26 апреля 2021

Светлана Вековцева (ТЕТРАПРОМ): «Сейчас все отечественные производители ББИ находятся, по сути, в равном положении»

Светлана Вековцева (ТЕТРАПРОМ): «Сейчас все отечественные производители ББИ находятся, по сути, в равном положении»

Подорожание и дефицит тетрадной бумаги – это сегодня одна из самых актуальных проблем рынка канцелярских товаров. О ситуации с сырьем для производства бумажно-беловой продукции мы беседуем со Светланой Вековцевой, руководителем проекта компании «ТетраПром».

Светлана, были ли Вы готовы к существенному повышению стоимости сырья для производства бумажно-беловой продукции?

Для нас ситуация с ростом стоимости сырья – бумаги, картона и импортных красок, которые используются при печати, – стала достаточно неожиданной. Мы понимали, что бумага может подорожать (она всегда дорожает в начале года), но к такому повышению цен готовы не были. Из-за вынужденного перехода на европейскую бумагу наши расходы на сырье выросли на 100%, и это не предел.

Мы зависим не только от цен российских бумажных комбинатов, но и от колебаний валютного курса: часть используемых нами материалов в России вообще не производится. Например, в нашей стране не выпускают мелованный картон и мелованную бумагу достойного качества – мы закупаем их заграницей.

С чем, на Ваш взгляд, связан рост цен на бумагу и картон? Есть ли компании, которые выиграют в сегодняшней ситуации?

Скорее всего, российские целлюлозно-бумажные комбинаты не смогли в 2020 году выполнить запланированные объемы реализации и пытаются компенсировать свои потери, заключая экспортные контракты, а также договоры с крупнейшими российскими издательствами.

Предприятия, которые знали о планах ЦБК, сделали запас сырья, но не на длительный срок, а максимум на один-два месяца. Поэтому сейчас все отечественные производители ББИ находятся, по сути, в равном положении. Выиграли оптовые компании и торговые сети, которые заранее, осенью и зимой, успели заказать тетради на предстоящий школьный сезон по старым ценам.

Светлана Вековцева (ТЕТРАПРОМ): «Сейчас все отечественные производители ББИ находятся, по сути, в равном положении»

Но это небольшая доля заказчиков? Основные объемы производства школьной бумажно-беловой продукции приходятся на весну-лето?

Да, основной объем мы производим весной и летом. Из года в год мы всячески стараемся объяснить торговым сетям, что делать заказы на тетради лучше осенью: это дешевле и надежнее. Но к нашим рекомендациям прислушалась только часть клиентов.

Как на рынок бумажно-беловой продукции повлияет принятое АЦБК решение об остановке бумагоделательных машин, выпускавших тетрадную бумагу?

У тех компаний, которые для своих тетрадей использовали бумагу именно производства АЦБК, конечно, могут возникнуть сложности. Но нас это почти не коснется. Архангельской бумаги всегда не хватало, а по качеству она уступает той, которую выпускает «Илим». Бумага «Илим» стоит дороже, но мы в основном перешли на нее.

Позволяют ли мощности других российских бумажных комбинатов взять на себя долю АЦБК по бумаге для тетрадей и восполнить объемы ее выпуска?

Если бы «Монди» и «Илим» работали в полную силу, они, вполне возможно, могли бы взять на себя объемы АЦБК. Кроме того, я слышала, что Краснокамская бумажная фабрика «Гознак» улучшила качество своей продукции. Объемы производства у них, конечно, небольшие, но, возможно, их увеличат в связи с предстоящим уходом АЦБК с рынка тетрадной бумаги.

Светлана Вековцева (ТЕТРАПРОМ): «Сейчас все отечественные производители ББИ находятся, по сути, в равном положении»

Что, по Вашим прогнозам, будет с сегментом зеленой тетради из-за остановки на АЦБК линии Bielomatik? Возможен ли дефицит этой продукции?

Зеленая тетрадь подорожает, но это связано не столько с решением АЦБК, сколько с общим ростом стоимости сырья. Дефицит возможен, только если оптовые компании и торговые сети решат не заказывать эту продукцию по новым ценам.

