Tesla для самых маленьких: как 26-летний ученый из Сибири придумал «умную» коляску
Источник: Forbes Аспирант НГТУ Илья Дымов разработал детскую коляску-робота, в которой нажатием одной кнопки можно перемещать «живой груз» весом до 17 кг. Сможет ли студенческая инициатива превратиться в полноценный бизнес и откусить часть огромного рынка детских товаров? Вверх по пандусу, в горку по асфальту, по прямой рядом с собой — детская коляска послушно двигается в любом направлении. Задает курс легким нажатием курка на пульте управления, расположенном на рукоятке коляски, Илья Дымов — изобретатель уникального устройства. Коляска нагружена книгами, имитирующими вес годовалого ребёнка, а Дымов играет роль родителя, который наслаждается прогулкой с детьми, не напрягаясь. 26-летний аспирант Новосибирского государственного технического университета (НГТУ) Дымов придумал использовать электропривод, чтобы облегчить жизнь молодым матерям. «Для хрупкой мамы, особенно если дети — погодки, прогулка часто превращается в мучение. Толкать коляску в горку — это, конечно, хороший фитнес, но иногда утомляет и убивает все удовольствие», — объясняет ученый. Изобретение он демонстрирует на территории своей альма-матер, самого крупного в Сибири технического института. В НГТУ Дымов работает преподавателем на кафедре электропривода и автоматизации промышленных установок, здесь же расположена лаборатория, в которой ученый экспериментировал с коляской-роботом, и главный испытательный полигон — благо, пандусов перед входом в каждый корпус достаточно. Коляска с моторчиком Пластиковыми стяжками Дымов прикрепляет аккумулятор к коляске. На столе — разобранные микросхемы, батарейки, бытовой утюг. Изобретение пока на этапе прототипа, собранного «на коленке» силами нескольких студентов. Три года назад в университетской лаборатории вместе с группой единомышленников Дымов начал конструировать первую версию автоматизированной детской коляски. Сейчас пилотная версия готова — ее уже презентовали на международных форумах, разработкой интересуется несколько частных инвесторов, но выйти на рынок сибирским ученым будет непросто, солидарны эксперты. | |||
|
Удалось даже шапочно познакомиться с гипотетическими партнерами: в Новосибирский Академгородок приезжали представители LG. Дымов рассказал им об идее, показал чертежи. Южнокорейский производитель электроники заинтересовался и обещал оценить прототип на следующем «Технопроме», но на выставку не приехал, и связь прервалась. Через несколько месяцев ученые собрали первый прототип коляски Smart Kengoo и вышли с ним на Сибирскую венчурную ярмарку в рамках очередного «Технопрома». Продукт представлял собой детскую коляску, два колеса на которой заменены на электропривод — так называемые мотор-колеса, которые используются, например, в электросамокатах. «Мозгами» устройства служит микроконтроллер — в него заложены все алгоритмы управления двигателями. Регулировать скорость движения можно с помощью пульта управления — рычага, прикрепленного к рукоятке коляски. Питает всю систему небольшой аккумулятор весом 1,2-1,3 кг. Ученые подготовили презентацию для потенциальных инвесторов — как умели, в Power Point. Но организаторы забраковали ее за день до мероприятия. «Оказалось, мы вообще ничего не рассказали про целевую аудиторию, непонятно описали продукт. Пришлось потратить ночь на переделку», — вспоминает Дымов. Ярмарка принесла команде приз зрительских симпатий и неожиданно пристальное внимание федеральных СМИ: о роботе-коляске показали сюжет на местном канале «Россия-1», а затем и федеральной «России-24», также материал об устройстве вышел на сайте агентства ТАСС. Медийность дала свои плоды: по следам телесюжетов к Дымову пришли два потенциальных инвестора. Первым стал Андрей Шемет, владелец небольшого интернет-магазина детских игрушек из Волгограда. «У меня родилась идея [автоматизированной детской коляски], я погуглил [уже существующие решения] и нашел ребят. Мы чуть-чуть пообщались, но я понял, что продукт сложный в реализации, а самое главное, дорогой на выходе», — рассказал Шемет Forbes. Себестоимость коляски была действительно высокой: 28 000-36 000 рублей в зависимости от модели (разработали еще и трехколесный вариант). В розницу ее планировали продавать за 50 000 рублей. | |||
