Случайное KidsФото
1 ЯРКО 424.00
2 Феникс+ 368.00
3 BONDIBON \ «Джин» 366.00
4 Выставка «Мир детства» (ЗАО «ЭКСПОЦЕНТР») 352.80
5 Группа компаний «Рики» 310.00
6 ВЕСНА 295.00
7 Фирма Гамма (Гамма ТД) 259.00
8 Шэвуш (BADA BOOM) 243.00
9 Гранд Экспо 234.00
10 Хатбер-М 233.00
11 BODO 223.00
12 Мельница, лицензионное агентство 213.00
13 Lassie 202.00
14 "ФК "ФОРУМ" 202.00
15 Издательство "Творческий Центр Сфера" 186.00
16 MERLION 175.00
17 ТМ G′n’K (Ариадна-96) 166.00
18 Рельеф-Центр 160.00
19 Профессиональные выставки 148.00
20 РОКСИ (Roxy-Kids) 146.00
Все участники рейтинга компаний →
Спецпредложения
МИКРОСКОП с
МИКРОСКОП с
МИКРОСКОП с
1 895 РУБ
Трехуровневая детская
Трехуровневая детская
Трехуровневая детская
401 РУБ
Обучающая настольная
Обучающая настольная
Обучающая настольная
865 РУБ
6 марта 2023

Анастасия Сидорина (РОМИР): «Для игроков канцелярского рынка в сегодняшней ситуации есть и минусы, и плюсы»

Анастасия Сидорина (РОМИР): «Для игроков канцелярского рынка в сегодняшней ситуации есть и минусы, и плюсы»

Экономия и более осознанный подход к выбору канцтоваров — главные паттерны покупательского поведения в 2022 году. По многим прогнозам, эта тенденция сохранится и в 2023-м. О том, от чего зависят и как меняются предпочтения потребителей канцелярских принадлежностей, мы беседуем с Анастасией Сидориной, директором по работе с клиентами исследовательского холдинга «Ромир».

Анастасия, как в 2022 году изменилось материальное положение российских семей, как это повлияло на продажи канцтоваров?

В прошлом году произошли существенные изменения настроений и ожиданий покупателей. Это напрямую связано с их финансовым положением. Как показало наше трекинговое исследование «М-Пульс», которое мы регулярно проводим с конца февраля 2022 года, в первой половине года благосостояние большинства россиян ухудшилось. В марте доля тех, кто считал, что оно стало хуже за последний месяц, составляла около 60%. Причем в марте примерно такое же количество респондентов ожидали, что их финансовые возможности в течение ближайшего полугода сократятся еще больше. В течение года этот показатель падал. Так, по результатам 50-й недели 2022 года (с 12 по 18 декабря), доля тех, чье положение стало хуже, чем месяц назад, уменьшилась до 44%, и только 42% жителей нашей страны ожидали дальнейшего ухудшения ситуации. Почему эти цифры значимы для нас? Они влияют на то, как будет распоряжаться своими средствами российский покупатель. Очевидно, что он начнет экономить и сокращать расходы на товары не первой необходимости, в том числе на многие виды канцелярских принадлежностей. Хотя от приобретения некоторых канцтоваров отказаться, конечно, не получится.

Когда мы говорим о возможных покупках, не следует забывать и о таком важном параметре, который помогает нам прогнозировать спрос, как наличие у населения сбережений. Наши исследования показывают, что у многих россиян — примерно у половины — сбережений нет. Причем если в марте этот показатель составлял 44%, то в августе он составил уже 50% и до декабря почти не менялся: то есть за прошлый год доля жителей нашей страны, не имеющих сбережений, выросла.

Анастасия Сидорина (РОМИР): «Для игроков канцелярского рынка в сегодняшней ситуации есть и минусы, и плюсы»

При этом у 50% россиян сбережения пока есть?

