Когда драйвер для бизнеса — материнская боль. История якутского стартапа, оживляющего детские книги
Компания «МультиДиТек» издаёт под брендом Smart Books Live детские книги с AR-контентом. Он расширяет возможности бумажной книги: когда ребёнок наводит смартфон на страницы, герои одеваются в раскрашенные им костюмы, а плоские иллюстрации превращаются в трёхмерные анимации. Об истории и развитии своей компании рассказывает Таисия Тарабукина, основательница «МультиДиТек». С чего всё началосьВ 2016 году я создала компанию по разработке сайтов и приложений на заказ. Мой сын готовился стать школьником, а я была беременна вторым ребёнком. Как и любой работающий родитель, я много времени уделяла бизнесу, а потом уставшая приходила домой. Было удобно давать ребёнку телефон, чтобы он не тревожил. Но потом мы столкнулись с типичной проблемой зависимости от гаджетов: сын не читал книги, у него была плохая мелкая моторика. На работе мы с коллегами часто обменивались наблюдениями и переживаниями по поводу влияния гаджетов на детей. Это было настоящей проблемой. Мы поняли, что надо брать всё в свои руки и создать что-то действительно полезное. |
Тогда мы активно занимались технологией дополненной реальности, но делали это преимущественно для выставок: визуализировали разные элементы. Это и натолкнуло на мысль сделать книжку или раскраску, герои которой могли бы «оживать». Я обратилась с этой идеей в местное якутское издательство. Оно заинтересовалось. Мы в компании разработали технологию и создали анимацию к проекту, а печать и дистрибуцию взяло на себе издательство. Спустя несколько месяцев вышла наша первая книга — про приключения мамонтёнка. Это знаковый персонаж, потому что на территории современной Якутии раньше водились мамонты. Продукт протестировали на наших детях — они были в восторге, даже мой сын, который раньше не проявлял никакого интереса к чтению. Книга вышла тиражом в 7000 экземпляров, которые разошлись за пару месяцев. С какими сложностями столкнулись и как их преодолелиПериод становления новой компании и запуск проекта совпал с моей беременностью, я уходила в декрет. Было физически сложно удерживать бизнес в офлайне — не хватало времени, чтобы контролировать всё. Я перевела всю команду на удалёнку (шёл 2017 год), стала менять процессы. До Smart Books мы занимались другими IT-проектами, штат был больше, но его пришлось сократить, теперь нас пять человек. |
Второй сложностью оказалась разработка самой программы. До этого мы делали дополненную реальность, но это были маленькие проекты, теперь же нужно было анимировать целую историю. Нанимать новые кадры не потребовалось, в нашей команде изначально были талантливые разработчики, которые путём проб и ошибок разработали наш первый большой AR-проект. Трудности были в подборе авторов и иллюстраторов, но тут помог . Я подписана на многие группы, связанные с детским творчеством и развитием. В них я написала посты, что ищу авторов, иллюстраторов, верстальщиков на удалёнку. Было очень много обращений. Но найти людей близких по духу непросто, а ещё сложнее объяснить людям, зачем требуется тестовое задание или зачем издательство хочет приобрести права на текст или иллюстрацию. Открытием для нас стало и то, что издавать книги по одной штуке невыгодно. Нужно выпускать серию, которая объединена одной идеей или темой. Оценка издательского рынка, процесс печати и работа с авторами текстов также были для нас в новинку. Иногда приходилось использовать интуицию, но, наверное, так случается со всеми стартапами. На какой стадии проект сейчасЧерез мы нашли автора-редактора из США. Теперь она занимается нашим издательским планом. Сейчас мы ориентируемся на североамериканский, канадский рынок, а после книги будут адаптироваться под Россию. С американским автором у нас пять серий книг. Одна из них — «Математика и логика»: туда входят цифры, счёт, время, единицы измерения, а персонажи — роботы. Вторая серия — это лабораторный детектив Lab Fiction с героями Дюком и Маском, в серии будет книга об онкологических заболеваниях и пищевой химии. |
