Кукольные войны. За что производитель Barbie подал в суд на украинскую Асю
"Ваш статус в обществе можно определить по уровню тех, кто с вами отрыто конфликтует. Когда вы достигаете большего, враги становятся сильнее и масштабнее", – иронизировал Уинстон Черчилль, когда журналисты задавали вопросы о его политических оппонентах. Позднее американский издатель Херст цитировал это высказывание британского политика, шутливо объясняя, что статусность его печатных изданий можно оценить по тому, насколько важные люди подают на них в суд. Тогда печатный магнат выдал своеобразный афоризм, который на русский переводится приблизительно так: "Скажи, кто твой истец, и я скажу, кто ты". | |||
По этой логике украинская компания "Паритет-Тойз", которая продвигает и продает на украинском рынке куклу Асю, должно быть, и вправду преуспела, потому что в этом году в суд на нее подал один из крупнейших игроков мирового рынка детских игрушек, компания Mattel. Не каждый день такие гиганты ввязываются в судебные конфликты с украинскими фирмами несопоставимо меньшего масштаба. Тем более интересно, что суть претензии – в нарушении авторских прав на некую "скульптуру головы" куклы, являющуюся предметом интеллектуальной собственности истца. Подобных дел в украинской судебной практике еще не было. | |||
Идеи беззащитны Даже тем, кому ни о чем не говорит название Mattel, наверняка знаком принадлежащий ей легендарный бренд Barbie. Кукла Barbie существует уже 60 лет и успела стать не просто одной из самых популярных игрушек для девочек, а самостоятельным и довольно ярким феноменом в массовой культуре. О ней пишут песни и снимают фильмы, открывают тематические рестораны "в ее стиле", то и дело в новостях появляются публикации о взрослых женщинах из разных стран, делающих пластические операции, чтобы стать похожими на Barbie. В свое время создание этой куклы стало настоящей революцией в воспитании девочек. В конце 1950-х – начале 1960-х годов большинство кукол изображали младенцев и чуть подросших малышей, предполагалось, что, играя, девочки представляют себя мамами. Новаторская идея Mattel заключалась в том, чтобы выпустить куклу, похожую на взрослую женщину: красивую, стильную и фигуристую – максимально привлекательную для противоположного пола. | |||
Это было очень в духе времени, социум менялся, материнство больше не считалось главным смыслом жизни женщины. Красота и сексуальность утверждались в обществе как самостоятельные ценности, а не просто факторы, обеспечивающие скорое и удачное замужество. Неудивительно, что кукла с ярким макияжем, роскошными волосами и подчеркнуто женственной фигурой, которую можно самостоятельно наряжать в модные платья, была воспринята на ура. Изначально Barbie выпустили в двух версиях – блондинку и брюнетку, потом у нее появились кукольные "подруги", "кузины" и даже "бойфренд". Вокруг нее создали целый мир – подобие той идеальной взрослой жизни, полной радостей и развлечений, в которую девочки хотели попасть, когда станут старше. Так возникла новая концепция игрушки, разумеется, ее вскоре подхватили другие производители, и у новой взрослой куклы появились конкурентки. Существующая до сих пор парадигма авторского права не признает идею, какой бы гениальной и новаторской она ни была, объектом собственности. Защищать можно только конкретную форму воплощения идеи: рисунок, чертеж, текст, видео, звукоряд, объемное изображение и т. д. Проще говоря, если вы что-нибудь придумали, воплотили и оформили авторские права, копировать результат вашего творчества без вашего разрешения нельзя, но заимствовать ваши идеи и создавать нечто подобное не возбраняется. Судебные споры об авторском праве, как правило, осложняет то, что нужно не просто выяснить, имело ли место незаконное копирование и/или воспроизведение, а установить, что именно в данном случае является объектом защиты. | |||
| |||
| |||