Да, но только у половины россиян этих сбережений хватит более чем на полгода. При этом мы понимаем, что кризис (он является структурным и затронул почти все сферы нашей жизни) продлится больше года. Поэтому покупатели не только активно сокращают крупные статьи расходов (на бытовую технику, ювелирные изделия, недвижимость, автомобили, смартфоны и т. п.), но и начинают экономить на товарах первой необходимости, ведь именно на этот сегмент у большой доли россиян приходятся основные затраты. Что касается канцелярского рынка, на нем мы тоже видим, что покупатели переходят в режим экономии. Правда, в сегменте детских товаров эта тенденция менее заметна. Сокращение расходов на канцтовары происходит не только за счет уменьшения объема/количества покупок, но и за счет поиска более выгодных решений. Потребители сравнивают цены в офлайне и онлайне, активно используют интернет-сервисы, маркетплейсы, ищут акции в рознице, приходят за необходимыми товарами в Fix Price (этот хард-дискаунтер предоставляет покупателю достаточно широкий ассортимент канцтоваров по привлекательным ценам).

Покупатели переходят в более низкий ценовой сегмент или просто ищут более выгодные предложения?

Сейчас актуальны разные стратегии экономии. Вот три сценария покупательского по ведения россиян в порядке убывания актуальности. Первый: покупатель ищет именно скидки. Он не готов отказываться от каких-либо видов товаров и даже от конкретного бренда.Он ждет снижения цены на эту продукцию либо ищет более выгодное предложение. Второй вариант: покупатель переходит внутри товарной категории в более низкий ценовой сегмент, в том числе происходит замена известных брендов на СТМ. Ретейлеры отчасти удовлетворяют эту потребность. И третий паттерн: покупатель начинает переключаться между магазинами и искать, где можно купить примерно то же самое, что и раньше, но дешевле.

Анастасия Сидорина (РОМИР): «Для игроков канцелярского рынка в сегодняшней ситуации есть и минусы, и плюсы»
Анастасия Сидорина (РОМИР): «Для игроков канцелярского рынка в сегодняшней ситуации есть и минусы, и плюсы»

Для каких видов канцелярских товаров цена является главным критерием выбора?

Если мы говорим о канцелярских принадлежностях, от покупки которых отказаться нельзя, то, чем дороже товар и чем больше можно на нем сэкономить, тем важнее цена. Например, из школьного ассортимента стоимость больше всего влияет на выбор ранца или рюкзака. На ручках и тетрадях покупатели будут экономить меньше.

Премиум-продукция в нынешних условиях продолжает пользоваться спросом?

Премиум-сегмент обычно проседает не так, как средний. Часть покупателей, которые всегда по купали продукцию известных брендов, не меняют своих привычек. Но всё, конечно, зависит от товарной категории. При этом возник и новый тренд: у многих из тех, кто сейчас не готов тратить средства на покупку недвижимости, автомобиля, бытовой техники, на отдых и развлечения, появились свободные деньги. Почему бы их не потратить на более дорогие канцтовары?

Анастасия Сидорина (РОМИР): «Для игроков канцелярского рынка в сегодняшней ситуации есть и минусы, и плюсы»

Импульсный спрос на канцтовары сейчас существует?

В сентябре мы провели ис следование и выяснили, что многие россияне хотят избавиться от стресса и побаловать себя, в том числе с помощью незапланированных покупок. Например, кто-то не может купить себе новый телефон, зато купит красивый блокнот или ручку. При этом существенная часть россиян импульсные покупки совершают в магазинах Fix Price. Именно этот ретейлер с долей рынка 10,1% занимал первое место по розничным продажам канцтоваров в 2021 году (прим. ред.: на момент подготовки интервью не было окончательных данных по 2022 году). Так что, несмотря на экономию, импульсный спрос возможен, но важно заинтересовать покупателей интересными и необычными предложениями.

Готовы ли покупатели, приобретавшие продукцию мировых канцелярских брендов, быстро переключиться на российские торговые марки?

Мы пока не изучали канцелярский ассортимент именно с этой точки зрения, но по данным с других рынков могу сказать, что в общем россияне показывают хорошую готовность к новым ассортиментным решениям. Важно, чтобы бизнес смог сделать по купателям релевантное предложение и занять освободившиеся ниши. По каким критериям россияне обычно выбирают место покупки канцтоваров? Главное — это стоимость товара, удобство/доступность торговой точки (или пункта выдачи заказа) и ассортимент. Многие покупатели отдают предпочтение онлайну не только потому, что там широкий выбор и возможность сравнить цены, но и благодаря сервису, который предоставляют маркетплейсы и крупные интернет-магазины. Для покупателя важно сразу положить в свою корзину не только канцелярские принадлежности, но и другие товары. Как показывают наши исследования, эти потребности покупателей неплохо удовлетворяют и торговые сети, в том числе Fix Price.

