Какие товарные категории детского ассортимента станут, по Вашим прогнозам, лидерами продаж в ближайшее время? Каким товарам следует выделить больше места на полках магазинов?
Подъем рождаемости закончился пять лет назад, поэтому спросом будет пользоваться ассортимент для детей в возрасте 5-14 лет — одежда, обувь и игрушки.
Что касается аудируемых нами групп, то всегда будут востребованы подгузники, но здесь высока конкуренция между разными каналами сбыта. Это товар высокопромотируемый, и вряд ли на нем удастся много заработать. Аксессуары для кормления занимают небольшую долю, и, как я уже отметил, высокое влияние на их продажи оказывает демографическая ситуация в стране. Думаю, лидером продаж будут крупногабаритные товары, этот тренд мы уже видим. Но здесь нужно расставить правильные акценты: важно учитывать ассортиментную матрицу в каналах, регионах, также немаловажным оказывается сервис. Например, как я уже говорил, бюджетную коляску родители готовы купить в интернете, а за более дорогой продукцией идут в офлайн-магазин, где на помощь могут прийти консультанты. В связи с климатическими условиями на юге нашей страны больше продаются прогулочные коляски, в центре и на севере — коляски «2в1» и «3в1». В Москве и Санкт-Петербурге выше спрос на дорогие коляски.
Насколько конкурентным, по Вашим оценкам, является детский рынок? Возможно ли в сегодняшних условиях существенное перераспределение сил на рынке и появление новых заметных игроков?
Мы видим усиление консолидации на всех рынках — как в онлайне, так и в офлайне. Детский рынок не исключение. Крупные игроки усиливают свои позиции, мелкие уходят с рынка. Детский рынок является высококонкурентным, и на нем пытаются сыграть многие. Маркетплейсы расширяют товарное предложение, гипермаркеты предлагают всё в одном месте, fashion-ретейл имеет широкий ассортимент детской одежды, обуви и аксессуаров. Трудно приходится специализированным детским магазинам, а новым игрокам в этом сегменте занять какую-либо нишу еще труднее. Нужно предложить что-то такое, чего нет на рынке. На FMCG-рынке хард-дискаунтеры, несмотря на жесткую конкуренцию, смогли привлечь аудиторию. Они пользуются популярностью, растут высокими темпами и постепенно отвоевывают долю у обычных дискаунтеров. Здесь, конечно, первостепенным фактором является цена. На детском рынке ситуация иная: многие родители осознанно планируют появление ребенка, рассчитывают на свои финансовые возможности и не всегда готовы покупать самое дешевое, не убедившись, что это качественная и безопасная вещь. И всё же у продавцов есть возможность удивить родителей и детей и переключить трафик на себя. Главное — грамотно этим воспользоваться.
Какие тренды будут оказывать влияние на развитие рынка детских товаров в ближайшие месяцы?
Высокое влияние на развитие окажет сервис, нужно внимательнее относиться к потребителям и растить покупателя с расчетом на перспективу. Несмотря на трудности закупок и ограниченное пространство полки, важно обновлять ассортимент: покупатели хотят видеть новинки. Но родители не готовы переплачивать. Цена — один из важных факторов, на который обращают внимание в первую очередь.
Если бы всё упиралось только в экономические факторы, то детский рынок развивался бы более высокими темпами, как и другие рынки. Но, поскольку он подвержен влиянию демографического кризиса, здесь всё зависит от целевой аудитории. Ни один родитель ради поддержания рынка не купит ребенку два автокресла или три стульчика. Только индивидуальный подход к покупателю и понимание его потребностей помогут усилить позиции на рынке. Например, в расходных товарах важнее цена и удобство покупки в любое время. В более дорогих товарах — ассортимент, сервис и помощь в выборе.