Сегодняшняя непростая ситуация, вызванная экономическим кризисом и пандемией коронавируса, открывает игрокам рынка товаров для детей новые возможности. О состоянии индустрии и перспективах ее развития в кризисных условиях интернет-порталу KidsOboz.ru рассказала Ирина Седова, генеральный директор российского отделения исследовательской компании NPD.
Ирина, как экономический кризис и пандемия коронавируса сказываются на российской индустрии детских товаров и игрушек? Какие изменения спроса на детские товары Вы фиксируете в сегодняшней непростой ситуации?
Уже в феврале NPD наблюдал небольшое сокращение продаж игрушек к 2019 году. По нашему мнению, в марте мы увидим более существенное снижение продаж, хотя вряд ли оно будет двузначным: магазины работают, а онлайн-торговля растет по-прежнему двузначными темпами. Однако снижение трафика в торговых центрах, безусловно, повлияет на рынок игрушек. Shopping Index в Москве 11.03.20 был на уровне -2% к прошлому году; 15.03.20 уже -30%, а 19.03.20 упал до -41%.
Как ограничения в работе кинотеатров и отложенные премьеры уже влияют на российский лицензионный рынок, и какое влияние эти события будут оказывать на лицензионную отрасль в ближайшее время?
Сегодняшняя ситуация скорее способствует тому, чтобы дети на карантине смотрели больше контента, включая и новые фильмы. Тем более что ряд премьер перенесен в онлайн (так, «Тролли» выйдут в онлайн-формате в запланированные даты). Вопрос скорее в том, как и где родители смогут купить лицензионные игрушки? Ответ очевиден: верятнее всего, в онлайне. Отложенные премьеры и отложенные поставки новинок, скорее всего, сдвинут пик продаж лицензионных игрушек на время «после карантина», но прогнозировать, когда это время придет, никто сейчас не берется.
Какие сегменты рынка игрушек и товаров для детей (какие каналы продаж, какие ступени дистрибуции и какие товарные категории) пострадают меньше всего?
Потребители готовы тратить деньги на то, чтобы занять детей на время «удаленного обучения» и найти варианты развивающего семейного досуга в ограниченном пространстве. Так, например, рост продаж настольных игр и паззлов был наиболее впечатляющим из всех категорий игр и игрушек в странах, где уже действует карантин (США, неделя 9-15 марта +37% к предыдущему году, Италия – продажи этих товаров на этой неделе выросли более чем в два раза.). В России мы ожидаем примерно тех же трендов, а в дополнение к этому в связи с грядущим наступлением хорошей погоды, скорее всего, увеличатся продажи самокатов и прочих спортивных игрушек, благо играть на улице пока не запрещено.
Среди каналов продаж происходит дальнейшее переключение на онлайн-заказы, поскольку трафик во всех магазинах, кроме продуктовых, падает.