Анастасия Сидорина (РОМИР): «Для игроков канцелярского рынка в сегодняшней ситуации есть и минусы, и плюсы»

Для покупателей важен сервис и широкий выбор канцтоваров.

Учитывая эти тенденции, на что может надеяться специализированная канцелярская розница? Есть ли у нее будущее?

Однозначно есть. Во-первых, потому что часть покупателей — это профессионалы, которые всегда придут за покупками в специализированные магазины. Во-вторых, именно канцелярская розница осуществляет активные продажи в школьный сезон. Но для успешной работы необходимо следующее: широта ассортимента, присутствие в нем уникальных товаров, цена, сервис и удобство для покупателей. Иначе они уйдут в Fix Price или в другие торговые сети (скорее всего, в дискаунтеры или в хард-дискаунтеры). Кроме того, важна омниканальность.

Анастасия Сидорина (РОМИР): «Для игроков канцелярского рынка в сегодняшней ситуации есть и минусы, и плюсы»

Раньше школьный сезон был четко выражен. Сейчас границы его размываются?

Пик покупок школьных канцтоваров в любом случае приходится на август. Многие семьи формируют свой бюджет таким образом: в мае планируют расходы на отпуск, а в августе закупают всё необходимое для школы.

Есть ли у Вас данные, сколько в прошлом году российские семьи потратили на подготовку к школе?

Согласно нашему исследованию, большинству россиян с детьми школьного возраста (36%) в 2022 году для подготовки к учебному периоду потребовалось от 10 000 до 15 000 рублей. В 10 000 рублей уложились 24% россиян; у 33% родителей расходы составили более 15 000 рублей. Первая статья расходов — это канцелярские товары, на них потратились 82% родителей. На втором месте — спортивная форма, ее купили 66%. Новый ранец для ребенка приобрели 58%. Чуть больше половины потратили деньги на одежду для школы, в том числе на школьную форму.

Анастасия Сидорина (РОМИР): «Для игроков канцелярского рынка в сегодняшней ситуации есть и минусы, и плюсы»

Как, по Вашим прогнозам, будет развиваться ситуация на канцелярском рынке в этом году?

Для игроков канцелярского рынка в сегодняшней нестабильной ситуации есть и минусы, и плюсы. Главный тренд — это экономия. Покупатель будет еще больше внимания обращать на цены. Но он очень адаптивен и, как показал прошлый год, быстро (за два-три месяца) привыкает к новой экономической ситуации. Поскольку у российских покупателей канцтоваров уровень зависимости от брендов невысокий, потребитель готов приобретать новые товары. Однако занять свободную нишу непросто: необходимо организовать производство, поставки, вы строить все бизнес-процессы. Так что освободившиеся ниши — это и плюс, и вызов для российских компаний. В целом конкуренция будет возрастать, в том числе конкуренция с интернет-магазинами и маркетплейсами. Поэтому игрокам канцелярского рынка, которые работают только в офлайне, необходимо задуматься о выходе в онлайн.

KanzOboz.KIDS 2023

скачать PDF

.

Комментарии
К этому материалу пока нет комментариев, ваш будет первым.
Задавать вопросы и оставлять свои комментарии могут только авторизованные пользователи. Пожалуйста войдите на портал со своими регистрационными данными или зарегистрируйтесь →


Поставить свой Like
в любимых социальных сетях

Предыдущий материал
Kids Russia & Licensing World Russia 2023: яркие впечатления третьего дня выставки
Следующий материал
Выбираем куклу для девочки 3-7 лет. Подарки к 8 марта

#KANZOBOZ.KIDS, #KANZOBOZ.LIFE + KANZOBOZ.KIDS, #KANZOBOZ.LIFE + KANZOBOZ.KIDS 2023, #Анастасия Сидорина, #Ромир



Новости


Другие материалы компании KidsOboz.ru