Сочетание традиционных игрушек и интеллектуальных агентов в играх детей
Какие игрушки важнее для развития детей — использовавшиеся до XXI века или электронные с интеллектуальной начинкой?
![]() |
techradar.com |
Каково должно быть сочетание традиционных и цифровых игрушек?Опираясь на анализ просветительских, научно-популярных текстов, можно видеть две противоположные тенденции. В одних текстах пишут о преимуществах цифровых игрушек — как более современных и имеющих большой потенциал. Утверждается, что эти игрушки лучше традиционных развивают познавательные процессы, поскольку разработаны именно как развивающие, могут помогать обучению сложным интеллектуальным навыкам и т. п. В других популярных текстах подчеркивается потенциальная психологическая опасность цифровых игрушек: они развивают «кнопочное мышление», отучают мыслить живо и образно, редуцируют возможности ролевой игры, фантазии и т. д. Защищаемый идеал в некоторых случаях — это вообще тряпичная кукла, якобы предоставляющая максимальные возможности по развитию игровой деятельности, считающейся ведущей в дошкольном возрасте. Здесь были бы нужны психолого-педагогические исследования того, развитие каких способностей стимулируется игрушками того или иного типа и развитие каких способностей подавляется. Также были бы необходимы эмпирические исследования оптимального сочетания игрушек разных типов — оптимального с точки зрения имеющихся психолого-педагогических и образовательных целей. Когда мы говорим об оптимальном сочетании, мы основываемся на том, что необходимо именно сочетание различного использования разных игрушек, а не доминирующее использование одних при игнорировании важности других. Если мы считаем, что игра, в том числе исследовательская, формирует качества, которые могут понадобиться растущему человеку в будущем, то мы должны исходить из модели этого будущего. В этом отношении взаимодействие со smart toys, игровыми искусственными интеллектуальными агентами, должно присутствовать в жизни ребенка. К сожалению, на настоящий момент нет эмпирических исследований, которые давали бы определенный и достоверный ответ на вопрос об оптимальном соотношении игрушек разных типов. Такое исследование должно быть хотя бы относительно длительным, отслеживающим эффекты развития, но за это время изменится и станет другой важная часть того, что́ мы сейчас называем smart toys, а также отчасти изменятся и представления о том, что́ должны развивать игрушки. Здесь нужны новые творческие исследовательские идеи. | |||
|
1 Это популярная версия статьи: Поддьяков А. Н. Сочетание традиционных игрушек и игрушек — искусственных интеллектуальных агентов в исследовательских играх детей // Исследователь/Researcher. 2022. № 1–2. С. 13–16.
2 Komis V., Karachristos C., Mourta D., Sgoura K., Misirli A., Jaillet A. Smart toys in early childhood and primary education: a systematic review of technological and educational affordances // Appl. Sci. 2021, 11, 8653. doi.org/10.3390/app11188653
3 Kara N., Cagiltay K. Smart toys for preschool children: A design and development research // Electronic Commerce Research and Applications. 2020. V. 39. doi.org/10.1016/j.elerap.2019.100909
4 Druga S., Williams R., Park H. W., Breazeal C. How smart are the smart toys? Children and parents’ agent interaction and intelligence attribution // IDC2018, June 19–22, 2018, Trondheim, Norway;
Williams R., Park H. W., Breazeal C. A is for artificial intelligence: the impact of artificial intelligence activities on young children’s perceptions of robots // CHI 2019, May 4–9, 2019, Glasgow, Scotland, UK.
5 Festerling J., Siraj I. Anthropomorphizing Technology: A Conceptual Review of Anthropomorphism Research and How it Relates to Children’s Engagements with Digital Voice Assistants. Integr. psych. Behav. 56, 709–738 (2022). doi.org/10.1007/s12124-021-09668-y
6 Заяц К. «Дети пробуют, взрослые эксплуатируют»: Элисон Гопник — о том, как думает ребенок. 15 июня 2015 года;
Поддьяков А. Н. Исследовательские и контрисследовательские объекты: дизайн предоставляемых возможностей // Российский журнал когнитивной науки. 2017. Том 4. № 2–3. С. 49–59;
Поддьяков А. Н., Поддьяков Н. Н. Интерактивные исследовательские объекты: от лабораторных экспериментов к массовым практикам XXI века // Исследователь/Researcher. 2019. № 3. С. 8–29;
Cook С., Goodman N. D., Schulz L. E. Where science starts: Spontaneous experiments in preschoolers’ exploratory play // Cognition. 2011. V. 120(3). P. 341–349.
Источник: trv-science.ru
- В Шедевруме появился детский режим с...26.06.2025 45
- В помощь педагогам: методическое пособие, которое...26.06.2025 75
- Женские радости: конверты, которые добавляют...26.06.2025 75
- «Как подготовить ребенка ко сну»18.06.2025 2391
- МИР ДЕТСТВА-202515.06.2025 2941
- Тема июня — физическое развитие: укрепляем...30.05.2025 2152