Случайное KidsФото
1 Издательство «Творческий Центр Сфера» 592.00
2 ЯРКО 417.00
3 Группа компаний «Рики» 398.00
4 ВЕСНА 325.00
5 Феникс+ 316.00
6 Шэвуш (BADA BOOM) 264.00
7 Союзмультфильм, Киностудия 263.00
8 BONDIBON \ «Джин» 255.00
9 Мельница, лицензионное агентство 233.00
10 Хатбер-М 226.00
11 КИНОМАНИЯ ТВ 208.00
12 Гранд Экспо 207.00
13 "ФК "ФОРУМ" 192.00
14 Колорит (Lori) 190.00
15 Выставка «Мир детства» (АО «ЭКСПОЦЕНТР») 187.20
16 BODO 180.00
17 ТМ G′n’K (Ариадна-96) 171.00
18 РОКСИ (Roxy-Kids) 171.00
19 Мегапласт 168.00
20 MERLION 158.00
Все участники рейтинга компаний →
Спецпредложения
Акварельная краска под
Акварельная краска под
Акварельная краска под
звоните
3D ПАЗЛЫ из фетра
3D ПАЗЛЫ из фетра
3D ПАЗЛЫ из фетра
37 РУБ
Набор для опытов
Набор для опытов
Набор для опытов
133 РУБ
6 марта 2023

Анастасия Сидорина (РОМИР): «Для игроков канцелярского рынка в сегодняшней ситуации есть и минусы, и плюсы»

Анастасия Сидорина (РОМИР): «Для игроков канцелярского рынка в сегодняшней ситуации есть и минусы, и плюсы»

Экономия и более осознанный подход к выбору канцтоваров — главные паттерны покупательского поведения в 2022 году. По многим прогнозам, эта тенденция сохранится и в 2023-м. О том, от чего зависят и как меняются предпочтения потребителей канцелярских принадлежностей, мы беседуем с Анастасией Сидориной, директором по работе с клиентами исследовательского холдинга «Ромир».

Анастасия, как в 2022 году изменилось материальное положение российских семей, как это повлияло на продажи канцтоваров?

В прошлом году произошли существенные изменения настроений и ожиданий покупателей. Это напрямую связано с их финансовым положением. Как показало наше трекинговое исследование «М-Пульс», которое мы регулярно проводим с конца февраля 2022 года, в первой половине года благосостояние большинства россиян ухудшилось. В марте доля тех, кто считал, что оно стало хуже за последний месяц, составляла около 60%. Причем в марте примерно такое же количество респондентов ожидали, что их финансовые возможности в течение ближайшего полугода сократятся еще больше. В течение года этот показатель падал. Так, по результатам 50-й недели 2022 года (с 12 по 18 декабря), доля тех, чье положение стало хуже, чем месяц назад, уменьшилась до 44%, и только 42% жителей нашей страны ожидали дальнейшего ухудшения ситуации. Почему эти цифры значимы для нас? Они влияют на то, как будет распоряжаться своими средствами российский покупатель. Очевидно, что он начнет экономить и сокращать расходы на товары не первой необходимости, в том числе на многие виды канцелярских принадлежностей. Хотя от приобретения некоторых канцтоваров отказаться, конечно, не получится.

Когда мы говорим о возможных покупках, не следует забывать и о таком важном параметре, который помогает нам прогнозировать спрос, как наличие у населения сбережений. Наши исследования показывают, что у многих россиян — примерно у половины — сбережений нет. Причем если в марте этот показатель составлял 44%, то в августе он составил уже 50% и до декабря почти не менялся: то есть за прошлый год доля жителей нашей страны, не имеющих сбережений, выросла.

Анастасия Сидорина (РОМИР): «Для игроков канцелярского рынка в сегодняшней ситуации есть и минусы, и плюсы»

При этом у 50% россиян сбережения пока есть?

