Алексей Бачурин (СМАРТ): «Работать с иностранными правообладателями стало сложнее»
О работе в сегменте лицензионной продукции для детей мы беседуем с Алексеем Бачуриным, генеральным директором компании «Смарт». Алексей, что изменилось в работе по выпуску лицензионной продукции в 2023 году? Как на лицензионный рынок повлиял уход из России целого ряда иностранных правообладателей? По моим ощущениям, теперь недоступны около 70% тех лицензий, которые были представлены в начале 2022 года. Те немногие иностранные правообладатели, которые остались, ведут себя очень осторожно и не согласовывают масштабные национальные/федеральные акции, крупные программы лояльности и т. д. Отсутствие свободной конкуренции на рынке – это всегда плохо. То есть сейчас выпуск лицензионной продукции – это непростое дело? Работать с иностранными правообладателями стало сложнее. Некоторые отозвали свои лицензии еще до окончания срока их действия по контракту. Сотрудничество с отечественными лицензиарами теперь, наверное, стало проще, но дороже, чем раньше: сказывается отсутствие альтернативных предложений из-за рубежа. Что происходит со спросом на лицензионную продукцию? Конечные покупатели всё так же готовы дополнительно платить за лицензионную продукцию, как и раньше, или чаще выбирают аналогичные товары без лицензионного дизайна? Очень большую роль играет наличие или отсутствие лицензионного контента. Если он есть, то есть спрос на него и спрос на лицензионные товары. Крупные игроки рынка ограничили показ своего лицензионного контента в кино и на стриминговых платформах – отсюда и падение спроса на данные лицензии. Одних только диснеевских кинопремьер (включая Marvel, Pixar, Lucasfilm, 20th Centru Fox и т. д.) было семь-десять в год. А еще есть/были Dreamworks, Sony Pictures, Paramount Pictures, Columbia Pictures, Universal Pictures, Warner Bros и т. д. К сожалению, наши отечественные кинофильмы или мультфильмы не могут заменить почти еженедельные (в крайнем случае ежемесячные) крупные премьеры, которые мы смотрели раньше. Касательно выбора лицензионного или нелицензионного товара: чем меньше будет контента и товаров, выпущенных по этим лицензиям, тем меньше будут покупать лицензионную продукцию – скорее будут отдавать предпочтение нелицензионным товарам. Какие лицензионные персонажи сейчас наиболее популярны у российских покупателей детских товаров? Каждый кулик будет хвалить свое болото. Единого счетчика популярности лицензий не существует. Могу сказать о лицензиях нашей компании. Из отечественных лицензий у нас хорошо продаются товары, выпущенные по спортивным лицензиям: КХЛ, РПЛ, ФК «Спартак-Москва». Из иностранных – «Гарри Поттер», «СуперМарио», «Леди Баг», «Рик и Морти». |
Потребители, которые были поклонниками западных франшиз, готовы покупать лицензионную продукцию с российскими персонажами? Или если ребенок хочет какую-то вещь именно, например, с диснеевским героем, ему никак не подойдет что-то с отечественным популярным мультперсонажем? Если ребенок любит Человека-паука и хочет получить игрушку именно с ним, то заменить его Чебурашкой не получится. Так же, как Джека Воробья не заменишь Капитаном Врунгелем. |
Как часто Вы обновляете ассортимент лицензионной продукции? Какая ротация лицензионного ассортимента будет оптимальной для розницы? Максимальный срок жизни лицензии/персонажа, если мы говорим о каких-то новых героях/франшизах – максимум полгода. В этот период включен срок по распродаже остатков товара с полок, который занимает как минимум два месяца. Если это какая-то долгоиграющая франшиза типа «Звездных войн» или «Гарри Поттера», то подход примерно такой же. После выхода премьеры в течение пары месяцев будет максимальный спрос, а далее – неизбежное падение продаж. Но есть и такой момент: даже когда пик спроса уже позади, лицензионную продукцию можно не выводить из ассортиментной матрицы. Возможно такое решение: продажи этих товаров не в промозонах и не на палетных выкладках, как на старте сразу после выхода соответствующего контента, а на полках