Новый взгляд на бизнес: инструменты для развития продаж и достижения целей компании
Как компаниям вести себя в период неопределенности, какими качествами нужно обладать руководителю и о том, как меняется маркетинг под влиянием внешних обстоятельств, порталу KidsOboz.ru рассказала Анна Бочарова, психолог, бизнес-тренер и консультант по организационному развитию. |
Анна, как изменилась рыночная среда в России за последние 3 года? |
Помимо сложной макроэкономической и политической обстановки, бизнес стал учитывать психологическое состояние общества и отдельно взятого потребителя. Заметна полярность настроений и потребительских привычек. По данным исследовательских компаний (NielsenIQ, «Яков и партнеры», «РОМИР» и др.), доли людей, испытывающих страх перед будущим и находящихся в состоянии стресса и эмоционального выгорания, и людей, которые ожидают улучшение ситуации и появление новых возможностей, сравнялись (39% и 41% соответственно). Потребители демонстрируют новые модели поведения, омниканальное поведение, зависимость от скидок и промо-предложений, распределение по ценовым сегментам. Общество в целом сократило потребление по многим категориям, исключение составили лишь категории удовольствия (сладости, алкоголь, товары для дома), а также товары и услуги для детей, развития, впечатлений и снижения уровня стресса. Сформировались новые производственные и логистические цепочки в ответ на уход с рынка многих зарубежных партнеров, как производителей, так и поставщиков услуг. Рынок труда стало легко описать с помощью одного слова — кризис. Количество соискателей рекордно низкое за все годы деловой практики. Срок работы в одной компании рекордно короткий. Работодатели не просто вынуждены бороться за персонал, они вынуждены постоянно сравнивать себя с другими компаниями, внедрять программы привлечения и удержания персонала всех уровней, одновременно сохраняя плановый уровень производительности и рентабельности. |
Однако бизнес продолжает свое развитие? |
Да, и использует все возможности для этого. Также заметен интерес к организации собственного производства. Многие действующие компании увидели свой шанс после ухода иностранных производителей с рынка и добавили в план производства товары-аналоги ушедших производителей. Сказывается влияние благоприятных факторов рыночной среды — программы господдержки производителей, подтвержденный спрос потребителей, свободные емкости. |
Получается, что кризисный период уже миновал? |
Благодаря маркетинговой аналитике компании находят новые ниши для продажи товаров. В целом, можно сказать, что по сути кризисов нет. Есть постоянное изменение на рынке и те, кто их отслеживает и не боится пробовать новое, в том числе отказываться от неэффективных и привычных методов ведения работы, несомненно, занимают значительные доли рынков. |
Все настолько оптимистично? |
Конечно, кризисные периоды регулярно появляются в нашей жизни, сложность заключается в том, что каждый отдельно взятый кризис не похож на предыдущие и каждый раз компания и ее руководители вынуждены в ограниченном временном периоде не просто понять направление и суть изменений, но и найти эффективное решение для удержания своих рыночных позиций и, по возможности, развития бизнеса в новых условиях. В такой ситуации сложнее всего тем компаниям, которые ведут свою деятельность более 20 лет, потому что они начинали бизнес в период стабильности макроэкономических показателей, растущего спроса, нетребовательного потребителя. |
Что важно учитывать для повышения продаж? |
Продажи — это итог всех выстроенных бизнес-процессов и принятых решений. Важно все – гармоничный ассортимент, который соответствует задачам/ожиданиям целевых аудиторий покупателей, эффективная цена и программа лояльности (не путать с предложением скидки), разнообразные и качественные коммуникации, взаимодействие со всеми каналами сбыта. Если компания не проводит регулярные исследования клиентского опыта и пути, если предлагает всем покупателям единое решение, то можно с уверенностью ожидать падения продаж и рентабельности бизнеса. Актуальный тренд — для каждого клиентского сегмента разрабатывать индивидуальные решения. Например, родителей ребенка, у которого левая рука является ведущей, проще и быстрее встретить на профильном форуме педагогов или психологов, чем ожидать, что эти потенциальные покупатели будут самостоятельно искать информацию на просторах социальной сети. Профессиональный дизайнер по мебели и предметам интерьера бóльшую часть времени будет проводить в своей мастерской, чем в поисковой системе. Возможно, для него подойдет выделенная BTL-программа, с целевым приглашением, например, на мастер-класс или профильную конференцию. Отклик на непрямую рекламу для такого покупателя если и будет, то крайне незначительный. |
