|
Рынок продукции для детей более стабилен, чем многие другие сегменты экономики. Целый ряд детских товаров входит в список покупок, от которых российские семьи не могут отказаться даже несмотря на рост цен. Кроме того, заметное влияние на продажи оказывает желание родителей порадовать ребенка новой игрушкой с любимым мультперсонажем. О тенденциях детской индустрии и лицензионного рынка, а также об изменениях потребительского спроса рассказала Марина Лучина, директор отдела регулярных и синдикативных исследований, директор отдела исследований Customer Experience компании IPSOS в России.
|
Марина, как на фоне политических и экономических событий изменились расходы российских семей на детские товары?
Согласно исследованию «Новое поколение», во второй половине 2022 года россияне стали тратить на детские товары несколько больше, чем в первом полугодии. В частности, выросли расходы на продукты питания, детскую одежду, обувь и образование. При этом количество покупок, по данным «РосИндекса» (третий квартал 2022 года), осталось на прежнем уровне относительно конца 2021 года. Затраты на продукцию для детей возросли, но это связано с повышением цен, а не с тем, что россияне теперь предпочитают более дорогие товары.
Как поведение российских покупателей детских товаров изменилось за 2022 год? Какие главные тренды Вы можете отметить?
Поведение российских покупателей детской продукции существенно не изменилось, поскольку эта товарная категория относится у потребителей к числу приоритетных. При этом многие привычные для потребителей детские бренды по решению правообладателей ушли с российского рынка, что заставило покупателей искать им замену и переориентироваться на продукцию других производителей, в том числе отечественных.
|
Рынок товаров для новорожденных всё еще находится под давлением сложной демографической ситуации в России. Согласно данным Росстата, в январе – июне 2022 года в России родилось 635,2 тысячи детей, что на 42,9 тысячи, или на 6,3%, меньше результата аналогичного периода 2021 года. В июне 2022 года спад рождаемости оказался особенно глубоким – минус 9,6% к июню предыдущего года. На ухудшение демографии в первом полугодии 2022 могла повлиять неопределенность ситуации с пандемией COVID-19 в 2021 году.
Что касается школьных товаров, то, по данным Росстата, инфляция привела к росту цен в этом сегменте. В 2022 году (по сравнению с июлем 2021 года) собрать в школу мальчика-первоклассника стало дороже на 13,91%, а девочку – на 11,25%. При этом рост цен еще больше усиливает паттерны экономии в покупательском поведении родителей. Согласно исследованию «РосИндекс», в третьем квартале 2022 года число родителей, выбирающих менее дорогие товары для детей, выросло и на конец года составило 30% (в аналогичный период прошлого года этот показатель был равен 24%).
|
|
|
С какого возраста участие в выборе детской продукции начинает принимать сам ребенок? В каких категориях детских товаров мнение ребенка является наиболее важным аспектом при принятии решения о покупке?
Дети с раннего возраста влияют на то, какую детскую продукцию покупают их родители. Как показало исследование «Новое поколение», проведенное во второй половине 2022 года, 85% родителей детей в возрасте от четырех до пятнадцати лет покупают детские лицензионные товары именно потому, что ребенку нравится тот или иной герой фильма либо мультфильма. По этой же причине продукцию, выпущенную по лицензии, приобретают 90% опрошенных родителей детей четырех-шести лет.
Также данные исследования «Новое поколение» (второе полугодие 2022 года) говорят о том, что 10% детей семи-пятнадцати лет и 25% детей тринадцати-пятнадцати лет получают более 1 000 рублей в неделю на карманные расходы, а соответственно, имеют возможность самостоятельно решать, на что эти средства тратить.
|
|
|
Лицензионные товары в сегодняшней ситуации продолжают пользоваться стабильным спросом?
Да, родители, как и раньше, покупают детям лицензионные товары. Доля покупателей этой продукции снизилась по сравнению с концом прошлого года всего на 1%.
Какие лицензии стали лидерами российского рынка?
В топ-10 самых популярных лицензий, товары с которыми приобретали родители во втором полугодии 2022 года, входят российские лицензии «Маша и медведь», «Три кота» и «МиМиМишки».
|
Как на продажи товаров для детей повлиял уход из России некоторых иностранных брендов? В каких сегментах детского рынка в связи с этим возможно серьезное перераспределение сил?
Раньше во всех категориях детских товаров спросом пользовалась продукция, произведенная с использованием изображений от популярных иностранных франшиз. На данный момент с уходом иностранных производителей освободились ниши игрушек, одежды и обуви. При этом сейчас в России активно производится детский контент, появилось много новых интересных персонажей. Также дети по-прежнему любят хорошо известных героев – персонажей мультфильмов из «золотой коллекции» «Союзмультфильма», героев анимационных сериалов «Фиксики», «Маша и медведь».
Какие каналы продаж детских товаров остаются наиболее стабильными? Какие ретейлеры теряют покупателей?
Среди офлайн-магазинов в топ-5 стабильно входят «Пятерочка», «Магнит», «Детский мир», «Лента» и «Перекресток». При этом доля покупателей товаров для детей в «Пятерочке» снизилась на 3% по сравнению с началом 2022 года. А вот в интернет-магазинах наблюдается рост продаж товаров для детей. Лидерами являются Wildberries и Ozon.
|
|
|
|
В каких случаях стоимость детских товаров выступает главным критерием выбора?
Согласно данным «РосИндекса» (третий квартал 2022 года), родители с начала 2022 года стали покупать более дешевую детскую одежду и обувь, средства по уходу за детьми, подгузники, детские игрушки. При этом объемы покупок в таких сегментах, как средства по уходу за детьми и подгузники, сократились.
Что, по Вашим прогнозам, будет происходить на рынке детских товаров в 2023 году?
Уход западных брендов предоставил больше возможностей для развития отечественного лицензионного рынка детских товаров. Согласно данным исследования «Новое поколение» (вторая половина 2022 года), самые любимые лицензии у детей в возрасте от четырех до пятнадцати лет – это «Маша и медведь» и «Фиксики». В топ-15 также попадают «Три кота», «Барбоскины», «Лунтик» и «Ну, погоди!». Детские товары с этими персонажами будут пользоваться спросом у покупателей. Кроме того, производителям следует обратить внимание на многочисленные новые анимационные проекты.
|
KanzOboz.KIDS 2023
скачать PDF
|