Критерии выбора детских товаров за последние годы существенно изменились. О тенденциях рынка и ситуации в отрасли журналу KidsOboz рассказала учредитель ассоциации «Выбор родителей», лидер «Совета матерей», известный общественный деятель Татьяна Буцкая. Татьяна, как период пандемии прошел для ассоциации «Выбор родителей» и «Совета матерей»? Какие важные проекты Вам удалось осуществить за это время? Оптимисты воспринимают любую преграду как возможность проанализировать ситуацию и изменить ее к лучшему, что мы и сделали в период пандемии. За прошлый год нам удалось еще более детально изучить индустрию товаров для детей. Ассоциация «Выбор родителей» провела большое исследование: мы познакомились с тысячей (и это не преувеличение — действительно с тысячей) производителей из всех регионов России. Наши представительства работали во всех восьми федеральных округах: устраивали веерные прозвоны предприятий, узнавали, работают ли они, какая им нужна помощь, пользуются ли они мерами поддержки, предоставляемыми, в частности, Минпромторгом. Мы увидели, что индустрия детских товаров жива: как оказалось, в России работает множество активных, крупных предприятий, с которыми мы не были знакомы. Эти компании известны и в своих регионах, и в других регионах нашей страны, и за рубежом, но никогда не представляли свою продукцию на российских выставках. У этих производств свой путь развития, они выпускают товары, которые нравятся покупателям. Нет худа без добра: пандемия дала нам возможность серьезно изучить рынок. А работа «Совета матерей» в прошлом году позволила нам понять, что существующие законы можно менять. Во время пандемии многие организации и ведомства попали в ситуацию, когда при отсутствии специальных документов было непонятно, что делать: пускать ли пап на роды, разделять ли матерей с новорожденными детьми, приглашать ли беременных на профилактические осмотры и т. п. Мы вместе с Минздравом держали руку на пульсе, вносили изменения в рекомендации — и в местные, и в региональные, и в федеральные. Мы проводили работу, которая позволила бы тех беременных женщин, которые еще не ушли в декретный отпуск, перевести на удаленную работу и режим самоизоляции, как это было сделано с людьми старше 65 лет. Во многих регионах нам это удалось. В частности, в Москве во время второй волны пандемии было выпущено соответствующее постановление. То, что мы действительно можем менять ситуацию, стало для меня отправной точкой. Я поняла, что законы можно и писать, и менять, и приняла решение баллотироваться в Госдуму. Пандемия меня к этому подтолкнула. На протяжении нескольких лет Вы выбирали победителей премии «Выбор родителей» — в этом году проводите еще и всероссийский конкурс «Мамы в деле». Чем вызваны эти перемены?
|
Конкурс «Мамы в деле» и премия «Выбор родителей» — это взгляд на детские товары с разных сторон. В рамках премии «Выбор родителей» мы спрашиваем потребителей, чем они уже пользовались, насколько им понравилась эта продукция и готовы ли они ее рекомендовать. А конкурс «Мамы в деле» позволяет производителям представить на суд родителей свои новинки и протестировать их. Это помогает наладить взаимодействие производителей и потребителей, организовать диалог между ними. Очень важно сделать так, чтобы игроки детского рынка четко понимали, что они работают для детей и родителей, чтобы рекомендации потребителей были услышаны производителями и позволили доработать товары, прежде чем они появятся на полках магазинов. «Мамы в деле» — это дополнение «Выбора родителей», это продолжение цепочки, которая способствует тому, чтобы детские товары не только стали идеальными с коммерческой точки зрения, но и приносили удовольствие маленьким потребителям и их родителям. Как меняются важные для родителей критерии выбора детских товаров? Я очень давно занимаюсь детскими товарами: профессионально с 2004 года, а до этого, еще в 2000 году, когда начала вести школу подготовки к родам, объясняла родителям, как выбирать соски, бутылочки, кроватки, коляски и другие принадлежности, которыми ребенок пользуется постоянно. Мой первый проект назывался «Детские товары как лекарство»: я обучала родителей покупать детские товары, которые, как минимум, не навредят здоровью ребенка.
