Просто о ГОСТах. Изучаем ГОСТ 26165-2003 «Обувь детская. Общие технические условия»
![]() |
Евгений Мазин, эксперт по стандартизации, руководитель экспертного совета ТК 334 |
Не так давно я делал обзор ГОСТ 28631-2005 на кожгалантерейную продукцию, подвергнув его критике за бессистемность, хаотичность и бессмысленность, а также практически полную непригодность его положений для восприятия конечными потребителями.
Сегодня мы рассмотрим похожий, на первый взгляд, стандарт — при первом знакомстве с ним кажущийся почти таким же бессвязным, хаотичный, бессмысленным и непонятным ГОСТ 26165-2003. Но таков он лишь на первый взгляд.
По результатам его детального изучения должен отметить, что данный стандарт вполне неплох, логичен и вполне вписывается в существующие на тот момент подходы к стандартизации. Он максимально лаконичен и использует там, где только возможно, ссылки на существующие стандартные технические требования, параметрические ряды, методы контроля/испытаний. А также разработан, структурирован и предназначен исключительно для специалистов — конструкторов, технологов и товароведов.
Забегая вперед одновременно отмечу, что этот ГОСТ за 16 лет здорово устарел — в части использования современных материалов, мембран, пропиток, амортизационных и ортопедических стелек, технологий крепления деталей и их соединений. Упомянутых достижений современной обувной промышленности в нем просто нет. Также весьма архаично смотрится, например, описание допустимых видимых пороков изделий — отклонений и производственных дефектов при которых обувь не подлежит отбраковке.
|
ГОСТ 26165-2003 устанавливает следующие принципиальные и существенные требования:
- Детская обувь классифицируется по возрастным (для ясельного возраста, малодетская, дошкольная, школьная) и гендерным критериям (для девочек и для мальчиков), а также режиму и условиям носки (для школы и не для школы).
Почему в данной классификации не учтены важнейшие аспекты, такие как целевое назначение (прим. домашняя, дорожная, спортивная и т.д.) или типовые конструктивные особенности (прим. туфли, ботинки, сапоги, сандалеты и др.), указанные в основополагающем общеотраслевом ГОСТ 23251-83 «Обувь. Термины и определения» — сие мне неведомо.
- Детская обувь изготавливается перечисленных в ГОСТ 11373-88 стандартных размеров, с шагом 5 мм (для обуви из юфтевых кож — шагом 7,5 мм) в следующих диапазонах:
- от 17 до 22,5 размера — обувь для ясельного возраста;
- от 23 до 26 размера — малодетская обувь (для детей младшего дошкольного возраста);
- от 27 до 31,5 размера — дошкольная обувь (для дошкольников);
- от 32 до 37,5 размера — обувь школьная (для учащихся начальной школы);
- от 35 до 40 размера — обувь для девочек (учащихся средней школы и подростков)
- от 38 до 43,5 (!) размера — обувь для мальчиков (учащихся средней школы и подростков).
Все что больше — относится к взрослой обуви.
Таблица перевода метрических (в миллиметрах) размеров в привычные, официально именуемые «штихмассовыми», приведена в Приложениях 1 и 2 к ГОСТ 11373-88 «Обувь. Размеры».
- Детская обувь должна иметь низкий каблук, обеспечивающий приподнятость пятки на величину от 0,5 до 2,5 см с шагом 0,5 см (0,5, 1, 1,5, 2, 2,5). В обуви для девочек школьного возраста и подростков допускается средний каблук в диапазоне от 3 до 4,5 см с аналогичным шагом.
- Детская обувь, за исключением специальной, предназначенная для младших дошкольников и дошкольников обязательно должна иметь закрытую (защищенную) пяточную часть.
- Допустимые соотносительные пропорции длины и высоты обуви, а также высоты задников не являются произвольными. Типоразмерные ряды, определяющие конкретные допустимые значения и соотношения размеров приведены в виде таблицы в Приложении А к стандарту.
- Подбор используемых для изготовления обуви материалов желательно осуществлять с учетом таблицы Приложения В к стандарту, в которой приведены перечни рекомендованных материалов применительно к конкретным элементам и деталям обуви. Я уже говорил, что искать там современные, в том числе мембранные, комбинированные и композитные материалы бессмысленно?
