Случайное KidsФото
1 Издательство «Творческий Центр Сфера» 496.00
2 ЯРКО 447.00
3 Союзмультфильм, Киностудия 360.00
4 Группа компаний «Рики» 353.00
5 Феникс+ 314.00
6 ВЕСНА 275.00
7 Мельница, лицензионное агентство 272.00
8 BONDIBON \ «Джин» 272.00
9 КИНОМАНИЯ ТВ 246.00
10 Шэвуш (BADA BOOM) 244.00
11 Фабрика детской игрушки 227.00
12 Хатбер-М 221.00
13 "ФК "ФОРУМ" 209.00
14 Колорит (Lori) 202.00
15 Выставка «Мир детства» (АО «ЭКСПОЦЕНТР») 196.80
16 Гранд Экспо 191.00
17 РОКСИ (Roxy-Kids) 184.00
18 MERLION 166.00
19 ТМ G′n’K (Ариадна-96) 165.00
20 Профессиональные выставки 160.00
Все участники рейтинга компаний →
Спецпредложения
Набор для опытов
Набор для опытов
Набор для опытов
133 РУБ
Акварельная краска под
Акварельная краска под
Акварельная краска под
звоните
BOOMцена на Сияющую
BOOMцена на Сияющую
BOOMцена на Сияющую
349 РУБ
14 марта 2023

Госзакупки канцтоваров: сложности и возможности

Госзакупки канцтоваров: сложности и возможности

Госконтракты являются важной статьей дохода многих канцелярских компаний. Однако в работе с госзаказчиками немало подводных камней. С вопросами о госзакупках редакция KanzOboz.LIFE обратилась к экспертам в этой сфере Михаилу Шелоумову, кандидату юридических наук, доценту базовой кафедры Федеральной антимонопольной службы России ФГБОУ ВО РЭУ им. Г.В. Плеханова, и Александру Геллеру, исполнительному директору ЭТП (etprf.ru).

Госзакупки канцтоваров: сложности и возможности
Михаил Шелоумов
Госзакупки канцтоваров: сложности и возможности
Александр Геллер

Все ли канцтовары для государственных нужд закупаются в рамках торгов, или возможны варианты?

Михаил: Выделяют два вида процедур: конкурентные и прямые закупки. Прямые закупки обычно используются госзаказчиками для всяких неотложных нужд, а закупки канцтоваров, как правило, осуществляются в рамках торгов.

Насколько конкурентна сфера госзакупок канцтоваров?

Михаил: Конкуренция в этом сегменте очень сильна, но всё зависит от того, как компания-поставщик подстроится под нужды заказчика. Мы не говорим сейчас про бонусы заказчику.

При этом поставщик должен отслеживать изменения в закупочном законодательстве. Например, с 1 января 2022 года для госзаказчиков повысили квоту совокупного годового объема закупок у субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП) с 20% до 25%. Как это можно использовать? Вопрос к игрокам рынка.

Как меняется состав поставщиков, которые становятся победителями торгов? Это, как правило, крупные компании или шанс одержать победу есть и у небольшой фирмы?

Михаил: Конкурентная закупка канцтоваров – это аукцион. Тут всё просто: побеждает та компания, которая предложила наименьшую цену. Крупным фирмам проще: себестоимость товаров у них ниже, поскольку они закупают больше продукции по более низкой цене.

При этом у небольших фирм тоже есть определенные возможности. Давайте вернемся к моему вопросу о том, как использовать изменения закона в своей стратегии. Когда я работал на стороне заказчика, эти квоты на закупку только у субъектов МСП я всегда выполнял закупками канцтоваров. И когда приходили более крупные компании и предлагали сотрудничать с ними, мы им отвечали: регистрируйтесь как МСП и подавайте заявку.

Александр: Небольшим компаниям могу порекомендовать нашу ЭТП. Она является отобранной Правительством РФ федеральной площадкой, на которой информацию о своих закупках размещают такие предприятия, как «Ростех», «Роскосмос», «Транснефть» и другие.

Госзакупки канцтоваров: сложности и возможности

Основная конкурентная борьба между поставщиками канцтоваров идет в ценовом поле? Какая доля контрактов заключается по сниженной цене?

Александр: Закупка канцтоваров входит в аукционный перечень, поэтому контракт заключается по наименьшей цене. А что касается сниженной цены, то здесь всё условно. Давайте приведу пример: госзаказчику нужно закупить ноутбуки HP, но если он напишет это в ТЗ, то нарушит закон. Однако если объект закупки описан таким образом, что самым дешевым из всех вариантов, которые есть на рынке, окажется HP, то поставщикам будет выгодно поставить именно HP, а не Lenovo. Это логика заказчика, он так думает.

Действующее сейчас законодательство как-либо регламентирует порядок описания качественных характеристик канцелярских принадлежностей, которые закупаются государственными предприятиями?