|
«В России рождается чуть меньше 2 млн детей в год, потенциально — около 18 000 более или менее обеспеченных мамочек. Допустим, 30% из них достаточно гиковаты, чтобы купить себе такое колесо. Значит, 6000 колясок в год — потенциальный рынок в России, — приводит гипотетические расчеты партнер венчурного фонда LETA Capital Сергей Топоров. — Пусть 30% от них — достижимый для компании рынок. Получаем 2000 клиентов в год. При премиум-продукте — вполне неплохой рынок для малого бизнеса, на $5-10 млн выручки». Проблема с позиционированием у Smart Kengoo все еще на лицо, считает Алексей Алексанов, партнер фонда Cabra.vc. «Ребятам надо научиться доносить ценность для их аудитории. Например: наш продукт позволяет беременным мамам с колясками разгружать поясницу. Или мы позволяем бабушкам и дедушкам легче справляться с коляской на спусках и подъемах», — советует эксперт. По словам Дымова, на выставке к стенду Smart Kengoo также подошел первый атташе посольства Венгрии в Москве — он якобы заинтересовался продуктом и обещал помочь с выходом на венгерский рынок, когда проект наладит массовое производство. Но прежде чем осваивать международную арену, команде нужно было разобраться с масштабированием продукта на домашнем рынке. «Проект подходит под национальный проект «Демография», так как поможет мамам двойняшек и тройняшек справляться с колясками без проблем. И под национальный проект «Здравоохранение», так как ценность изобретения для родителей с ограниченными возможностями неоспорима. Соответствие сразу двум национальным проектам позволит команде привлечь длинные и дешевые деньги на его развитие, воспользоваться различными программами поддержки, льготами и преференциями, — говорит Сурен Айрапетян, управляющий партнер венчурного фонда Rebridge Capital. — С учетом того, что правительство поддерживает экспорт технологичных продуктов, можно ожидать, что новосибирским ученым помогут эффективно выйти на иностранные рынки». По его словам, товар может быть востребован на азиатских рынках, а активное торговое сотрудничество между Россией и Китаем обеспечит идее легкость воплощения. «Кстати, тот факт, что разработчики базируются в Новосибирске, крайне удачный. Логистика до Китая удобна и недорога», — отмечает эксперт. | |||
|
Модульный подход Дымов понял, что такой дорогостоящий продукт вряд ли станет массовым, особенно в регионах. «К тому же, у многих родителей уже есть своя обычная коляска, и мало кто решится покупать вторую, даже с такой дополнительной ценностью», — рассудил ученый. Тогда команда уже из пяти аспирантов и магистрантов НГТУ сосредоточилась на разработке модульной версии съемного электропривода. У этой итерации продукта шансов попасть на полки ретейлеров намного больше, считает Дымов. «Умные» коляски также производят несколько зарубежных компаний — например, американская 4Mums и итальянская Foppapedretti. «Из известных компаний подобную коляску анонсировал CYBEX и BOSCH, но в продаже их все еще нет», — добавляет Алексей Алексанов, партнер фонда Cabra.vc. Так или иначе, все они предлагают цельную конструкцию с люлькой, а модульный подход — ноу-хау Smart Kengoo, уверяет Дымов. Себестоимость модуля составит около 8000 рублей, а в рознице эта версия, по предположению создателя, будет уходить за 12 000. «Ретейлеры обычно забирают не меньше 20% цены. Поэтому с каждой проданной единицы создателям будет прилетать по 1000 рублей — это уже не бизнес, а хобби», — комментирует такие расчеты Сергей Топоров из LETA Capital. Вместо того, чтобы тратить время и деньги на выход в офлайн-магазины, лучше сосредоточиться на онлайн-ретейле, советует Алексей Аексанов из фонда Cabra.vc. «До 90% новых товаров в США хорошо продается через Amazon или собственные сайты, а не через ретейл. Для них ретейл — это шоурум, а не способ продажи», — добавляет эксперт. По расчетам самого Дымова, для получения международного патента, отладки производства и выхода на рынок ему потребуется чуть меньше $100 000. Этого должно хватить на производство сначала 