- Тип крепления верхней и нижней частей детской обуви может быть любым, при условии обеспечения необходимой прочности по ГОСТ 21463-87 «Обувь. Нормы прочности». Исключение составляет зимняя обувь для школьников и подростков обувь, в которой использование строчечно-клеевого метода крепления (прим. когда подошву прикрепляют клеем к обтяжке, соединенной нитками с заготовкой верха) не допускается в принципе.
- Что касается требований к физическим свойствам и эксплуатационным характеристикам детской обуви, они сводятся всего к трем показателям:
- минимальной прочности крепления деталей и элементов изделия;
- максимальной допустимой деформации подноска и задника изделия;
- предельной допустимой гибкости изделия.
Предельные значения каждого из перечисленных показателей приведены в двух ссылочных ГОСТах — ГОСТ 21463-87 «Обувь. Нормы прочности» и ГОСТ 14226-80 «Обувь. Нормы гибкости». Методы испытаний также определены в ссылочных ГОСТах.
- В стандарте определен перечень того что относится к критическим порокам, при наличии которых обувь не подлежит реализации в торговой сети. К ним относятся обувь, выпушенная с нарушением любого из вышеприведенных существенных требований, а также обувь, имеющая дефекты или повреждения, затрудняющие или делающие невозможным ее использование по назначению в заявленных изготовителем условиях.
- В части маркировки стандарт целиком ссылается на ГОСТ 7296-2003 «Обувь. Маркировка, упаковка, транспортирование и хранение», официально не введенный в действие на территории РФ. Поэтому в этой части надлежит руководствоваться требованиями Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 007/2011 «О безопасности продукции предназначенной для детей и подростков.
Пожалуй, это все существенные требования. Еще раз хочу подчеркнуть, что выше описаны исключительно требования данного ГОСТа, а не все требования, предъявляемые к детской обуви на территории РФ. Это важная оговорка — многие до сих пор путают требования стандартов с обязательными требованиями соответствующего техрегламента, которые заметно различаются как по своей сути, так и по содержанию. Для примера — технический регламент ТР ТС 007/2011 содержит ряд собственных обязательных требований к материалам и исполнению детской обуви — по применению искусственных материалов в подкладке и стельках, устойчивости окраски, содержанию формальдегида и 6-валентного хрома. И если в рассмотренном ГОСТе говорится про запрет на открытую пяточную часть обуви для детей до 7 лет, то в ТР ТС — что закрытая пяточная часть обязательна только до 3 лет, а от 3 до 7 лет пяточная часть должна быть хотя бы фиксированной.
И, наконец, традиционно, в заключение обзора несколько рекомендаций для потребителей. Они базируются частично на требованиях рассмотренного стандарта, частично — на требованиях ТР ТС, частично — на личном опыте.
- Идеальная пара детской обуви — легкая, из натуральных или современных высокотехнологичных вентилируемых материалов, подобранная по размеру, полноте и подъему стоп ребенка.
- Стелька должна иметь обязательный супинатор и иметь профиль, обеспечивающий как минимум поперечную фиксацию пятки при ходьбе.
- Обувь не должна иметь видимых дефектов материала, швов и соединений, а также резкого, в особенности резкого химического, запаха.
- Подошва обуви, за исключением специальной спортивной, не должна быть тонкой и легкогнущейся. Задник детской обуви, особенно обуви для детей ясельного и дошкольного возраста должен быть по возможности недеформируемым, или, как минимум, максимально жестким.
- Не забывайте периодически проверять обувь на предмет не стала ли она мала. Даже мегадорогая и суперкачественная ортопедическая обувь, если она хоть немного мала («впритык»), вредит ребенку намного сильнее обычной и дешевой, но подходящей ему по размеру.
На сегодня всё. До встречи в следующем выпуске.
Евгений Мазин, эксперт по стандартизации,
руководитель экспертного совета ТК 334
- Встреча с Татьяной Цветковой в Гатчине: педагоги...20.06.2025 77
- От ладошек до звёзд: цвета, которые помогают...20.06.2025 76
- Знакомые лица: как старые игрушки учат детей...20.06.2025 76
- «Как подготовить ребенка ко сну»18.06.2025 1581
- МИР ДЕТСТВА-202515.06.2025 194
- Тема июня — физическое развитие: укрепляем...30.05.2025 2012