Да, но только у половины россиян этих сбережений хватит более чем на полгода. При этом мы понимаем, что кризис (он является структурным и затронул почти все сферы нашей жизни) продлится больше года. Поэтому покупатели не только активно сокращают крупные статьи расходов (на бытовую технику, ювелирные изделия, недвижимость, автомобили, смартфоны и т. п.), но и начинают экономить на товарах первой необходимости, ведь именно на этот сегмент у большой доли россиян приходятся основные затраты. Что касается канцелярского рынка, на нем мы тоже видим, что покупатели переходят в режим экономии. Правда, в сегменте детских товаров эта тенденция менее заметна. Сокращение расходов на канцтовары происходит не только за счет уменьшения объема/количества покупок, но и за счет поиска более выгодных решений. Потребители сравнивают цены в офлайне и онлайне, активно используют интернет-сервисы, маркетплейсы, ищут акции в рознице, приходят за необходимыми товарами в Fix Price (этот хард-дискаунтер предоставляет покупателю достаточно широкий ассортимент канцтоваров по привлекательным ценам).

Покупатели переходят в более низкий ценовой сегмент или просто ищут более выгодные предложения?

Сейчас актуальны разные стратегии экономии. Вот три сценария покупательского по ведения россиян в порядке убывания актуальности. Первый: покупатель ищет именно скидки. Он не готов отказываться от каких-либо видов товаров и даже от конкретного бренда.Он ждет снижения цены на эту продукцию либо ищет более выгодное предложение. Второй вариант: покупатель переходит внутри товарной категории в более низкий ценовой сегмент, в том числе происходит замена известных брендов на СТМ. Ретейлеры отчасти удовлетворяют эту потребность. И третий паттерн: покупатель начинает переключаться между магазинами и искать, где можно купить примерно то же самое, что и раньше, но дешевле.

Анастасия Сидорина (РОМИР): «Для игроков канцелярского рынка в сегодняшней ситуации есть и минусы, и плюсы»
Анастасия Сидорина (РОМИР): «Для игроков канцелярского рынка в сегодняшней ситуации есть и минусы, и плюсы»

Для каких видов канцелярских товаров цена является главным критерием выбора?

Если мы говорим о канцелярских принадлежностях, от покупки которых отказаться нельзя, то, чем дороже товар и чем больше можно на нем сэкономить, тем важнее цена. Например, из школьного ассортимента стоимость больше всего влияет на выбор ранца или рюкзака. На ручках и тетрадях покупатели будут экономить меньше.

Премиум-продукция в нынешних условиях продолжает пользоваться спросом?

Премиум-сегмент обычно проседает не так, как средний. Часть покупателей, которые всегда по купали продукцию известных брендов, не меняют своих привычек. Но всё, конечно, зависит от товарной категории. При этом возник и новый тренд: у многих из тех, кто сейчас не готов тратить средства на покупку недвижимости, автомобиля, бытовой техники, на отдых и развлечения, появились свободные деньги. Почему бы их не потратить на более дорогие канцтовары?

Анастасия Сидорина (РОМИР): «Для игроков канцелярского рынка в сегодняшней ситуации есть и минусы, и плюсы»

Импульсный спрос на канцтовары сейчас существует?

В сентябре мы провели ис следование и выяснили, что многие россияне хотят избавиться от стресса и побаловать себя, в том числе с помощью незапланированных покупок. Например, кто-то не может купить себе новый телефон, зато купит красивый блокнот или ручку. При этом существенная часть россиян импульсные покупки совершают в магазинах Fix Price. Именно этот ретейлер с долей рынка 10,1% занимал первое место по розничным продажам канцтоваров в 2021 году (прим. ред.: на момент подготовки интервью не было окончательных данных по 2022 году). Так что, несмотря на экономию, импульсный спрос возможен, но важно заинтересовать покупателей интересными и необычными предложениями.

Готовы ли покупатели, приобретавшие продукцию мировых канцелярских брендов, быстро переключиться на российские торговые марки?

Мы пока не изучали канцелярский ассортимент именно с этой точки зрения, но по данным с других рынков могу сказать, что в общем россияне показывают хорошую готовность к новым ассортиментным решениям. Важно, чтобы бизнес смог сделать по купателям релевантное предложение и занять освободившиеся ниши. По каким критериям россияне обычно выбирают место покупки канцтоваров? Главное — это стоимость товара, удобство/доступность торговой точки (или пункта выдачи заказа) и ассортимент. Многие покупатели отдают предпочтение онлайну не только потому, что там широкий выбор и возможность сравнить цены, но и благодаря сервису, который предоставляют маркетплейсы и крупные интернет-магазины. Для покупателя важно сразу положить в свою корзину не только канцелярские принадлежности, но и другие товары. Как показывают наши исследования, эти потребности покупателей неплохо удовлетворяют и торговые сети, в том числе Fix Price.