Михаил: Требования к описанию объекта закупок прописаны в статье 33 федерального закона №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. В описании объекта закупки допускается использование указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами «или эквивалент» либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.

В №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» формулировка другая, но суть остается неизменной. Заказчик не может выйти за эти рамки, иначе штраф.

Госзакупки канцтоваров: сложности и возможности

Ответственность, которая предусматривается для заказчика и поставщика в случае ненадлежащего выполнения обязательств, всегда прописывается в конкретном контракте на поставку или есть общие правила, регламентирующие взаимоотношения сторон?

Михаил: Ответственность как заказчика, так и поставщика прописана в проекте контракта. Было время, когда заказчики пытались что-то добавить от себя, поэтому появились типовые контракты.

Могут ли участвовать в конкурсных процедурах поставщики, которые ранее уже нарушали сроки поставок и другие условия контрактов?

Михаил: Отвечу так: могут, но при условии, что данные поставщики не были занесены в реестр недобросовестных поставщиков. В этот реестр компании-нарушители попадают на два года. Требования к поставщику прописаны в статье 31 №44-ФЗ, а по №223-ФЗ это регулируется регламентом закупочной деятельности компании.

Как поставщик перед подачей заявки может удостовериться в том, что государственный или муниципальный заказчик имеет денежные средства на закупку товаров, работ и услуг?

Александр: На самом деле всё просто: регистрация заказчика происходит в единой информационной системе zakupki.gov.ru, которая синхронизирована с электронным бюджетом, и поставщик, принимающий решение об участии в конкурентной закупке, может посмотреть, выделены ли на эту закупку денежные средства.

Как на госзакупки канцтоваров повлияли санкции, уход с российского рынка ряда иностранных брендов и введение механизма параллельного импорта?

Александр: Никак. Мы уже говорили, что при описании объекта закупок заказчик не указывает бренд, а просто описывает то, что нужно. Были одни бренды – пришли другие.

Госзакупки канцтоваров: сложности и возможности

Какие основные сложности возникают у поставщиков при подготовке к участию в госзакупках?

Михаил: Самая большая проблема – это не подготовить документы, а правильно подстроить бизнес для участия в госзакупках. Ко мне в частном порядке обращалось много компаний с просьбой проанализировать их бизнеспроцессы и дать ответ на вопрос: почему они проигрывают торги? Собственники бизнеса зачастую считают, что достаточно взять человека на зарплату в 50 000 рублей, поставить ему план продаж – и он будет выигрывать торги и зарабатывать для компании деньги. Но это так не работает. К крупным контрактам компанию нужно готовить: участвуя в мелких закупках, нарабатывать историю компании и отстраивать внутренние процессы. Один клиент (строительная компания) обратился ко мне с аналогичной просьбой, и я стал смотреть процесс. Аукцион на стройку идет семь рабочих дней от подачи извещения до окончания подачи документов, а в этой компании только отдел, который проверяет смету и принимает решение, на сколько можно снижать цены, делает это 30 дней. Как при таком подходе можно выиграть торги?

Как Вы оцениваете действующее сейчас законодательство в сфере госзакупок?

Михаил: Закон – это правила; хорошие они или плохие, решать не нам. Могу сказать, что возможность для заработка есть, поставщику просто нужно правильно адаптировать свои бизнес-процессы под интересы заказчика. И я сейчас говорю не про коррупцию.

Какие новые требования, регламентирующие госзакупки канцтоваров, появились в 2022 году? Какие изменения запланированы на 2023 год?

Михаил: Новых требований, регламентирующих закупки канцелярских товаров, не предвидится, но я бы рекомендовал крупным игрокам создавать собственное производство и использовал бы статью 14 «Применение национального режима при осуществлении закупок» №44-ФЗ.

KanzOboz.LIFE 2023

скачать PDF

Комментарии
К этому материалу пока нет комментариев, ваш будет первым.
Задавать вопросы и оставлять свои комментарии могут только авторизованные пользователи. Пожалуйста войдите на портал со своими регистрационными данными или зарегистрируйтесь →


Предыдущий материал
Юрий Архипов (РЫЖИЙ КОТ): «Детская продукция должна развивать творческие навыки и раскрывать интеллектуальный потенциал ребенка»
Следующий материал
Рынок детских товаров в России: Итоги 2024 года и прогнозы на 2025

#KANZOBOZ.LIFE, #KANZOBOZ.LIFE + KANZOBOZ.KIDS, #KANZOBOZ.LIFE + KANZOBOZ.KIDS 2023, #госзакупки, #журнал KANZOBOZ.LIFE + KANZOBOZ.KIDS 2023

Онлайн-версия журнала KanzOboz.LIFE + KanzOboz.KIDS 2023
17.04.23 
340
 
 
НравитсяВсего 4 человекa
 4