Ксения Осянина (ORBY): «В сегменте школьной формы лидерство за отечественными производителями»

Ксения Осянина (ORBY): «В сегменте школьной формы лидерство за отечественными производителями»

Несмотря на экономический кризис, продажи школьной формы остаются стабильными. О тенденциях этого рынка мы беседуем с Ксенией Осяниной, руководителем по продукту компании Orby.

Ксения Осянина (ORBY): «В сегменте школьной формы лидерство за отечественными производителями»

Ксения, как Вы относитесь к инициативе правительства по разработке нового ГОСТа на школьную форму?

Любые нормативные базы, в том числе ГОСТ, безусловно, должны обновляться с определенной периодичностью, ведь рынок не стоит на месте. При этом обновление стандартов, конечно же, не должно проводиться только ради обновления: новый ГОСТ должен быть адекватен и исполним, иначе зачем нужны нормы, которым никто не сможет соответствовать?

Насколько остро в сегменте школьной формы стоит вопрос качества и безопасности продукции? Нужны ли какие-либо изменения в сфере сертификации изделий?

В течение учебного года, с сентября по май – начало июня, ребенок проводит в школе до 80% своего активного времени, поэтому на первом месте в сегменте школьной формы стоят качество продукции и ее безопасность. Производители одежды, в которой дети хотят на учебу, а также тканей и фурнитуры стараются соответствовать современному темпу жизни как ребенка, так и его мамы: появляется всё больше материалов, которые просты в уходе, например, не требуют глажки, но комфортны в использовании. В частности, поэтому в производстве школьной формы, в том числе моделей костюмной группы, растет применение трикотажных полотен. Это влечет за собой устойчивые изменения в составе материалов, что, конечно, отражается на здоровье и бытовом комфорте наших детей. Эти изменения следует регламентировать. При этом радикальных изменений в сертификации, на наш взгляд, не требуется – скорее необходимы уточнения по показателям и свойствам материалов в связи с эволюцией сырьевой базы, которую сейчас используют для производства школьной одежды.

Кроме того, в органах власти обсуждается идея введения единого дизайна школьной формы. Как изменится рынок школьной формы, если эта законодательная инициатива будет реализована?

Последствия этого решения, если оно будет принято, зависят от того, на каком уровне будет осуществляться его реализация, – введут ли единую форму для всех российских школьников, либо в каждом регионе стандарт школьной одежды будет утверждаться отдельно. Это повлияет на количество дизайнов продукции, которую производители смогут предлагать на выбор покупателям. А дизайн определяет и ткани, из которых производители смогут отшивать форму, и, соответственно, цену готового набора изделий. Сейчас каждый производитель имеет устойчивый пул поставщиков тканей и фурнитуры, и если модельный ряд школьной одежды существенно сократится, то баланс сил на рынке, в том числе на рынке тканей, изменится.

Ксения Осянина (ORBY): «В сегменте школьной формы лидерство за отечественными производителями»Ксения Осянина (ORBY): «В сегменте школьной формы лидерство за отечественными производителями»

Какая часть современных российских школьников постоянно носит школьную форму?

На сегодняшний день почти все школы России придерживаются определенного стиля в одежде. Где-то это единая школьная форма для всего образовательного учреждения, где-то лишь набор рекомендаций. При этом большинство родителей поддерживают такой формат, а это значит, что дети и подростки вынуждены иметь капсульный гардероб для школы. Сейчас заметен четкий тренд: даже если ребенок выбирает для учебы одежду в стиле smart casual (базовые джинсы и джемпер, например), то хотя бы один комплект школьной формы «на выход» в его гардеробе всё равно присутствует, ведь линейку на 1 сентября и другие торжественные мероприятия никто не отменял.

Какова структура российского рынка школьной формы? Какие производители/бренды являются лидерами этого рынка?