Фирма "Паритет-Тойз", хоть ей и принадлежат права на торговую марку "Ася", сама этих кукол не производит, а заказывает в Китае, и, по версии представителей фабрики-производителя, настоящим прототипом Аси была кукла-болельщица, продукт Collegiate Doll Company. Первое упоминание о сходстве Аси и Barbie прозвучало в 2017 году в письме, составленном сотрудниками Mattel и направленном нынешнему ответчику. Сергей Клейменов утверждает, что уже тогда его компания была открыта к диалогу и запросила детализацию спорных моментов, но не получила ответ. В недавней истории Mattel уже были эпизоды, когда конкурент, проигравший суд в отношении авторских прав, вынужденно сворачивал производство. В 2006 году компания подала иск к создателю куклы Bratz – Картеру Брайанту. Суть претензии тогда заключалась в том, что Брайант якобы придумал свою куклу именно в то время, когда работал на Mattel, и, по условиям его трудового соглашения, права на разработку должны были принадлежать нанимателю. Суд принял решение удовлетворить иск, и Bratz тогда сняли с производства, но в итоге запрет оказался временным. В 2011 году прения возобновились, новое решение позволило продолжить выпуск куклы-конкурента. К тому же Mattel пришлось выплатить производителю Bratz $88,5 млн компенсации за кражу коммерческой тайны и распространение ложных обвинений. Как будут развиваться события в случае с иском к украинской компании, пока неизвестно: судебный процесс только начинается. Источник: Фокус |
| ![]() | Другие материалы в разделе
|
Предыдущий материал Расчехление игрушек: почему YouTube запрещает рекламу для детей | Следующий материал Герои в оформлении продукции для детей и тренды на 2025 год |
#Barbie, #барби, #контрафакт детских товаров, #куклы, #правообладатель, #товары для детей, #украинский рынок
-
Приглашаем на выставку "Мир детства-2024"!08.08.24181НравитсяВсего 1 человек1
-
«Бренд года в России»: детские игрушки BertToys стали ..16.07.24141НравитсяВсего 2 человекa2
-
Алексей Пшанцев (DELI): «Направление брендинга стало для нас..04.10.23364НравитсяВсего 2 человекa2
-
Больше половины россиян любят розовый цвет и считают, что кукла..21.07.23170НравитсяВсего 1 человек1
-
Детская компания «РОСМЭН» сообщает о ребрендинге23.06.23266НравитсяВсего 5 человек5
Новости
-
Вышел новый выпуск журнала KANZOBOZ.LIFE / KIDS10.02.25217
-
Объявлены лауреаты Премии за развитие детской отрасли Best for..12.11.24167НравитсяВсего 1 человек1
-
Лидеры индустрии: Ваш вклад – наше общее будущее: Вручение..25.10.24195НравитсяВсего 2 человекa2
-
Все материалы журнала KIDSOBOZ 2024 доступны читателям в виде..11.10.243157СуперВсего 1 человекНравитсяВсего 1 человек2
-
Подписание Меморандума30.09.24168НравитсяВсего 1 человек1
-
Максим Фатеев выступил на пресс-конференции в ТАСС19.09.24318НравитсяВсего 2 человекa2
Другие материалы компании KidsOboz.ru
-
Детский бренд развивающих игр и пазлов «Харди Гарди» вышел в..12.10.24528НравитсяВсего 3 человекa3
-
Группа ВТБ: больше половины россиян назвали 2023 год удачным для..19.12.23448НравитсяВсего 1 человек1
-
В России начал выходить новый детский журнал об искусстве «Юный..14.12.23490НравитсяВсего 3 человекa3
-
Авито Авто: сезонный спрос на детские снегоходы с пробегом вырос..12.12.23231НравитсяВсего 1 человек1
-
Онлайн-версия журнала KIDSOBOZ 202310.11.23667НравитсяВсего 1 человекСуперВсего 1 человек2
-
Вера Оболонкина (ТЕЛЕКАНАЛ КАРУСЕЛЬ): «Детям нравятся..25.10.23692НравитсяВсего 2 человекa2
-
Екатерина Богачева (АКАДЕМИЯ МЕРЧЕНДАЙЗИНГА): «Важен четкий..25.10.23751НравитсяВсего 1 человек1
- Игрушки BertToys появились в “Золотом яблоке”28.03.2025 62НравитсяВсего 2 человекa2
- Дарья Зеленина — «Не кукла». Новый релиз на...28.03.2025 61
- Торговая сеть магазинов «Монетка» и...28.03.2025 66
- Герои в оформлении продукции для детей и тренды...19.03.2025 238
- Премьера второго сезона сериала «Шушумагия»24.02.2025 497НравитсяВсего 1 человек1