Нельзя сказать, что кризис обошел стороной российскую анимацию и связанный с ней сегмент лицензионного рынка. Однако даже в непростых экономических условиях отечественные правообладатели благодаря возможности оперативно реагировать на запросы партнеров смогли предложить выгодные условия работы. Об этом в интервью журналу KanzOboz.LIFE рассказала Валентина Курсанова, директор по развитию бизнеса и лицензированию 0+ Media. Валентина, как за последний год изменился интерес аудитории к проектам 0+ Media? Как Вы оцениваете сегодняшние позиции лицензий компании на рынке? 2020 год, несмотря на общую экономическую ситуацию, стал удачным для нашей компании. Важным фактором, повлиявшим на успех, я считаю гибкость, которую мы смогли проявить как в отношении наших постоянных партнеров, так и в отношении новых лицензиатов. Являясь российским правообладателем, все решения об условиях договоров, методах сотрудничества, поддержке лицензиатов и наших брендов мы принимаем локально. Именно поэтому в период кризиса мы могли делать лицензиатам наиболее привлекательные предложения, что в целом позволило нам увеличить объем бизнеса компании. В 2019 году продажи игрушек, выпущенных по лицензиям российских анимационных студий, активно росли. Что происходит в этом сегменте рынка сейчас на фоне пандемии коронавируса и экономического кризиса? Было бы неправдой сказать, что рост продаж продолжился и в 2020 году. Безусловно, нет. Сложности, связанные с реализацией товаров не первой необходимости, испытали все игроки рынка, и наши лицензиаты не исключение. Однако те компании, которые работали через онлайн-каналы дистрибуции, добились больших успехов даже в такой непростой экономической ситуации. Рост онлайн-канала предрекали все, но мало кто ожидал, что он настолько расширится. Надо отметить, что мы подписали несколько дополнительных контрактов на выпуск игрушек по нашим лицензиям, в том числе с компаниями, специализирующимися именно на онлайн-продажах. Это позволило им заявить о себе в качестве новых сильных игроков рынка.
|
|
|
С чем, на Ваш взгляд, связан успех российской анимации? Успех российской анимации очевиден и вполне объясним: Россия — большая страна с разными национальностями, с огромной территорией и с духом патриотизма, которым пропитаны многие сферы нашей жизни. В последние годы тенденция импортозамещения заметна и в анимации тоже. Родители все больше и больше поддерживают интерес детей к отечественным мультфильмам, к созданным в нашей стране проектам и к российской продукции. Зарубежное влияние становится менее заметным. При этом российские анимационные студии создают настолько качественный и увлекательный контент, что дети с удовольствием смотрят наши мультфильмы, любят их героев и всё больше хотят получить продукцию с их изображениями.
|
Можно ли сказать, что в условиях кризиса работа с российскими анимационными брендами становится для лицензиатов более выгодной, чем покупка зарубежных лицензий? Это однозначно так. Во-первых, все лицензионные договоры с российскими лицензиарами заключаются в рублях — без привязки к курсу валют. Во-вторых, мы, принимая решения локально, имеем возможность быстро менять условия договоров: мы не должны обосновывать, допустим, центральному офису где-то на другом континенте необходимость и разумность того, что лицензию на специальных условиях приобретает маленькая, но, на наш взгляд, обладающая потенциалом компания. В то время как большинство иностранных студий все же работают по стандартной схеме, отталкиваясь от минимальных объемов, требуя от лицензиатов авторизации фабрик, страховки ответственности и настаивая на массе дополнительных отягощений по контракту согласно единым для всех стран мира условиям. Кроме того, все наши бренды — «Ми-ми-мишки», «Сказочный патруль», «Лео и Тиг», «Кошечки-Собачки», «Деревяшки» и остальные — имеют УНФ (Удостоверение национального фильма), что освобождает лицензиатов от НДС при приобретении лицензии. Российские правообладатели могут предложить лицензиатам широкий спектр услуг, не предлагаемых иностранными лицензиарами. В том числе почти моментальное утверждение продукции, интеграцию бренда лицензиата в анимационный сериал, поддержку на собственных телеканалах. Мы, например, создаем проморолики, объединяющие лицензионные товары разных категорий, и транслируем их на собственном телеканале «МУЛЬТ», не беря за это с лицензиатов дополнительных денег. Преимуществ масса, и мы всегда готовы рассматривать и пожелания, и предложения лицензиатов, когда они обращаются к нам с новыми идеями совместных проектов.
|
|
|
Как на лицензионный рынок и анимационную отрасль повлияли новые правила YouTube, касающиеся детского контента? Стратегически новые правила YouTube, конечно, осложнили возможности монетизации анимационных сериалов, сократили рекламные возможности и сузили аудиторию. Однако в 2020 году мы этого пока не ощутили.