Какие изменения можно отметить в сфере маркетинга за последнее время? |
Сейчас заметно триумфальное возвращение полноценного, классического B2B-маркетинга, с исследованиями, замерами емкости и динамики рынков и сегментов, с категоризацией ассортиментного предложения и выстраиванием партнерских отношений между поставщиком, дистрибутором, конечным потребителем. Компании, которые сосредоточили свои интересы только в онлайн-канале продаж, теряют не менее 50% возможных объемов выручки, потому что, несмотря на все прогнозы о полном переходе в онлайн, офлайн-продажи присутствуют и представляют собой не менее привлекательную рыночную нишу при профессиональном управлении. |
Насколько оперативно канцелярский рынок реагирует на изменения в современном мире? |
Канцелярские товары считаются достаточно консервативным продуктом и предлагаются рынку также консервативно. Но рынок развивается и появляются перспективные, растущие ниши для продажи. Например, центры релаксации и ментального здоровья, санатории и SPA-отели, центры семейного досуга, центры обучения профессиям. Эти партнеры проводят впечатляющее количество мастер-классов, тренинговых активностей с применением карандашей, красок, массы для лепки, иными словами, это новые и растущие клиентские сегменты. |
На ваш взгляд, на что нужно обратить внимание компаниям для повышения продаж? |
Одна из распространенных ошибок торговых компаний — считать, что заинтересованный покупатель самостоятельно будет искать информацию о товаре и прилагать усилия для совершения покупки. Такой подход лишает компанию значительного объема продаж, потому что противоречит принципам покупательского поведения. Клиент оставляет деньги там, где ему быстро, просто и интересно совершить покупку. Поэтому компании, заинтересованные в росте продаж, выстраивают коммуникации не только в моменте продажи, но и готовят к ней потребителя. Коммуникации в онлайн и офлайн-каналах должны ответить на следующие запросы потребителя:
Собирая данные об отклике, вовлеченности, качестве трафика, бизнес получает возможность принимать решения о драйверах поведения, темах-генераторах потока, рентабельности канала коммуникации и эффективности откликов. Работая по схеме «инфоповод ⇒ отклик аудитории ⇒ анализ эффективности», компания обеспечивает себя качественным целевым трафиком в пределах плановых затрат. |
Одна из наболевших тем для участников канцелярского рынка — площадки электронной коммерции. Что вы думаете об этом? |
Да, продавцы нередко сетуют на переход покупателя из офлайн в онлайн-каналы продаж. И редко задумываются, почему покупатель «голосует рублем» в другом месте. Нарастающая доля в продажах у маркетплейсов связана не только с повышением доступности такой схемы продажи, но и с постоянной работой над обеспечением комфорта посетителя сайта, его конверсией в покупателя. Игнорировать онлайн-канал уже невозможно, а это значит, что современная торговая компания должна присутствовать в онлайн-канале. И не просто присутствовать, а поддерживать лучшие практики. Профессионально оформленная карточка товара, с подробным описанием всех свойств и особенностей товара, видео товара, примеры применения и самое ценное, отзывами покупателей — это уже не просто пожелание, это фактор привлекательности продукта для потенциального покупателя. Рыночные данные говорят, что товары без видеосопровождения покупают в 2 раза реже, отзывы важны для 76% потребителей. |
Есть ли гарантия «сорвать куш», перейдя в эконом-сегмент? |
