|
Особое, очень внимательное отношение к производству позволяет F.I.L.A. Group выпускать продукцию, спрос на которую не только остается стабильным, но и постоянно растет. О результатах работы компании и тенденциях рынка товаров для детского творчества мы беседуем с Ольгой Сас, генеральным директором F.I.L.A. Russia. *Материал готовился в январе 2022 года. В связи с последними событиями прогнозы и планы компаний, конечно, могли измениться, но уверены, что многое из сказанного остается актуальным.
|
Ольга, что можно назвать главными результатами работы российского представительства F.I.L.A. в 2021 году? Какие сюрпризы преподнес этот год? 2021 год стал для нас годом наведения порядка и пересмотра договоров с контрагентами и партнерами. Мы поменяли подход к работе и провели оптимизацию, учитывая условия неопределенности, которые стали новой реальностью. Как показали итоги года, несмотря на то что часть решений оказались болезненными, путь в целом был правильным. Сюрпризы остались в 2020-м году – 2021-й был очень рабочим. Каковы нынешние объемы продаж компании F.I.L.A. в России и странах СНГ? Как сегодняшние показатели соотносятся с планами, которые Вы строили в допандемийном 2019 году? Объем продаж сократился в 2021 году в связи с повышением финансовой дисциплины клиентов. Я очень часто говорила, что мы первыми инвестируем и последними получаем обратно свои деньги. И сейчас наши клиенты – это те, для кого бренды компании F.I.L.A. не пустой звук. Я не очень люблю оглядываться назад, тем более возвращаться в нереализованные по причине общего фиаско планы. Мир уже поменялся, мы живем в новых обстоятельствах, поэтому надо смотреть вперед. А планы на этот год у нас очень амбициозные! Какой из сегментов рынка – товары для детского творчества или профессиональная художественная продукция – развивается в последние годы более активно? Я очень рада активному развитию рынка. За счет увеличения доли российского производства происходит расширение канала. Идет активное сближение «художки» с канцелярскими товарами, по-прежнему актуальны товары для детского творчества. Сейчас рынок форматируется, меняются доли продаж в каналах. Но продукция обоих наших направлений пользуется стабильным спросом, и это очень радует.
|
|
|
Какие товарные категории из детского ассортимента F.I.L.A. сейчас являются лидерами по объемам продаж в России? Детский ассортимент сейчас полностью повторяет наши мировые показатели: глина Das, детские фломастеры и цветные карандаши Giotto, ручки пиши-стирай от Tratto пользуются неизменно высоким спросом. Наибольший рост показывает сегмент чернографитных карандашей. В нем имеется семь ценовых групп и 16 степеней мягкости в максимальной линейке.
|
|
|
Как пандемия коронавируса повлияла на структуру спроса на товары для детского творчества? Какие изменения Вас удивили, а какие были вполне предсказуемыми? Конечно, 2020 год внес серьезные коррективы, которые в 2021 году еще больше укрепились. Так, например, очень активно стал развиваться интернет. Самый спорный канал, маркетплейсы, стал для нас новой возможностью, новой точкой роста. К тому же, надеюсь, мы сможем по итогам 2022 года говорить об увеличении доли в розничных продажах. Это одна из наших целей на этот год. Кстати, для нас прошедший год стал показательным еще и потому, что на всем его протяжении мы наблюдали очень большой интерес к качественному продукту. Спрос на такие товары есть на рынке, и вопрос цены уже не является при выборе ключевым. Сложно сказать, удивляет ли это, но определенно радует.