|
Как в нынешних условиях меняется структура лицензионного рынка? В каких товарных категориях лицензионная продукция для детей наиболее востребована сегодня? Все просто: сейчас еще большим, чем когда-либо, спросом пользуются товары первой необходимости — продукты питания, кондитерские изделия и, безусловно, санитайзеры, маски, предметы гигиены. Многие наши лицензиаты сумели очень быстро поменять фокус своей деятельности, добавив в ассортимент те категории, которые стали наиболее актуальными: теперь есть и детские маски с нашими персонажами, и гели для рук, и антисептическое мыло. Мы, в свою очередь, максимально оперативными ответами, дизайнами, быстрыми утверждениями и лояльными условиями сделок поддерживали те компании, которые стали перенаправлять свою работу в новое русло.
|
|
|
Каким компаниям и брендам Вы бы рекомендовали стать лицензиатами 0+ Media? В каких новых товарных группах Вы видите своих анимационных героев? Главное правило лицензирования — бренд должен соответствовать целевой аудитории. Поскольку мы предлагаем рынку большое количество совершенно разных брендов, на этот вопрос нельзя ответить однозначно. В качестве примера могу привести наш новый чудесный проект «Кошечки-Собачки», который направлен на мультигендерную целевую аудиторию — на девочек и мальчиков в возрасте от двух до пяти лет. Это анимационный сериал о персонажах, живущих в красочном городке. Сериал рассказывает о дружбе, взаимодействии в разных жизненных ситуациях, командной работе и семейных ценностях.
|
В своих уютных домиках живут семьи кошечек и собачек. Все они добрые, веселые, приветливые и трудолюбивые. Каждая семья владеет «маленьким бизнесом». Каждый занимается своим делом. И только группа маленьких непосед нарушает размеренную жизнь города. Это детишки-первоклашки (две кошечки и четыре собачки) — неразлучные друзья. Для каких категорий продукции этот бренд сработает эффективно? Конечно же, в первую очередь для игрушек и товаров для творчества, для раскрасок и детских книжек, для детской одежды и аксессуаров, игровых наборов, сумочек и рюкзачков, фломастеров и карандашей, а также для сладостей и детских шампуней — для всего того, чем пользуются родители и дети в возрасте от двух до пяти лет. Эта продукция, выпущенная в коллаборации с брендом «Кошечки-Собачки», будет выгодно выделяться на полках магазинов!
|
Год назад, согласно исследованию NPD, две лицензии 0+ Media — «Сказочный патруль» и «Ми-ми-мишки» — вошли в топ самых быстрорастущих отечественных анимационных брендов. Они остаются на волне популярности? За счет чего удается поддерживать интерес детской аудитории? Мы постоянно развиваем наши истории, создавая новые серии и сезоны анимации, что, конечно же, подогревает интерес маленьких зрителей к нашим мультфильмам: дети ждут новых историй с любимыми персонажами. Одновременно с этим они уже имеют возможность продолжить взаимодействие с любимыми героями, играя в лицензионные игрушки, окружая себя выпущенными по лицензии предметами быта и одеждой, что делает связь между сказочным миром анимации и детьми еще более тесной.
|
|
|
Какую антикризисную поддержку 0+ Media оказывает своим партнерам? К каждому партнеру у нас всегда индивидуальный подход. Однако в целом могу отметить, что в весенне-летний период, когда рынок был наиболее охвачен кризисом, когда никто не понимал перспективы, мы смогли обеспечить нашим партнерам лояльность в плане оплат по текущим и новым договорам. Мы продлили сроки действия контрактов со многими компаниями, когда понимали, что продажи встали не по их вине, а новым лицензиатам мы дали возможность работать с нашими брендами на беспрецедентных условиях, чтобы получить общую выгоду уже позже, в период продаж, и поддержали партнеров рекламой на всех наших ресурсах: в соцсетях, на нашем сайте, на теле- и YouTube-каналах.
|
Каким будет 2021 год для Вашей компании? Чем 0+ Media планирует удивить рынок? Этот год будет непростым, и мы, конечно, понимаем, что вступаем в него в связке с нашими партнерами. Рынок во многом переформатировался, но пока непонятно, это уже навсегда либо всё по большей части вернется на круги своя. Мы продолжаем работу и развитие наших мультипликационных сериалов, студия «Паровоз» создает новый контент, новые проекты, новые серии. Мы с лицензионной командой охватываем необычные товарные категории, которые ранее не были связаны с лицензионными брендами. Поэтому могу ответить на ваш вопрос так: мы будем рады удивить зрителей новыми сериями, новыми проектами, а также новыми продуктами, которые в 2021 году появятся на полках магазинов во всей стране.
|
|