Иногда компании, увидев необходимость внесения изменения в бизнес-процессы, нарастающий список требований к коммуникациям и сервисному сопровождению продаж, пытаются работать с товарами в низком ценовом сегменте, ошибочно полагая, что в этой части рынка нет требований покупателей и можно затрачивать меньше усилий при продвижении. Однако данные исследований потребителей однозначно указывают на то, что именно в низком ценовом сегменте наибольшее количество жалоб и претензий от покупателя с одновременно отсутствием лояльности к товару и компании. Если бизнесу нужна прибыль, ее может дать только работа со всеми ценовыми сегментами, включая премиальный. Даже небольшие компании осваивают инструменты категорийного менеджмента, учатся эффективно распределять полочное торговое пространство. Актуальные рыночные данные говорят о том, что в общей структуре чеков сохраняется распределение по ценовым сегментам низкий — 35%, средний — 52%, высокий — 13%. В любой кризисный период сохраняется базовое правило экономики — люди должны иметь возможность выбора, полярность покупок сейчас заметка и в онлайн-канале, и в офлайн. |
Так, а какие рекомендации можете дать компаниям? |
Если все актуальные инструменты выстроить по приоритету, от приносящих наиболее быстрый и видимый экономический эффект до мероприятий поддержки внимания к торговому предложению компании, получится вот такой список:
|
Как правило, успех компании напрямую зависит от того, кто стоит во главе. Какие качества современного руководителя сегодня можно назвать «обязательным условием»? |
Современному эффективному руководителю необходимо постоянно знакомиться с лучшими практиками, доступными на рынке, а также максимально быстро внедрять инструменты. Именно эти качества позволят успешно двигаться вперед, увеличивать продажи и достигать цели компании. |
KanzOboz.LIFE 2024 |
| Другие материалы в разделе
|
Предыдущий материал BRAUBERG HOBBY: Мы делаем творчество доступным | Следующий материал Комфорт для детей и родителей: почему социальная инфраструктура — новая норма |
#KIDSOBOZ 2024, #Бизнес, #журнал KANZOBOZ.LIFE + KANZOBOZ.KIDS 2024, #развитие бизнеса
-
«Наша задача сегодня — быть максимально независимыми»11.10.24566НравитсяВсего 4 человекa4
-
Журнал KIDSOBOZ на отраслевых мероприятиях сентября19.09.24364НравитсяВсего 1 человек1
-
Азы финансовой грамотности для детей младшего школьного возраста15.04.241182НравитсяВсего 3 человекa3
-
Лучшие книги для развития финансовой грамотности у детей04.04.241475
-
«Каждый мой персонаж — это я сам»31.03.241543
Новости
-
Объявлены лауреаты Премии за развитие детской отрасли Best for..12.11.24105НравитсяВсего 1 человек1
-
Лидеры индустрии: Ваш вклад – наше общее будущее: Вручение..25.10.24167НравитсяВсего 2 человекa2
-
Все материалы журнала KIDSOBOZ 2024 доступны читателям в виде..11.10.24888СуперВсего 1 человекНравитсяВсего 1 человек2
-
Подписание Меморандума30.09.24108НравитсяВсего 1 человек1
-
Максим Фатеев выступил на пресс-конференции в ТАСС19.09.24268НравитсяВсего 2 человекa2
-
Журнал KIDSOBOZ на отраслевых мероприятиях сентября19.09.24364НравитсяВсего 1 человек1
Статьи
-
Товары для творчества, или Тренд без «срока годности»12.10.24632НравитсяВсего 1 человек1
-
«Наша задача сегодня — быть максимально независимыми»11.10.24566НравитсяВсего 4 человекa4
-
«Вечнозелёное» лицензирование, или «Кто на новенького?»11.10.24504НравитсяВсего 2 человекa2
-
Игрушки со смыслом: что выбирают дети и их родители11.10.24482НравитсяВсего 2 человекa2
-
«Берём всё»: эффективные технологии продвижения бренда11.10.24455НравитсяВсего 1 человек1
Другие материалы компании KidsOboz.ru
-
Группа ВТБ: больше половины россиян назвали 2023 год удачным для..19.12.23402НравитсяВсего 1 человек1
-
В России начал выходить новый детский журнал об искусстве «Юный..14.12.23420НравитсяВсего 3 человекa3
-
Авито Авто: сезонный спрос на детские снегоходы с пробегом вырос..12.12.23198НравитсяВсего 1 человек1
-
Онлайн-версия журнала KIDSOBOZ 202310.11.23601НравитсяВсего 1 человекСуперВсего 1 человек2
-
Вера Оболонкина (ТЕЛЕКАНАЛ КАРУСЕЛЬ): «Детям нравятся..25.10.23651НравитсяВсего 2 человекa2
-
Екатерина Богачева (АКАДЕМИЯ МЕРЧЕНДАЙЗИНГА): «Важен четкий..25.10.23688НравитсяВсего 1 человек1
- Новый бренд сухих молочных смесей Infany от...21.11.2024 19
- Московские поликлиники благодарят маленьких...21.11.2024 26НравитсяВсего 1 человек1
- ПРЕДСТАВЛЯЕМ ВТОРУЮ ЧАСТЬ УЧАСТНИКОВ 32-Й...21.11.2024 25
- Комфорт для детей и родителей: почему социальная...19.11.2024 68
- Время актуальных решений: «Скрепка Экспо» в новом...15.11.2024 129
- Развиваем творческое воображение12.11.2024 169НравитсяВсего 2 человекa2