«Игры на приставках и компьютерах стали частью досуга для нескольких поколений. Люди в возрасте до 35 лет воспринимают игры как хобби и, в отличие от более старшего поколения, не считают это бессмысленным времяпрепровождением. Многие взрослые играют вместе с собственными детьми, и на такой совместный досуг они готовы тратить время и деньги, покупая, в частности, различные игрушки и другие лицензионные товары вроде футболок, – объясняет Ирина Седова, эксперт рынка игрушек российского отделения NPD. – Производители со своей стороны активно развивают нишу видео- и компьютерных лицензий, выпуская новые интересные игрушки».
Лицензии – один из ключевых драйверов на рынке игрушек. В июне-июле 2020 года они росли немного быстрее рынка: + 8 % по выручке против +7 % рынка игрушек в целом (к аналогичному периоду 2019 года). Традиционно лидерами в этой нише были герои популярных фильмов и мультиков, однако в последние пару лет о себе стали заявлять лицензии с совершенно другим контентом.
Лицензия компьютерной онлайн-игры «Фортнайт» развивалась преимущественно благодаря продажам бластеров, которые стали популярны еще в прошлом году. Однако в июне-июле 2020 года спрос на уличные спортивные игрушки вырос на 28 % по сравнению с летом 2019 года (которое, к тому же, было дождливым, и детям приходилось чаще играть в помещении). Этим летом родители гораздо больше покупали детям товары, которые в условиях пандемии и ограничения путешествий, помогали занять детей на дачах во время каникул.
У «Майнкрафт» – другой популярной компьютерной лицензии – огромный потенциал на рынке игрушек. Платформа «Майнкрафт» учит основам программирования, и дети разных возрастов могут сами создавать игровое пространство. «Это социально одобряемая игра, ни один родитель не скажет, что “Майнкрафт” – напрасная трата времени, – комментирует Ирина Седова. – Программирование стало одним из самых актуальных и востребованных навыков, а количество обучающих кружков и курсов программирования заметно увеличилось за последние три года». Самой популярной игрушкой под лицензией «Майнкрафт» стал конструктор «LEGO Пещера Зомби».
В этом сегменте появляются инновационные игрушки. В августе 2020 года компания LEGO выпустила линейку конструкторов с водопроводчиком в синем комбинезоне Марио, героем популярной видео игры «Супер Марио» от Nintendo. Игроку предлагается самостоятельно построить уровень из кубиков, а затем освоить его. Фигурка Марио оснащена встроенным ЖК-экраном, динамиком и способна реагировать при попадании на игровые элементы. По типу игры этот набор похож на настольную игру, поле которой можно менять, проходить его на скорость одному или в компании других игроков. Лицензия объединяет геймеров разных поколений, поскольку первая игра вышла в 1985 году, последняя – в 2019 году.
Во время вынужденной изоляции люди во всем мире больше обычного играли в игры. В США во втором квартале (с апреля по июнь) 2020 года компьютерные игры и приставки показали рекордный рост за всю историю компьютерных игр: по данным NPD, продажи выросли на 30 % по сравнению с аналогичным периодом 2019 года, достигнув $ 11,6 млрд. Трое из четырех американцев играют в игры и 65 % из них делают это сразу на нескольких платформах, в том числе на приставках, компьютерах, планшетах и подписных сервисах.
O компании The NPD Group
Российский рынок игрушек The NPD Group исследует с января 2014 года. Компания анализирует продажи игрушек онлайн и оффлайн крупных розничных сетей, на которые приходится около 70 % российского рынка игрушек. Данные агрегируются в единый массив и анализируются каждый месяц. Исследование охватывает все российские города с развитой розничной сетью.
The NPD Group предлагает аналитические и консалтинговые продукты более чем в 20 странах мира. Основные исследуемые рынки: товары для детей, питание вне дома, спортивная одежда и обувь, одежда, элитная косметика, мода и др. В России компания с 2012 года проводит регулярные исследования рынка спортивной одежды и обуви, а также индустрии питания вне дома.