Поступившие обращения были проанализированы, классифицированы и разобраны. По итогам аналитической работы были отправлены письма в региональные Министерства образования и территориальные управления Роспотребнадзора. А всем родителям, предоставившим свои контактные данные, было предложено включиться в совместную с работу по улучшению ситуации с питанием в образовательном учреждении.
«Несмотря на то, что свои данные оставили 2566 родителей, в созданный в WhatsApp чат для решения ситуации вступило лишь примерно 200 человек. Из этого числа активные действия в своих школах проявляли лишь несколько родителей. И это цифры реального родительского контроля, когда из 2500 активны лишь три-четыре человека», – отмечает представитель РИПИ.
Активные родители сталкиваются с непробиваемой стеной. Обращения к классному руководителю, завучу или директору не дают результатов. Как итог – в лучшем случае от родителя отмахиваются, в худшем – настойчивость вредит ребенку, сказываясь на его оценках или отношении к нему учителей. Родительский комитет часто лоялен к администрации школы и не помогает решать проблему. Санитарные врачи и представители Роспотребнадзора могут оштрафовать учреждение – но это не решит проблему. По признанию родителей, после проверок «сверху» ситуация улучшается на день или неделю, а после вновь ухудшается. Поэтому решать проблему нужно поэтапно.
Основываясь на анализе ситуации, РИПИ предлагает привлечь компетентные экспертные НКО, с которыми директор мог бы заключить договор на разработку плана мониторинга качества и безопасности продуктов питания. Именно региональные социально-ориентированные НКО должны стать приёмниками обратной связи, а жалобы родителей должны поступать в них анонимно.
Необходимо выстроить механизм независимого контроля за качеством продуктов. Достоверность и объективность оценки должны обеспечить независимые лабораторные исследования. Первым шагом должно стать создание такого механизма, и здесь должны быть три стороны контроля:
- Общественные и социально-ориентированные некоммерческие организации, которые могут обеспечить организацию независимого лабораторного контроля качества продуктов питания;
- Родительская общественность, с обязательной методической поддержкой со стороны общественных и социально-ориентированных некоммерческих организаций;
- Муниципальные, региональные и федеральные органы власти, с возможностью включения лабораторного контроля качества продуктов питания, поставляемых в школьные и дошкольные учреждения в федеральные и региональные программы.
Такой подход обеспечит всесторонний контроль и позволит грамотно и объективно оценивать ситуацию, а также принимать действенные меры по контролю качества продуктов питания в детских учреждениях.