В связи со сложившейся в мире ситуацией объемы продаж детских товаров в первой половине прошлого года значительно снизились. Тем не менее во время самоизоляции родители продолжали покупать детям развивающие игрушки. К концу 2020 года россияне не только адаптировались к новой реальности, но даже стали тратить на товары для детей больше, нежели годом ранее. О том, как меняется картина детского рынка и какие факторы влияют на продажи, рассказала Марина Лучина, руководитель направления Observer исследовательской компании Ipsos в России. Марина, какие изменения спроса на детские товары Вы фиксируете в последнее время? В каких товарных категориях продажи стремительно падают, а в каких, наоборот, наблюдается ажиотажный спрос? С чем это связано? С наступлением пандемии в начале 2020 года снизилось потребление во всех категориях игрушек, кроме настольных игр, что вполне объясняется режимом самоизоляции. Также в этот период почти не изменились показатели объема покупок товаров для творчества. Что интересно, с нормализацией жизни и выходом людей на работу, а детей в детские сады и школы мы наблюдаем в конце 2020 года снижение спроса на настольные игры.
|
|
|
Очевидно, что самоизоляция серьезно ударила по производителям и дистрибьюторам одежды: произошло падение продаж во всех категориях. В меньшей степени в первой половине 2020 года пострадали категории «Джинсы» и «Верхняя спортивная одежда». К тому же они достаточно быстро восстановили свои позиции и даже увеличили объем продаж.
|
|
|
В первой половине 2020 года не снизился объем затрат на продукты питания и игрушки (за счет настольных игр и наборов для творчества), а расходы на электронику для детей даже повысились – причина опять же в режиме самоизоляции. Многие семьи были не готовы к дистанционному обучению, и им пришлось покупать необходимую для этого технику. К концу 2020 года затраты на все категории достигли даже превысили уровень 2019 года.
|
|
|
Какие факторы сейчас негативно влияют на рынок детских товаров, а какие, наоборот, способствуют его развитию? Не бывает все однозначно. Сначала пандемия обрушила рынок детских товаров (и не только его), а затем компании и потребители адаптировались к ситуации, и началось стремительное развитие онлайн-торговли. Чтобы родители могли работать, детей в период изоляции необходимо было чем-то занимать – соответственно, увеличились онлайн-продажи товаров для творчества, настольных игр, детских книг. При этом офлайн-торговля серьезно пострадала. Закрылись розничные точки, многие так и не смогли открыться снова. Зато те компании, которые быстро сориентировались и адаптировались к новой реальности, смогли перестроить свои бизнес-модели, сместить акценты и продолжить работу.
|
|
|
От чего, помимо изменения валютного курса, зависит ценовая картина рынка товаров для детей? В первой половине 2020 года многие производители и дистрибьюторы детских товаров помимо скачков курса валюты столкнулись с не менее серьезной проблемой – проблемой логистики. Не секрет, что большинство российских производителей размещает свои заказы на предприятиях в Китае. Из-за пандемии были серьезно сорваны и сроки производства, и сроки поставок готовой продукции. Товар вовремя не попал в сети – соответственно, компании терпели убытки, попадали на штрафы: денежные средства были вложены, но не окупились в прогнозируемые сроки.
|
Насколько продажи детских товаров через интернет позволили игрокам рынка компенсировать потери от приостановки работы торговых центров и офлайн-магазинов в 2020 году? Онлайн-торговля в первой половине 2020 года была весьма активна и не сдавала своих позиций. Во второй половине 2020 года люди оценили удобство покупки детских товаров в интернете, привыкли к такому формату, стали чувствовать себя экономически более стабильно, и объем онлайн-продаж продукции для детей к концу года заметно повысился. Конечно, интернет-каналы продаж не смогли полностью компенсировать убытки компаний, основой бизнеса которых была офлайн-торговля, тем не менее онлайн помог им выдержать этот период и остаться на плаву.
