30 марта 2024

Индустрия товаров для детей: тенденции и возможности

Индустрия товаров для детей: тенденции и возможности

Рынок детских товаров является одним из самых динамичных и перспективных в России. Уход иностранных компаний стал возможностью для российских производителей, и уже один из современных трендов — повышение популярности отечественных товаров. Кроме того, сегодня родители все чаще комбинируют онлайн и офлайн-покупки, стремясь найти оптимальное сочетание удобства и экономии времени. О трендах рынка продукции для детей, изменениях потребительского поведения и влияющих на это факторах рассказала Марина Лучина, директор направлений Customer Experience и Observer компании IPSOS.

Марина, как изменилось поведение российских покупателей детских товаров в 2023 году? Какие главные тренды можно отметить?

Индустрия товаров для детей: тенденции и возможности

Согласно данным исследования «Новое Поколение — 2023-Н2», россияне стали больше тратить на детские товары, в частности, на продукты питания, детскую мебель, образование. Во второй половине 2023 года значимо выросли расходы на детскую одежду и обувь, отчасти это связано с ростом цен. При этом в начале 2023 года значимо снизилась доля покупателей игрушек, детской одежды и обуви, средств по уходу за детьми. Также выраженным трендом мы можем считать повышение популярности отечественных товаров, которые у потребителей ассоциируются с качеством, натуральностью и доступной ценой.

Как происходит разделение по каналам продаж: за какими товарами в основном обращаются в офлайн-магазины, а какие товары покупают в интернете?

Среди офлайн-магазинов для покупки детских товаров Топ-5 стабильно составляют: Пятерочка, Детский мир, Магнит, Лента, Перекресток. Лидерами среди интернет-магазинов, в которых родители покупают товары для детей, являются Wildberries и Ozon. При этом доля покупателей в Ozon значимо выросла во втором полугодии 2023 года по сравнению с началом 2023. Самая высокая доля товаров для детей, которые покупали в интернет-магазинах, приходится на детскую одежду и белье, а также на детскую обувь и игрушки.

Индустрия товаров для детей: тенденции и возможности

Что определяет покупательское поведение? Какие факторы играют основополагающую роль при решении приобретать офлайн или онлайн?

Один из важных факторов — это категория товара, который потребитель рассматривает для покупки. Для некоторых категорий товаров покупатель чаще склоняется к покупке офлайн для того, чтобы получить больше уверенности в выборе и эмоционального удовольствия от процесса. Например, украшения и аксессуары, которые можно подержать в руках, погрузиться в определенную атмосферу и т.д. А есть категории, например, продукты, книги, канцелярские товары и бытовая химия, которые быстрее и удобнее заказать онлайн.

Основными барьерами для онлайн-покупок являются недоверие, осторожность, сложности с выбором, доставкой, возвратом и недостаточная информация на онлайн-площадках о товаре или способе его применения.

Какие каналы продаж детских товаров остаются наиболее стабильными? Какие ретейлеры теряют покупателей?

Наиболее востребованы у родителей те офлайн и онлайн-магазины, о которых я говорила ранее. Если раньше продукцию для детей покупали преимущественно в специализированных магазинах, то сейчас все чаще на маркетплейсах и в супермаркетах.

73 % детей 4-15 лет имеют деньги на карманные расходы. При этом более 1000 рублей в неделю имеют 12% детей.

Какие тенденции можно отметить в сфере выделения карманных денег ребенку?

73 % детей 4-15 лет имеют деньги на карманные расходы. При этом более 1000 рублей в неделю имеют 12% детей. Для сравнения в начале 2021 года этот показатель составлял 9%. Неизменно самые популярные категории товаров, на которые дети тратят свои карманные деньги: жвачки, конфеты, чипсы, сухарики, газировка и соки.

Индустрия товаров для детей: тенденции и возможности

Каналы привлечения клиентов в сегменте детских товаров: какой формат рекламы показал лучшие результаты в 2023 году?

Больше всего дети 4-15 лет обращают внимание на рекламу в интернете и по телевизору. Каждый пятый ребенок замечал рекламный баннер на щитах на улице.

Индустрия товаров для детей: тенденции и возможности

Каких категорий товаров не коснулась ориентация родителей на экономию в 2023?

Родители стали больше тратить на детские продукты питания, одежду, обувь, образование. Цены выросли, но довольно сложно отказаться от этих категорий и как-то существенно на них сэкономить.

Что оказывает наибольшее влияние на мотивацию выбора того или иного продукта у ребенка и родителей?

Если говорить о лицензионных товарах, то согласно данным исследования «Новое Поколение» 2023-Н2, 85% мам покупают их, потому что эта продукция нравится ребенку, а для 38% мам важно качество товара. На хороший дизайн обращают внимание 27% мам. Дети же выбирают товары с изображением своих любимых героев мультфильма, фильма или популярных блогеров, например, продукция с символикой Влада А4.

После ухода иностранных лицензиаров освободились ниши продуктов питания, игрушек, одежды, обуви и многие другие.

Как быстро восстановился ассортимент детских товаров после ухода иностранных лицензиаров? Или до сих пор есть свободные ниши?

После ухода иностранных лицензиаров освободились ниши продуктов питания, игрушек, одежды, обуви и многие другие. Но это такие категории, которые не могут долго оставаться свободными. В России стремительно развивается кинематограф, появляется все больше новых детских фильмов и мультфильмов, а соответственно, дети начинают проявлять интерес к отечественным персонажам. Например, согласно данным исследования «Новое Поколение» 2023-Н2, самые любимые персонажи у детей 4-15 лет — герои мультфильмов «Маша и медведь» и «Три кота».

Как меняется спрос на детские товары в зависимости от сезона? Какие товары популярны независимо от сезона?

В конце лета возрастает спрос на канцелярскую продукцию и все необходимые товары для школы, перед Новым годом и гендерными праздниками — на игрушки. Но детское питание и средства по уходу за ребенком, так же, как и памперсы, не зависят от сезона.

KanzOboz.LIFE 2024

скачать PDF

Комментарии
К этому материалу пока нет комментариев, ваш будет первым.
Задавать вопросы и оставлять свои комментарии могут только авторизованные пользователи. Пожалуйста войдите на портал со своими регистрационными данными или зарегистрируйтесь →


Предыдущий материал
Автоматизация мерчандайзинга в розничной торговле детскими товарами
Следующий материал
Города-герои: рассказываем детям о Великой Победе

#KIDSOBOZ 2024, #журнал KANZOBOZ.LIFE + KANZOBOZ.KIDS 2024, #исследование рынка




Другие материалы компании IPSOS