в соответствующем товарной категории отделе. По каким критериям Вы выбираете лицензии? Критериев много: начиная от стоимости самой лицензии и заканчивая тем, насколько конкретная лицензия соответствует нашему товару или возрасту аудитории, на которую этот товар ориентирован. Кроме того, важно наличие у правообладателя долгосрочных планов по поддержке лицензии как в медиаполе, так и в ретейле. Какие влияние на рынок лицензионной продукции оказывает параллельный импорт и неофициальные схемы поставок из-за рубежа? Не стало ли на рынке больше контрафакта? Контрафакта и подделок стало больше. И если офлайн магазины, особенно сетевой ретейл, как-то с этим борются, то на маркетплейсах творится полный беспредел. Там ситуация как в 90-е годы, когда продавали Abibas и Pavasonic. Эта проблема особенно актуальна, если говорить о тех правообладателях/товарах/брендах, которые покинули российский рынок. |
Насколько лицензии позволяют увеличить объемы продаж Вашей продукции? В каких случаях для конечных покупателей важнее бренд производителя, а в каких – лицензионный дизайн? В нашем пакете брендов есть товары, которые продаются только с лицензией, например наклейки и альбомы для наклеек итальянской фирмы Panini. Мы продаем в России на 99% только лицензионный продукт. Нельзя производить/продавать, например, футбольные/хоккейные наклейки, не согласовав это или с футбольной/хоккейной лигой, или с федерациями типа FIFA/UEFA. Если говорить, например, про пазлы испанской фирмы Educa, то здесь лицензионный и нелицензионный товар дополняют друг друга. Кому-то нравятся картинки природы или кошечки/собачки, а кому-то обязательно нужны постеры к известным фильмам/мультфильмам, картинки с популярными героями или картины известных художников. |
От чего сейчас зависят успешные продажи лицензионной продукции и каковы перспективы этого рынка? |
Успешные продажи зависят от того, насколько сам правообладатель заинтересован, чтобы товары с его лицензией продавались успешно. Если это большая кинопремьера, да еще и в ее продвижение вложено денег чуть ли не больше, чем в производство контента, если есть поддержка на 360 градусов начиная с соцсетей, YouTube, поисковых систем, медиаперсон, популярных блогеров/тиктокеров и заканчивая специальной работой с розницей по промозонам и с крупными маркетплейсами, то тогда выпуск лицензионной продукции и ее продажи будут эффектными. Именно так и поступают серьезные правообладатели. Хороший пример – премьера фильма «Барби». В какой-то момент мне показалось, что всё вокруг меня перекрасилось в розовый цвет, а все соцсети перешли в какой-то неконтролируемый флешмоб, который подарил всем положительные эмоции. Кстати, я тоже не удержался и сделал себе фото в образе Кена. |
KIDSOBOZ 2023 (web-версия) |
| Другие материалы в разделе
|
Предыдущий материал Лицензионные супергерои: работа с лицензиями глазами производителей и поставщиков | Следующий материал Комфорт для детей и родителей: почему социальная инфраструктура — новая норма |
#KIDSOBOZ 2023, #Алексей Бачурин, #журнал KIDSOBOZ, #журнал KIDSOBOZ 2023, #лицензионная продукция, #Смарт
-
«Наша задача сегодня — быть максимально независимыми»11.10.24566НравитсяВсего 4 человекa4
-
«Вечнозелёное» лицензирование, или «Кто на новенького?»11.10.24504НравитсяВсего 2 человекa2
-
Игрушки со смыслом: что выбирают дети и их родители11.10.24482НравитсяВсего 2 человекa2
-
«Берём всё»: эффективные технологии продвижения бренда11.10.24455НравитсяВсего 1 человек1
-
Медиаконтент. Мама, я включаю… мультик!10.10.24266
-
Розничный бунт VS селлеры на маркетплейсах: уйти нельзя остаться?10.10.24188НравитсяВсего 1 человек1
- Новый бренд сухих молочных смесей Infany от...21.11.2024 15
- Московские поликлиники благодарят маленьких...21.11.2024 24
- ПРЕДСТАВЛЯЕМ ВТОРУЮ ЧАСТЬ УЧАСТНИКОВ 32-Й...21.11.2024 21
- Комфорт для детей и родителей: почему социальная...19.11.2024 67
- Время актуальных решений: «Скрепка Экспо» в новом...15.11.2024 128
- Развиваем творческое воображение12.11.2024 168НравитсяВсего 2 человекa2