Евгений Кеменев, управляющий директор компании «Игротрейд», о развитии, проблемах и перспективах рынка детских товаров.
Евгений, какие сложности и какие преимущества для своей компании Вы видите в той ситуации, которая в связи с санкциями и изменениями в сфере логистики складывается сегодня на российском рынке товаров для детей?
Мы как компания являемся участниками глобального процесса. И стоит заметить, что в складывающейся ситуации бизнес можно сравнить с водой, которая всё равно даже при наличии препятствий найдет выход и сможет их так или иначе преодолеть.
Нам ничего не остается делать, кроме как максимально возможными способами нивелировать все негативные последствия сложившейся ситуации и искать новые возможности.
Если говорить о преимуществах текущего момента, то их нет. Наша компания долгое время строила бизнес на определенных основах, которые сейчас претерпевают серьезные изменения. Да, мы видим рост интереса к российским производителям и рост российского производства, расширение ассортимента, улучшение качества продукции. Это, безусловно, позитивный тренд.
Однако негативная сторона этой медали пока перекрывает развивающиеся возможности. В перспективе при сохранении текущего тренда можно будет увидеть динамичный рост производства, количества рабочих мест, количества производимой продукции и т. д. Но это в будущем. Сейчас же можно отметить лишь о наметившуюся тенденцию в отдельных отраслях, но не во всей индустрии. Поэтому говорить о преимуществах от сложившейся ситуации пока что рано.
|
Как сейчас осуществляется доставка произведенной в других странах продукции Вашей компании в Россию? Пришлось ли Вам корректировать логистические процессы?
Действительно, логистические цепочки претерпели большие изменения, и этот процесс продолжается. Логистика чрезвычайно сильно влияет на нашу работу, поскольку нам важно понимать сроки доставки импортируемой продукции. Здесь важны два момента – чтобы груз приехал целым и в прогнозируемые сроки.
Если раньше мы могли прогнозировать, что товар из Китая придет во временной разрыв от 30 до 60 дней, и он приходил в среднем дней за 30-45 дней, то сейчас мы можем в большей степени надеяться только на то, что он приедет в целости и сохранности. А о сроках говорить всё сложнее и сложнее.
Из-за того, что время доставки стало одной большой неизвестной в этом уравнении, наш бизнес подвергается большим рискам. Товар и обязательства мы приобретаем в валюте на момент отгрузки из Китая. И соответственно, в этот момент формируется расчетная цена в рублях. За время пути она может поменяться несколько раз, причем в обе стороны. И это серьезный предпринимательский риск. Помимо сроков доставки, изменились маршруты и способы перевозки товара. И если раньше мы везли товар исключительно морскими путями, то сейчас приходится диверсифицировать и то, каким образом его доставить, и работу с партнерами логистами, стараясь снизить риски.
Долгое время мы придерживались позиции, чтобы работать с проверенными временем партнерами. Сейчас же активно нарабатываем новые связи.
|
Как происходящее на рынке уже повлияло и может повлиять в ближайшее время на сроки поставок в Россию и объемы продаж импортной продукции для детей?
Хочу заметить, что сложности с логистикой начались не сейчас, а еще в прошлом году. В нашей компании был поставлен антирекорд: товар приехал через шесть месяцев после отправки. Такого не было никогда, и вот теперь мы с этим столкнулись. На что может повлиять такая ситуация?
В первую очередь на то, как строится работа с сезонным товаром. Есть вероятность того, что товар может приехать уже после сезона, и это влечет за собой определенные риски. Например, товар надо будет законсервировать до следующего сезона или, как вариант, продавать ниже себестоимости, а это прямой убыток.
И нам приходится пересобирать всю компанию заново, потому что внешние условия меняются постоянно, в первую очередь логистические. Нам приходится пересматривать бизнес-процессы работы с товарной матрицей, поскольку строить работу на принципах, которых мы придерживались раньше, уже невозможно.
Насколько стабильны и как в связи с происходящим меняются цены на произведенную заграницей продукцию Вашей компании?
Процесс изменения ценообразования на импортируемую из Китая продукцию начался еще в прошлом году. К сожалению, нет таких товаров, закупочная цена на которые снижалась бы. В подавляющей массе цены растут, и это связано в первую очередь с ростом цен на сырье. Соответственно на выходе, уже в России, цена тоже становится более высокой.
У нас нет никаких сверхприбылей, и в условиях жесткой ценовой конкуренции мы являемся прямым отражением того, что происходит в Китае.
|
|
|
Насколько болезненным, на Ваш взгляд, может стать для российского рынка уход мировых брендов? Смогут ли товары отечественных производителей, СТМ российских компаний-поставщиков и продукция noname полноценно заполнить освобождающиеся ниши?
Детские товары да и вообще товары стоит рассматривать с точки зрения двух составляющих – товар как товарная вещественная единица и товар как средство маркетинга, продвижения.
Все прекрасно знают, что крупные компании, выпускающие известные во всем мире мультфильмы, получают подавляющую часть прибыли не на самих мультиках, а на тех товарах, которые продаются под теми же брендами, с которых компании получают роялти за продажу прав на использование имени и т. д. Это общемировой опыт, и есть прекрасные российские примеры того, как эта система работает у нас.
Таким образом, если говорить о маркетинговой нагрузке, то заменить, условно, человека-паука на кого-то другого невозможно. Дети хорошо осведомлены, благодаря информации из медиапространства, и часто просят точно такие игрушки и никакие другие. В этом плане альтернативы не существует. Если же говорить об игрушке как о товарной единице, то здесь вариантов гораздо больше. Например, есть много качественных российских СТМ, которые успешно замещают уходящую с рынка продукцию крупного бренда-производителя, к примеру, в сегменте металлических машинок.
|
В настоящее время покупатель готов приобретать товар по более низким ценам, чем раньше. В связи с этим производство на отечественных емкостях может обеспечить более низкую цену, а это значит, что при таком выборе покупатель может и не заметить уход импортного бренда.
Поэтому всё, что не связано с лицензированной продукцией, имеет более позитивную перспективу в плане замещения.
Лицензия – это достаточно уязвимое место на рынке, так как мы долгое время перенимали зарубежный опыт и формировали модель потребления по этому алгоритму. Сейчас мы можем транслировать этот опыт с помощью отечественной лицензии, хотя понятно, что в мировом масштабе этот объем минимален.
При этом я абсолютно уверен, что количество и качество игрушек на полках магазинов не уменьшится.
У российских детей будет возможность получить доступ к широкому ассортименту интересных современных игрушек и товаров за счет и параллельного импорта, и собственных торговых марок с учетом последних технологических разработок и популярных трендов.
|
KIDSOBOZ 2022
скачать PDF
|