|
За это время тенденции, конечно, изменились: в начале нулевых были распространены совместные закупки, спросом пользовались б/у товары, а потом и для производителей, и для покупателей настали хорошие, сытые времена. Уровень жизни повысился, границы стали еще более открытыми, на российском рынке появились не только китайские товары, но и продукция ведущих европейских брендов. Мировые производители товаров для детей (Chicco, Teutonia, Philips, Avent и другие) открывали у нас свои представительства, в Россию приходили ведущие сети детских магазинов. А потом, лет пять-шесть назад, этот процесс остановился. Какие-то марки появляются и исчезают, но новые мировые сети к нам уже не приходят. Сейчас родители перестали гоняться за брендами, хотя на российском рынке, конечно же, по-прежнему есть, например, модные коляски. Но если раньше европейские коляски пользовались огромным спросом, то сегодня это уже не так. Многие марки, которые были популярны в нулевых и десятых годах (до 2015-2016 года), обанкротились или ушли с российского рынка. Например, не выдержали конкуренции коляски Teutonia. Кроме того, важная тенденция детского рынка — появление в последние годы большого пласта онлайн-торговли — маркетплейсы, интернет-магазины, продажи через и т. д. Мы сейчас живем уже совсем по-другому, и, чтобы купить детские товары, не надо специально идти или даже ехать в магазин. Этого уже нет и не будет. Что касается распределения денег внутри рынка, то всё остается на своих местах: основная доля приходится на одежду, игрушки и детское питание. При этом могу с радостью отметить, что хорошее детское питание и хорошую детскую одежду сейчас выпускают многие российские предприятия. Потребители голосуют за их продукцию рублем: зачем переплачивать за иностранный бренд, если есть качественная отечественная продукция? Ситуация с игрушками, конечно, хуже: в России еще не придумали ничего подобного Lego или Hasbro. Но вот что произошло: если раньше дети просили отвести их в детский магазин, то сейчас им нужны не реальные игрушки, а гаджеты, игры и приложения для мобильных устройств. Я считаю это вызовом нашего времени. Сейчас дети, которые живут в одном дворе, даже не знают друг друга — каждый сидит в своем планшете. Важно сплотиться, возобновить праздники во дворах, совместные посадки деревьев, пикники и т. д. Наша задача — сделать так, чтобы дети выходили на улицу, играли со сверстниками. И решение этой задачи зависит от каждого из нас. Сегодня много говорится о безопасности товаров для детей, при этом в продаже всё же можно встретить детскую продукцию, не отвечающую нормам безопасности. С чем, на Ваш взгляд, это связано? Действительно, даже сейчас, когда идет серьезная борьба с недобросовестными лабораториями, 50% сертификатов, по мнению экспертов, являются поддельными. Три года назад таких сертификатов было 90%. Поэтому о какой безопасности детских товаров мы можем говорить?
|
К сожалению, быстро решить эту проблему мы не можем. Я говорю проверяющим органам: «Назовите лаборатории, которые вы закрыли». А мне отвечают: «Не можем, потому что завтра какая-то из лабораторий установит новое оборудование и снова откроется». Это как многоголовая гидра, и от этого страдают потребители. На мой взгляд, здоровье детей — это не место для лояльности в отношении лабораторий и производителей. Лучше оставить несколько официальных государственных лабораторий и оснастить их всем необходимым для проверки детских товаров. Причем нужно проверять не только качество продукции, но и саму допустимость ее присутствия на рынке. Сейчас в магазинах можно встретить опасные фиксаторы ремней безопасности — так называемые треугольники. Но ни одно сертифицированное автомобильное кресло нельзя дополнять никакими фиксаторами. Поэтому лаборатории должны сразу же отказывать в выдаче сертификатов на эту продукцию, даже не проверяя ее. Только в прошлом году в ДТП погибло 78 детей, потому что они были неправильно пристегнуты. В этом году количество таких смертей уже подходит к сотне. А сколько детей пострадало, проглотив фурнитуру или ударившись о неправильные бортики автокресла? Давайте это тоже учитывать! Мы сейчас делаем всё, чтобы увеличить рождаемость, а потом приходим в магазин — а там нарисованный сертификат. Это недопустимо! Нельзя продавать товары, которые вредят здоровью детей. Конечно, можно научить родителей выбирать безопасную детскую продукцию и быть ответственными за то, что они покупают. Но каждый должен заниматься своим делом. Покупатель должен иметь возможность проверить в магазине наличие сертификата, но не обязан проверять его подлинность. Для каких товарных категорий необходимо менять или вводить новые правила сертификации и контроля качества? Я бы не стала выделять какие-то товарные группы. Качественным должен быть любой детский товар. Нельзя сказать, что качество детского питания более важно, чем, например, качество коляски. Если колеса у некачественной коляски не амортизируют, то от этого страдает здоровье ребенка.
