Всем привет! Меня зовут Анастасия Еремина, я сооснователь и директор компании ООО “Новая химия”. Мы занимаемся производством и продажей товаров для счастливого детства: пластичных материалов для лепки, квест-пазлов, слаймов. За 6 лет работы мы накопили приличный багаж опыта: как успешного, так и печального, поэтому решили, что можем поделиться и тем, и другим. Уверены, это будет полезно. Сегодня хотели бы рассказать про провалы: смешные и не очень, и как мы выходили из этих ситуаций.
История №1
Запуск любого производства — это длительный и сложный процесс, не всегда приводящий к идеальному финалу. Наш первый продукт — кинетический песок — создавался командой химиков, которые впервые столкнулись с подобной задачей. Через полгода постоянных доработок рабочая формула была найдена. Приняли решение сделать партию и отгрузить ее первым партнерам. Но одно дело замешать образцы для внутренних тестирований, а другое — промышленную партию. В итоге песок получился непригодным для продажи и мы потеряли 300 000 рублей. В то время у нас перед офисом была яма в асфальте. Вот туда мы и засыпали всю провальную партию, отшучиваясь, что создали первую в мире песочницу из инновационного полимера.
Что делать? Признать поражение, отработать ошибки и сделать все по-новому. В тот момент подобный продукт в России создавала всего одна компания, переманить их технологов было невозможно, а собственные химики не имели достаточного опыта, поэтому учились на собственных ошибках.
В стартапе у вас всегда высокий темп работы: нужно опережать рынок, предлагать новые решения, следить за трендами. В то же время подобным продуктам нужно “отстояться”: должно пройти время, чтобы ты понял, что, например, слайм не расслаивается, а материал для лепки не начнет через неделю использования прилипать к рукам. Собственные разработки — это всегда риск провала, так как никто не знает, каким будет конечный результат.
История №2
Главное в любом стартапе — это команда. Я смотрю не только на опыт, желание работать с нами, образование, но и опираюсь на интуицию. В начале нашего пути я занималась и маркетингом, и продажами, и контролировала каждый этап производства. В один прекрасный день стало ясно, что так продолжаться не может и я начала проводить собеседования. Ко мне пришла девушка, которую я сразу была готова взять на работу: она была мотивирована работать даже в условиях неопределенности, загорелась идей и в целом производила впечатление человека, который сможет взять ответственность и довести дело до результата. На следующий день она перезвонила сама: “Анастасия, это Мария, я вчера была у вас на собеседовании, пропейте на всякий случай противовирусные. Я в больнице с менингитом”.
Марию мы дождались, сегодня она — моя правая рука и заместитель директора по продажам. В своей практике я не раз убеждалась, что важно не только смотреть на резюме, но и чувствовать людей.
История №3
Работа в стартапе — это новый опыт, который вы получаете постоянно. Даже спустя годы работы в компании всегда найдется то, чего вы еще не делали. И, казалось бы, что сложного в том, чтобы заказать упаковку? У поставщиков есть сайты: заходи, выбирай, заказывай, жди груз. В тот момент у всех слаймов на рынке была одинаковая упаковка — плоские баночки. Мы выбрали такую же: они выгодно представляли продукт и удобно отгружать.
Через 2 недели после оплаты заказа нам пришла партия — 30 000 баночек на 150 000 рублей. И все бы ничего, но банки оказались не теми. Что делать, если это твоя ошибка? Успокоить панику, выдохнуть и расфасовать слаймы в новую упаковку. Получилось, кстати, неплохо! Но стресс пережили все.
История №4
В доковидное время мы постоянно ездили на выставки. Собираясь на главную выставку индустрии детских товаров в Германию, мы сделали презентационное полотно для нашей продукции из оргстекла и отправили его вместе с образцами нового продукта транспортной компанией. Расходы составили больше 50 000 рублей. Было обидно, ведь мы рассчитывали на презентацию именно новинки (мы и готовили ее для выхода на зарубежный рынок) и прогнозировали продажи первых партий на 10 000 долларов. Старались компенсировать провал нетворкингом и демонстрацией других продуктов. Как избежать таких ситуаций? Пожалуй, никак, ведь мы не могли бы увезти стойку на себе. Главное, не растеряться и все равно постараться завязать деловые контакты.
На выставке в Лас-Вегасе я презентовала кинетический пластилин Zephyr, и носила с собой в сумке слепленные и запечённые фигурки, которые ассоциируются с Америкой. Мне выпал редкий шанс — познакомиться с крупнейшим байером американской сети в неформальной обстановке. Я достала слепленный американский флаг из сумки и только тогда поняла, что он треснул. Я начала извиняться, а байер отшутился, что это очень патриотично с моей стороны, но продуктом заинтересовался.