Несмотря на разнообразие предложений, в сегменте детской одежды есть пул устойчивых экспертов-производителей школьной формы на рынке, который от года к году меняется незначительно. Сильная сторона компании Orby – наша линейка Orby School, которая каждый год в июле-августе становится драйвером продаж. Мы уделяем большое внимание разработке этой продукции и стараемся предложить широкий ряд моделей, ориентированных на школьников и младшей, и старшей возрастной группы. Кроме того, на рынке представлены такие сильные игроки, как компании Gulliver, «Смена», Silver Spoon и всенародно известный «Детский мир» с собственными торговыми марками.

Какая продукция – российская или иностранная – в основном представлена на рынке? В чем заключаются преимущества школьной формы иностранных брендов? Что можно назвать сильными сторонами отечественных производителей?

Если мы говорим именно о школьной форме (костюмная группа, ассортимент блузок и сорочек), то здесь лидерство за отечественными производителями. Иностранные бренды дают хороший выбор «околошкольного» ассортимента – деним, базовый трикотаж, casual-рубашки и топы. Но в сегменте деловой школьной формы российские производители конкурируют в большей мере между собой – ведь мы тут сами себе эксперты, именно мы знаем, что ждет детей в школе, в чем им будет удобно провести целый учебный день.

Ксения Осянина (ORBY): «В сегменте школьной формы лидерство за отечественными производителями»Ксения Осянина (ORBY): «В сегменте школьной формы лидерство за отечественными производителями»

Как часто компании, работающие на рынке школьной формы, обновляют свои коллекции? Новые модели появляются каждый год?

Производители к каждому школьному сезону обязательно готовят ряд новинок, чтобы поддержать интерес потребителей и избавить их от ощущения однообразия. Ведь в жизни каждого ребенка 1 сентября случается в среднем десять раз, и классно, когда к нам из года в год возвращаются родители с подрастающими детьми, чтобы найти что-то интересное в ассортименте магазина. Но даже среди детей есть консерваторы с устоявшимися привычками, которые хотят носить именно те брюки, что и в прошлом году. Для таких ребят у большинства производителей есть базовые модели или целые базовые капсулы — устойчивый ассортимент.

Какие модные тренды актуальны сейчас в сегменте школьной формы? Какие новые технологии применяются в производстве? В каком направлении идет развитие ассортимента школьной формы?

Классный вопрос, спасибо! Он волнует нас постоянно, при этом мы стараемся выйти за рамки привычных размышлений о fashion-трендах (длина брюк, форма рукава, силуэт блузки или платья) и мыслить о трендах потребительских. Например, по актуальным данным медицинской статистики около 70% детей имеют сколиоз, при этом из-за дальнейшей урбанизации нашей жизни и ограничения физической активности детей ситуация ухудшается. Одной из ключевых инновационных разработок в 2022 году для компании стал проект «Умная школа» – школьная форма со встроенным электронным датчиком мониторинга и коррекции осанки, который сопровождается мобильным приложением для контроля показателей. Ценность проекта в обеспечении основы здоровья детей в период формирования осанки в школе за счет выработки правильной мышечной памяти и укрепления мышечного корсета. Искренне верим, что наша разработка поможет умным и модным школьникам сохранить здоровье для будущих побед.

Ксения Осянина (ORBY): «В сегменте школьной формы лидерство за отечественными производителями»Ксения Осянина (ORBY): «В сегменте школьной формы лидерство за отечественными производителями»Ксения Осянина (ORBY): «В сегменте школьной формы лидерство за отечественными производителями»Ксения Осянина (ORBY): «В сегменте школьной формы лидерство за отечественными производителями»

Как меняется спрос на школьную форму и объемы продаж этой продукции?

Несмотря на кризисы, дети рождаются, растут и идут в школу, поэтому сегмент школьной формы в какой-то мере устойчив. Изменения всегда связаны в первую очередь с социально-экономическими тенденциями: уровень рождаемости и уровень жизни населения диктует рынку, сколько товара и по какой цене производить. Например, текущие экономические и политические события привели к большему дисбалансу в ценовых категориях и отложенному спросу со стороны потребителей – перед покупкой люди всё чаще анализируют предложения на нескольких торговых площадках, чтобы выбрать ту, где цена ниже, либо ждут распродаж.

