лицензии зарубежные производители самых разных товаров. Хорошие перспективы у дизайнеров детской мебели и одежды для детей. Наши онлайн-игры одни из лучших в мире. Очень хорошие разработки у отечественных производителей учебного оборудования и образовательной продукции. – Почему важен экспорт? – Невозможно развивать внутренний рынок, просто ограничив на него доступ иностранных конкурентов. Важно активно транслировать за рубеж лучшие продукты, зарекомендовавшие себя дома, – тогда они будут на уровне всего мира. И тогда к нам будут приходить те же производители лицензионной продукции. Прецеденты есть. Создатели мультфильма «Маша и Медведь» продали лицензию на свой бренд итальянской компании, выпускающей детское питание. А производство было размещено в России, т. к. пищевая продукция для детей у нас уже сегодня отличного качества при конкурентоспособной цене. Много ли на рынке некачественного товара?В 1990-е гг. дешёвые и зачастую небезопасные китайские детские игрушки заполонили российские торговые точки. Как изменилась ситуация с тех пор? С каждым годом количество некачественных детских товаров растёт. Так, по данным Роспотребнадзора, с 2013 по 2019 г. удельный вес исследованных проб продукции для детей, не соответствующих нормативным требованиям, увеличился с 5,2% до 10,3. – Более 40% от общего количества не соответствовавших требованиям проб составляла импортная продукция. Наибольшее число нарушений выявлено в таких группах товаров, как обувь для детей и подростков, трикотажные изделия, одежда и изделия из текстильных материалов и кожи. Удельный вес проб игрушек, не соответствующих нормативным требованиям, более 6%, из них 60% импортного производства, – сообщили в пресс-службе Роспотребнадзора. За 9 месяцев 2020 г. Роспотребнадзор исследовал 1507 проб детских игрушек. Из них удельный вес проб, не соответствующих требованиям, составил 17,9% – 269 штук. Большая часть – это игрушки китайского производства. Среди выявленных нарушений не только неправильная маркировка товаров (отсутствие информации о сроке годности, условиях хранения и пр.), но и более опасные огрехи. К примеру, уровень издаваемого звука, напряжения электростатического и электромагнитного полей, интенсивность инфракрасного излучения превышали норму. 1,2% изделий выделяли вредные химические вещества, а 2,9% являлись токсичными. Источник: Аргументы и факты |
| ![]() | Другие материалы в разделе
|
Предыдущий материал «Не покупаем, не продаем, а прибыль получаем»: как зарабатывает сервис по аренде детских игрушек | Следующий материал Как развивать творческие способности у детей при помощи кукол? |
#Индустрия детских товаров
-
Рынок товаров для детей: что было и что будет?13.02.23788НравитсяВсего 2 человекa2
-
Елена Рожкова (СТЕП ПАЗЛ): «В приоритете у родителей –..08.02.23462НравитсяВсего 1 человек1
-
Отечественные игрушки должны не только развлекать, но и..24.11.22274НравитсяВсего 2 человекa2
-
«Бренд, который видит чаяния своих потребителей»: Роман..16.11.22812НравитсяВсего 1 человек1
-
Игрушечная промышленность: как российский бизнес развивает рынок..03.06.221215НравитсяВсего 7 человек7
-
KANZOBOZ.LIFE + KANZOBOZ.KIDS: два рынка в одном издании27.01.22288НравитсяВсего 4 человекa4
Новости
-
Вышел новый выпуск журнала KANZOBOZ.LIFE / KIDS10.02.2594
-
Объявлены лауреаты Премии за развитие детской отрасли Best for..12.11.24148НравитсяВсего 1 человек1
-
Лидеры индустрии: Ваш вклад – наше общее будущее: Вручение..25.10.24184НравитсяВсего 2 человекa2
-
Все материалы журнала KIDSOBOZ 2024 доступны читателям в виде..11.10.242486СуперВсего 1 человекНравитсяВсего 1 человек2
-
Подписание Меморандума30.09.24143НравитсяВсего 1 человек1
-
Максим Фатеев выступил на пресс-конференции в ТАСС19.09.24300НравитсяВсего 2 человекa2
Статьи
-
Рынок детских товаров в России: Итоги 2024 года и прогнозы на..27.12.24964СуперВсего 1 человекНравитсяВсего 3 человекa4
-
Как создавать тренды в индустрии детских товаров по системе ТРИЗ03.12.24995СуперВсего 1 человек1
-
Комфорт для детей и родителей: почему социальная инфраструктура..19.11.241179НравитсяВсего 2 человекa2
-
Товары для творчества, или Тренд без «срока годности»12.10.241100НравитсяВсего 1 человек1
-
«Наша задача сегодня — быть максимально независимыми»11.10.24730НравитсяВсего 4 человекa4
-
«Вечнозелёное» лицензирование, или «Кто на новенького?»11.10.24677НравитсяВсего 2 человекa2
Другие материалы компании KidsOboz.ru
-
Детский бренд развивающих игр и пазлов «Харди Гарди» вышел в..12.10.24429НравитсяВсего 3 человекa3
-
Группа ВТБ: больше половины россиян назвали 2023 год удачным для..19.12.23434НравитсяВсего 1 человек1
-
В России начал выходить новый детский журнал об искусстве «Юный..14.12.23460НравитсяВсего 3 человекa3
-
Авито Авто: сезонный спрос на детские снегоходы с пробегом вырос..12.12.23218НравитсяВсего 1 человек1
-
Онлайн-версия журнала KIDSOBOZ 202310.11.23637НравитсяВсего 1 человекСуперВсего 1 человек2
-
Вера Оболонкина (ТЕЛЕКАНАЛ КАРУСЕЛЬ): «Детям нравятся..25.10.23680НравитсяВсего 2 человекa2
-
Екатерина Богачева (АКАДЕМИЯ МЕРЧЕНДАЙЗИНГА): «Важен четкий..25.10.23728НравитсяВсего 1 человек1
- Грамоты от издательства «ТЦ СФЕРА» – символы...14.02.2025 48
- «ТЦ СФЕРА» подарила волшебство участникам...14.02.2025 54НравитсяВсего 1 человек1
- Премьера трейлера второго сезона мультсериала...14.02.2025 64НравитсяВсего 2 человекa2
- Как развивать творческие способности у детей при...12.02.2025 68НравитсяВсего 2 человекa2
- Енот Шоня из мультсериала «Команда МАТЧ» посетит...12.02.2025 73НравитсяВсего 1 человек1
- Как развивать творческие способности у детей с...21.01.2025 367НравитсяВсего 1 человек1