Насколько зеленая тетрадь при всем существующем сегодня разнообразии бумажно-беловой продукции востребована покупателями?

Мы почти не работаем с магазинами, поэтому мне сложно оценить розничный спрос на эту продукцию. Но заказы на зеленую тетрадь у нас есть.

Сейчас «ТетраПром» занял главным образом нишу производства бумажно-беловой продукции под собственными торговыми марками крупных федеральных игроков – «Рельеф-Центра», «Самсона», «ФАРМа» и других – и выпускает три вида зеленой тетради: с бумагой белизной 100%, белизной 95% и белизной до 80%. Мы постоянно получаем заказы на эту продукцию, но объемы ее производства у нас не очень большие.

Светлана Вековцева (ТЕТРАПРОМ): «Сейчас все отечественные производители ББИ находятся, по сути, в равном положении»

Является ли производство зеленой тетради выгодным, в частности, для Вашей компании?

Да, мы продаем зеленую тетрадь с такой же рентабельностью, как и тетради в картонной обложке.

Какие альтернативы есть у зеленой тетради?

Можно предположить, что со временем ее заменит однотонная тетрадь с мелованной или картонной обложкой. Спрос на зеленые тетради связан с тем, что к ним привыкли школы. Другая аналогичная продукция сможет занять эту нишу, если при более высоком качестве будет стоить столько же, сколько обычная зеленая тетрадь.

Какую долю в себестоимости готовых бумажно-беловых изделий занимает стоимость бумаги и картона? Как меняются отпускные цены на продукцию, выпускаемую Вашим предприятием?

У нас более 80% расходов – это сырьевая составляющая. Поэтому повышение отпускных цен было неизбежным и уже составило около 20%. Мы не полностью перешли на импортное сырье, но если это произойдет, будут дополнительные корректировки.

Пришлось ли Вам в связи с последними событиями корректировать ассортимент компании?

Нет. По большому счету мы производим тот же ассортимент, что и раньше. Другой вопрос, что эта продукция теперь стоит дороже.

Светлана Вековцева (ТЕТРАПРОМ): «Сейчас все отечественные производители ББИ находятся, по сути, в равном положении»

Может ли участие государства решить проблему, возникшую сейчас на российском рынке ББИ?

Возможно, сейчас это уже происходит: крупнейшие целлюлозно-бумажные комбинаты изменили планы по объемам производства офсетной бумаги. С другой стороны, все эти предприятия – частные акционерные общества с участием иностранного капитала. Так что возможности государства по регулированию их бизнеса, скорее всего, очень ограничены.

Торговые сети обычно диктуют жесткие условия договоров, не предусматривающие изменение стоимости продукции. Готовы ли сетевые ретейлеры в нынешней ситуации идти на уступки?

Сейчас у нас идут сложные переговоры с сетями. В этом году мы не подписывали контакты, предусматривающие сохранение цен на длительное время, – максимум на один-два месяца. Несмотря на это, не все сетевые магазины готовы принять нынешнее повышение. Однако в ситуации, когда стоимость продукции поднимется у всех производителей, ретейлеры будут вынуждены делать закупки по новым ценам. Даже если кто-то не хочет идти на уступки, ему придется это сделать.

Какие прогнозы Вы можете дать по развитию сегодняшней ситуации на российском рынке ББИ?

Российские производители бумаги прогнозируют продолжение роста ее стоимости: отечественное сырье может приблизиться по цене к европейскому. В результате подорожает вся готовая бумажно-беловая продукция: в опте возможно повышение цен на 60-80%, а рост цен в рознице вообще непредсказуем.

KANZOBOZ.NEWS 2021

Комментарии
К этому материалу пока нет комментариев, ваш будет первым.
Обсудить материал
Автор: Email:
Код*:
Введите символы, указанные
на картинке справа. Обновить.


Поставить свой Like
в любимых социальных сетях

Предыдущий материал
Дмитрий Бакшаев (MERLION): «Ежемесячные повышения цен вызвали ажиотаж на оптовом рынке»
Следующий материал
«Мы стараемся удивлять необычными идеями»

#KANZOBOZ.NEWS, #KANZOBOZ.NEWS 2021, #бумбел, #тетрапром