30, а на второй год — 50 единиц продукции. «Для венчурных инвесторов это, конечно, очень небольшая история. $4000 на доработку первой партии и $100 000 на выход на рынок — довольно нереалистично звучит. Это вообще кредит уровня личных займов в банке, — отмечает Топоров. — Кроме того, если крупные игроки заметят разработку, скопировать ее будет несложно. Что тоже смущает». По его словам, проект может заинтересовать бизнес-ангелов из традиционных индустрий, «которые не в венчур хотят играть, а в реальный бизнес». Дымов и не замахивается на крупные фонды, а ищет потенциальных партнеров среди средней руки предпринимателей. Например, Олег Попов, серийный бизнесмен из Новосибирска, заинтересовался Smart Kengoo еще на прошлогоднем «Технопроме» и ведет переговоры с основателем. «У меня есть несколько компаний — юридическая фирма, общепит, ремонт автомобилей, есть свободные средства, которым я ищу разумное применение, — поясняет Попов. — Меня привлек рыночный потенциал разработки — я сам вижу у нас в Новосибирске много мамочек, которые зимой по рыхлому снегу с трудом толкают перед собой коляски с детьми». По его словам, он готов вложить требуемые $100 000, но только когда продукт доведут до ума: «Пока что вкладываться не во что, и подробно условия мы не обсуждали». «Инвестору нужно большое будущее продавать, а у наших амбиции уровня «надо же с чего-то начинать». Очевидно, что дело тут именно в мышлении. А с таким мышлением построить что-то действительно большое можно лишь с уникальной востребованной технологией, когда к тебе все пойдут, потому что больше никто не умеет делать», — рассуждает Топоров из LETA Capital. Мамосамокат для «последней мили» Новую доработанную версию модульного робота Дымов собирается представить на очередном «Технопроме», который пройдет в Новосибирске 18-20 сентября. Аккумулятор в этой итерации может катать груз весом до 17 кг три часа без подзарядки, решена проблема слишком резкого разгона и торможения, которые могли серьезно испортить пользовательский опыт, реакция на нажатие рычага изменения скорости происходит мгновенно, а не с задержкой в несколько секунд, как в первой версии. | |||
|
«Самое трудное — это выйти на улицу через последний лестничный пролет от лифта (а у кого-то вообще лифта нет, и они с 5-го этажа спускаются), а потом вернуться обратно. Это можно назвать «проблемой последней мили». И вот здесь немаловажным становится вес коляски. Опыт подсказывает мне, что коляска, оснащенная двигателем и аккумулятором, станет неподъемной для большинства мам», — считает Юрий Кузин, сотрудник НИИ специального машиностроения при МГТУ им. Баумана. К утверждению о том, что аккумулятор весом 1,3 кг сможет катить по смешанному рельефу коляску с ребенком три часа без подзарядки, он относится скептически: «Вряд ли там есть эффективная система рекуперации. Тогда мама должна отпускать коляску с горки для подзарядки. Ни один родитель этого не сделает».
Параллельно с развитием бизнеса Дымов готовится к защите кандидатской диссертации: надеется, что это повысит статус его проекта для инвесторов: «Буду уже не просто студент с горящими глазами, который хочет сделать мир лучше, а специалист в своей узкой области».
Кроме классической модели, облегчающей движение коляски по прямой, ученый задумывается и над системой для легкого спуска по лестнице — для этого к электродвигателю добавят дополнительное плечо, напоминающее спиннер, который будет «карабкаться» по ступенькам, поглощая разницу высот. Юрий Кузин из НИИ специального машиностроения при МГТУ советует пойти еще дальше: «Если бы ребята задумались над мамомобилем, мамосамокатом, который был бы компактен, как самокат, но имел люльку для ребенка, чтобы он давал возможность ездить по тротуарам, избегая пробок и повышая мобильность, вот тогда — другое дело».
- Лицензионная коллекция посуды «Смешарики» от...26.06.2025 16
- Математика в цвете: картинки, которые помогут...25.06.2025 861
- Доктор Динозавров: премьера постера и нового...25.06.2025 93
- «Как подготовить ребенка ко сну»18.06.2025 2331
- МИР ДЕТСТВА-202515.06.2025 2871
- Тема июня — физическое развитие: укрепляем...30.05.2025 2142