|
|
|
Справедливо ли в сегодняшних условиях утверждение, что на детях не экономят? Оперируя данными об уровне затрат, можно с уверенностью сказать, что в пиковый, кризисный момент первого полугодия 2020 года население России серьезно снизило свои затраты на детские товары. Не пострадали только такие сегменты, как детское питание, электроника, настольные игры и товары для творчества. Но, как только ситуация более-менее нормализовалась, родители снова стали активно тратить деньги на продукцию для детей, а по затратам и объему покупок даже превысили уровень последних месяцев 2019 года.
|
|
Каким образом компаниям, работающим на рынке товаров для детей, следует в сегодняшней ситуации менять свой подход к маркетингу? Какая стратегия позволит поставщикам и производителям остаться на плаву? 2020 год научил нас многому и серьезно изменил привычный образ жизни. И если прошлый год был крайне тяжелым для ретейла, то для онлайн-торговли он стал отличным трамплином. Компаниям нужно разрабатывать маркетинговую стратегию с учетом новой реальности, делать ставку на онлайн-продажи и онлайн-продвижение своих товаров. В своих исследованиях мы уделяем особое внимание интернет-поведению детей: тому, какие ресурсы они посещают, кто их любимые персонажи, музыканты и лидеры мнений – инфлюенсеры. Используя эту информацию, можно выстроить грамотную маркетинговую стратегию и получить лояльное отношение со стороны целевой аудитории.
|
Сегодня многие игроки детского рынка говорят о существенном подорожании сырья, упаковки, логистики и о возможном дефиците некоторых материалов и комплектующих. Как это повлияет на индустрию товаров для детей? Срыв сроков поставок, простой грузов на таможне, задержки в производстве продукции не могли не сказаться на стоимости продукции. При этом на рынке детских товаров вряд ли возможна ситуация дефицита, так как слишком велико предложение, ассортимент беспрецедентно широк во всех категориях. Даже в пандемию мы наблюдали многочисленные акции и распродажи товаров в интернет-магазинах – следствие высокой конкуренции между игроками рынка.
|
В этом году российские зрители начинают возвращаться в кинотеатры. Как в связи с этим меняется ситуация на рынке лицензионной продукции для детей? Возвращение в кинотеатры вряд ли может повлиять на отношение к лицензионной продукции. Как раз длительное пребывание дома сделало еще более популярными и востребованными онлайн-кинотеатры (ivi, Megogo и т. д.), в результате мультфильмы и фильмы со всеми популярными персонажами были у детей в постоянном доступе. Это подтверждает рост посещения онлайн-кинотеатров в течение 2020 года.
|
|
|
Что, помимо популярного лицензионного героя, важно для сегодняшних детей и их родителей, выбирающих игрушки и другие детские товары? Мы четко видим, что на сегодняшний день у родителей на первом месте, как и раньше, желание порадовать ребенка. И неважно, лицензионный это персонаж или нет. Главное – что именно эта игрушка сделает ребенка счастливым, поднимет ему настроение. Конечно же, если ребенок хочет получить игрушку с конкретным лицензионным персонажем, то родитель купит именно ее, но опять же только для того, чтобы порадовать. Этот фактор был основополагающим и в разгар пандемии, и сейчас. Родительская любовь неподвластна кризисам.
|
|
|
К каким новым потребительским трендам следует готовиться производителям и дистрибьюторам детских товаров в ближайшее время? Наша новая реальность – это жизнь онлайн: онлайн-работа, онлайн-учеба, онлайн-общение, онлайн-покупки. И мы уже адаптировались к такому формату, оценили его преимущества и возможности. Объемы онлайн-продаж будут только расти, соответственно, бизнесу необходимо делать ставки именно на развитие интернет-магазинов, логистики, соцсетей и т. д.
|
Что, на Ваш взгляд, ждет индустрию детских товаров в ближайшее время? Ждет высокая конкуренция между игроками рынка, так как ассортимент товаров во всех категориях очень велик и уже трудно придумать что-то новое.
|
скачать PDF KANZOBOZ.NEWS 2021
|