Анастасия Сидорина (РОМИР): «Для игроков канцелярского рынка в сегодняшней ситуации есть и минусы, и плюсы»

Для покупателей важен сервис и широкий выбор канцтоваров.

Учитывая эти тенденции, на что может надеяться специализированная канцелярская розница? Есть ли у нее будущее?

Однозначно есть. Во-первых, потому что часть покупателей — это профессионалы, которые всегда придут за покупками в специализированные магазины. Во-вторых, именно канцелярская розница осуществляет активные продажи в школьный сезон. Но для успешной работы необходимо следующее: широта ассортимента, присутствие в нем уникальных товаров, цена, сервис и удобство для покупателей. Иначе они уйдут в Fix Price или в другие торговые сети (скорее всего, в дискаунтеры или в хард-дискаунтеры). Кроме того, важна омниканальность.

Анастасия Сидорина (РОМИР): «Для игроков канцелярского рынка в сегодняшней ситуации есть и минусы, и плюсы»

Раньше школьный сезон был четко выражен. Сейчас границы его размываются?

Пик покупок школьных канцтоваров в любом случае приходится на август. Многие семьи формируют свой бюджет таким образом: в мае планируют расходы на отпуск, а в августе закупают всё необходимое для школы.

Есть ли у Вас данные, сколько в прошлом году российские семьи потратили на подготовку к школе?

Согласно нашему исследованию, большинству россиян с детьми школьного возраста (36%) в 2022 году для подготовки к учебному периоду потребовалось от 10 000 до 15 000 рублей. В 10 000 рублей уложились 24% россиян; у 33% родителей расходы составили более 15 000 рублей. Первая статья расходов — это канцелярские товары, на них потратились 82% родителей. На втором месте — спортивная форма, ее купили 66%. Новый ранец для ребенка приобрели 58%. Чуть больше половины потратили деньги на одежду для школы, в том числе на школьную форму.

Анастасия Сидорина (РОМИР): «Для игроков канцелярского рынка в сегодняшней ситуации есть и минусы, и плюсы»

Как, по Вашим прогнозам, будет развиваться ситуация на канцелярском рынке в этом году?

Для игроков канцелярского рынка в сегодняшней нестабильной ситуации есть и минусы, и плюсы. Главный тренд — это экономия. Покупатель будет еще больше внимания обращать на цены. Но он очень адаптивен и, как показал прошлый год, быстро (за два-три месяца) привыкает к новой экономической ситуации. Поскольку у российских покупателей канцтоваров уровень зависимости от брендов невысокий, потребитель готов приобретать новые товары. Однако занять свободную нишу непросто: необходимо организовать производство, поставки, вы строить все бизнес-процессы. Так что освободившиеся ниши — это и плюс, и вызов для российских компаний. В целом конкуренция будет возрастать, в том числе конкуренция с интернет-магазинами и маркетплейсами. Поэтому игрокам канцелярского рынка, которые работают только в офлайне, необходимо задуматься о выходе в онлайн.

KanzOboz.KIDS 2023

скачать PDF

.

Комментарии
К этому материалу пока нет комментариев, ваш будет первым.
Задавать вопросы и оставлять свои комментарии могут только авторизованные пользователи. Пожалуйста войдите на портал со своими регистрационными данными или зарегистрируйтесь →


Предыдущий материал
Kids Russia & Licensing World Russia 2023: яркие впечатления третьего дня выставки
Следующий материал
Латыпов Максим (Фабрика Творчества)

#KANZOBOZ.KIDS, #KANZOBOZ.LIFE + KANZOBOZ.KIDS, #KANZOBOZ.LIFE + KANZOBOZ.KIDS 2023, #Анастасия Сидорина, #Ромир



Новости



Другие материалы компании KidsOboz.ru