|
|
|
Как Вы оцениваете меры государственной поддержки, которые сейчас оказывают компаниям, работающим на рынке товаров для детей? Я подписана на Telegram-канал «Предпринимай!» Московского экспортного центра, который помогает малому и среднему бизнесу. Там постоянно публикуется информация о мерах поддержки (их множество) и о возможностях получить льготные кредиты и субсидии: на рекламу, оборудование, международные выставки и т. п. При этом мы в прошлом году, обзванивая компании, выяснили, что многие предприятия боятся работать с государством. Им кажется, что их закроют, если они выйдут из тени. Но надо понимать, что время серой бухгалтерии уже прошло. Все наши действия фиксируются: и компании, и люди оставляют цифровой след. Чтобы работать дальше, компаниям надо срочно обеляться и подключаться ко всем госпрограммам, которые в ближайшее время точно не будут сокращаться, скорее наоборот: в сегмент малого и среднего бизнеса сейчас включают самозанятых — они получат все меры поддержки. Вы сейчас баллотируетесь в Государственную Думу. Какие вопросы, связанные с индустрией детских товаров, Вы планируете решать в Госдуме в первую очередь? Я хочу добиться запрета на использование опасных удерживающих автомобильных устройств (по крайней мере в такси). Очень хочется сделать акцент на том, что разрешенными для использования в такси удерживающими устройствами являются только автомобильные кресла. Возможно, это надо добавить в ПДД и в билеты для экзаменов на права. Мы сейчас прорабатываем этот вопрос и с Роскачеством, и с «Единой Россией». Кроме того, о том, какие автомобильные кресла являются правильными, должны знать сами школьники. Я сейчас хожу по школам и рассказываю об этом детям. Очень надеюсь, что мы на законодательном уровне зафиксируем более строгие правила перевозки детей в автомобиле и установим за нарушения такие штрафы, которые заставят родителей использовать именно автомобильные кресла, а не опасные удерживающие устройства. И, конечно же, важно решить вопрос с сертификацией. Задача родителя — обеспечить ребенка всем необходимым. А задача производителей, продавцов и регулирующих органов — сделать так, чтобы родители могли за свои с трудом заработанные деньги купить правильные детские товары. Что, по Вашим прогнозам, ожидает индустрию детских товаров в ближайший год? Мы видим очень хорошую тенденцию: президент и правительство принимают решения о дополнительных выплатах населению. И это не проходит незаметно для рынка детских товаров. Кроме того, появляется взаимодействие с банками. Например, в августе ВТБ добавил к президентским 10000 еще 1000 рублей, которые можно потратить на покупку детских товаров. То есть происходит интеграция государства, банков и нашей индустрии — и этот процесс будет продолжаться. Также я верю, что мы в ближайшее время решим вопрос с лабораториями и сертификатами, — соответственно, рынок детских товаров станет чище. Кроме того, надеюсь, что развитию индустрии детских товаров будет способствовать поддержка бизнеса. Для российского производства детских товаров важны снижение коммунальных платежей (об этом говорят все предприятия) и решение вопроса с нехваткой рабочих рук. Например, сегодня не все швейные предприятия могут позволить себе автоматизированное оборудование: многие жалуются на отсутствие швей, хотя в России много девушек из глубинки, для которых такая работа могла бы стать интересной. Надо возрождать в России швейную школу, создавать новые рабочие места и выпускать детские товары, в которых чувствуется тепло рук людей, которые их сделали. Индивидуальных предпринимателей и самозанятых, которые могут работать в том числе и на детском рынке, становится всё больше. Они, соблюдая правила игры и выпуская качественные товары, могут стать конкурентами известным брендам и взбодрить крупный бизнес.
|
Журнал KIDSOBOZ 2021 скачать PDF
|