|
|
|
Какие запросы потребителей в сегменте товаров для детского творчества, на Ваш взгляд, сейчас не полностью удовлетворены? Чего не хватает сегодняшним покупателям? Здесь на первый план выходит как раз то, о чем я только что говорила: несмотря на падение доходов, не всё сводится к цене. Именно в такие моменты наиболее востребованы качественные товары. И в случае с товарами для детского творчества к подходу «мы не настолько богаты, чтобы покупать дешевые вещи» присоединяется еще и тренд на осознанное потребление. Поэтому наша задача как производителя – удовлетворить запрос на качественную продукцию. На сегодняшний день, мне кажется, покупателям не хватает реального выбора. Не в контексте брендов или СТМ на полке магазина, а в контексте именно товарного разнообразия. К сожалению, до сих пор вижу на полках большое количество товара с разными обложками/логотипами по разным ценам, но произведенного на одной и той же фабрике. Согласитесь, что фактически это выбор без возможности выбора. В такие моменты хочется сказать, что полка продает не продукт, а картинки на упаковках, в которых не разбирается конечный потребитель. Отсюда и возникает впечатление, что все товары одинаковы, и появляется вопрос: «Зачем платить больше?». Этот путь сильно подкашивает розницу, хотя и увеличивает полку, создавая впечатление, что вся матрица прекрасно скроена, предложение разносторонне и для чего-то нового места нет. Хотелось бы научить покупателей смотреть глубже, стараться понять, где произведен товар и чем он отличается от аналогов. У розницы с нашим эмоциональным товаром есть все возможности для роста. И хотелось бы, чтобы мы росли вместе.
|
|
|
Как Вы оцениваете действующие сегодня в России правила сертификации детских товаров? Необходимо ли, с Вашей точки зрения, вносить какие-либо изменения в эти правила? Сертификация – это наша боль. Но я за системность и порядок. Текущие изменения правильные, хоть и болезненные. Я уже не раз говорила, что мы фанатики производства, и, будучи на 100% производственной компанией, мы точно поддерживаем структурирование рынка и общие правила игры. Обязательные выезды, контроль качества однозначно приведут к тому, что некачественные товары перейдут в черный список, приобретут статус черного импорта. Я за то, чтобы на полках в магазине лежал качественный и проверенный товар. Как мама, я не хочу разбираться, какие краски полезны, а какие вредны, какой пластилин можно давать ребенку, а какой нет. Ни одна мама, я уверена, не хочет, чтобы у ребенка появилась сыпь после занятий творчеством. Но, честно, я пока настороженно отношусь к требованиям маркировки… Поживем – увидим. В последнее время, с одной стороны, растет интерес покупателей к товарам для детского творчества, а с другой стороны, эту продукцию начинает выпускать всё больше производителей. Чувствует ли F.I.L.A. рост конкуренции? Сейчас мне нравятся все изменения, происходящие на российском рынке. Я думаю, с ростом производителей мы выходим на новый этап развития: становится всё меньше псевдобрендов и появляется всё больше реальных производственных мощностей. Поскольку мы с отечественными компаниями работаем на разных уровнях цены и качества, они, усиливая производство, помогают нам развивать рынок. Это очень здоровая ситуация и здоровая конкуренция.
|
|
|
За счет чего F.I.L.A. Group удается не сдавать лидирующие позиции на мировом и российском рынке даже в сегодняшней непростой ситуации? F.I.L.A. Group – это 46 собственных производств и более 100 представительств в мире. И лидерство мы сохраняем за счет того, что сами контролируем весь производственный процесс, даже выращиваем собственные леса. У нас есть свои эталонные представления о качестве, и в этом вопросе мы бескомпромиссны. А дальше через сеть представительств мы делаем всё, чтобы быть ближе к конечному потребителю и говорить с ним на одном языке. Группа компаний F.I.L.A. в 2020 и 2021 годах показала стабильный рост, а некоторые бренды – даже взрывной. Например, Daler-Rowney за эти два года утроил оборот. Каковы основные планы компании на 2022 год? Планы на 2022 год амбициозные. Хочется, чтобы и у нас в стране Daler-Rowney показал результаты, сопоставимые с мировыми. Планируем активно расширять свою представленность в рознице. Какими новинками детского ассортимента F.I.L.A. порадует российских покупателей в ближайшее время? Как ни странно, в этом году у нас будет много новых товаров во всех брендах. Сохраним интригу, чтобы в будущем радовать вас отличными новостями!
|
|
|
KANZOBOZ.LIFE + KANZOBOZ.KIDS 2022
|