С чем связаны главные изменения поведения покупателей школьной формы? Какие критерии выбора школьной формы сейчас выходят на первый план?

Изменения касаются стиля жизни детей и их родителей. Например, сейчас ребенок задействован в гораздо больших активностях, чем даже десять лет назад, поэтому по будням в школьной форме он проводит зачастую целый день до самого вечера – утром идет в школу, а сразу после уроков – в спортивные секции или учреждения дополнительного образования. Ужесточаются ожидания от школьной формы со стороны родителей – она должна быть комфортной в носке и простой в уходе, ведь мамы тоже очень заняты, им важно сохранять силы для общения с детьми, а не тратить время на стирку и глажку. Поэтому сейчас в сырьевой базе увеличивается доля трикотажных полотен и денима, из этих материалов ряд производителей уже отшивает даже модели костюмной группы.

Какие каналы продаж школьной формы являются для производителей и поставщиков этой продукции приоритетными? Где школьники и их родители обычно покупают школьную форму?

Школьная форма, как минимум модели костюмной группы, требует примерки и даже подгонки изделий под конкретного ребенка, поэтому традиционная офлайн-розница всё еще лидирует. А вот для покупки сопутствующего ассортимента и аксессуаров потребитель всё чаще приходит в онлайн – делает заказы в интернет-магазинах и на маркетплейсах.

В чем заключаются главные особенности розничных продаж школьной формы?

Продажа школьной формы – это всегда продажа комплекта: к юбке и сарафану требуется блузка, к брюкам – рубашка и пиджак или жилет. Поэтому важно предложить потребителю готовый тотал-лук в рамках одного магазина, при этом здесь очень важна грамотная помощь продавца-консультанта, чтобы подобрать комплект, подходящий и по стилевым предпочтениям, и по цене.

По каким критериям детскому магазину, который планирует включить в свой ассортимент школьную форму, следует выбирать поставщика/производителя?

Однозначного ответа, какой производитель самый лучший, конечно, нет. Но всегда стоит обращать внимание на те показатели, с которых мы начали наш разговор. Ведь от качества школьной формы во многом зависит здоровье ребенка. Для этого важно запросить у производителя показатели двух главных параметров ткани, на которые стоит ориентироваться, –воздухопроницаемость и гигроскопичность (способность отводить влагу от тела). Кроме того, производитель должен предоставить сертификат на школьную форму (в физическом или электронном виде).

Как, по Вашим прогнозам, будет развиваться ситуация в сегменте школьной формы в 2023 году?

Сейчас мы зависим от двух факторов: от решения Правительства по вводу единой школьной формы на всей территории страны и от внешней экономической обстановки, влияющей на импорт сырья из других стран. Нынешняя скорость изменений не предполагает прогнозов на долгий срок. Одно остается неизменным: дети будут ходить в школу, а значит, мы будем шить школьную форму, принимая во внимание обстоятельства и стараясь оперативно реагировать на все изменения.

KANZOBOZ.KIDS 2023

скачать PDF

Комментарии
К этому материалу пока нет комментариев, ваш будет первым.
Задавать вопросы и оставлять свои комментарии могут только авторизованные пользователи. Пожалуйста войдите на портал со своими регистрационными данными или зарегистрируйтесь →


Предыдущий материал
Александр Смирнов (СМИСТАР): «Господдержка конкретной отрасли или отдельного предприятия – это неверный путь»
Следующий материал
«Конкурировать с серьезными соперниками всегда интереснее и полезнее для развития»

#KANZOBOZ.KIDS, #KANZOBOZ.LIFE + KANZOBOZ.KIDS, #KANZOBOZ.LIFE + KANZOBOZ.KIDS 2023, #Orby, #детская мода, #детская одежда, #журнал KANZOBOZ.LIFE + KANZOBOZ.KIDS 2023, #школьная форма