Наш редактор хорошо ориентируется в книжных трендах: американцы отдают предпочтение темам экологии и гендера, равенства людей. Например, сейчас мы не можем себе позволить сделать героями книги только белокожих персонажей. Про деньгиНа старте проекта мы вложили собственные накопления — около 500 000 рублей. Самой большой статьёй расходов оказалась печать книги, потом уже поддержание приложения и оплата работы фрилансеров-иллюстраторов. Сейчас нужны дополнительные вложения, они помогли бы ускорить процесс работы и выпуска новых книг. В прошлом году с помощью акселератора «Б8» мы привлекли 1,5 млн рублей. Деньги вложили в разработку и осуществление издательского плана, оплату работы авторов и аниматоров. Выручка компании за 2019 год составила 3,2 млн рублей.Если смотреть за весь период работы, в целом мы продаёмся стабильно. Но были и падения прибыли, связанные с недостаточной работой с маркетингом. Но теперь мы активно развиваем наш , стараемся рассказать о продукте на разных площадках. Всего мы продали около 15 000 книг. Средний тираж — 1000 экземпляров. Самая дешёвая книга стоит 160 рублей, а самая дорогая — 300. Как влияет пандемия и кризисНаш проект прошёл одновременно и в Invest Ottava, и в Starta Ventures — это акселераторы в Нью-Йорке и Канаде. Из-за пандемии я не смогла принять там участие, хотя уже собиралась получать визу. Также я планировала зарегистрировать компанию в Америке, чтобы общаться и работать напрямую с такими электронными площадками, как Amazon, проводить кампании на Kickstarter. Но с этим мы справились и нашли провайдеров. |
В нашем издательском деле очень важно посещение выставок и мероприятий. В начале года мы планировали летать на выставки как можно чаще, искать помощников и дистрибьюторов. Наши книги должны были попасть на полки федеральных российских торговых сетей. Но потом ввели жёсткие ограничительные меры... Офлайн закрылся, упал оборот. Но зато мы смогли встать в маркетплейсы Wildberries и Ozon. Про конкуренциюИздательский рынок очень конкурентный. В России есть несколько аналогичных проектов, которые получают большое финансирование. На Западе конкуренция ещё выше — посещая международные выставки, можно заметить, как сильно растёт рынок. В отличие от конкурентов в России, мы не используем технологии как вау-фактор, а стараемся применять AR в дополнение к сюжету. Например, в серии Lab Fiction дополненная реальность помогает объяснить ребёнку, как вирус проникает в организм — во время чтения это сложно представить. Одновременно с этим мы контролируем ценообразование, наши книги стоят столько же, сколько и обычные. Нам важно сохранить доступность продукта. О планахЯ вижу наш проект в коллаборации с производителями игрушек и детских товаров. Например, сейчас мы сделали пилотный выпуск для производителя детских деревянных игрушек и «оживили» их продукцию. Пока пробуем результат на фокус-группе. |
А второе, конечно, поскольку наша серия ориентирована на американского потребителя, цель на следующий или, если получится, этот год — найти в США дистрибьюторов, продавцов, которые могли бы представлять нас в офлайне. |
Источник: Секрет фирмы |
| Другие материалы в разделе
|
Предыдущий материал Как поставщик детской обуви интегрировался с «Честный знак» | Следующий материал Комфорт для детей и родителей: почему социальная инфраструктура — новая норма |
#детская литература, #детские книги, #детское издательство, #МультиДиТек
-
Топ-5 книг для детей и их развития06.03.24524НравитсяВсего 2 человекa2
-
Детская компания «РОСМЭН» сообщает о ребрендинге23.06.23252НравитсяВсего 5 человек5
-
Продажи детской литературы в России упали на 30% в I квартале..15.06.23234НравитсяВсего 1 человек1
-
Названы самые популярные детские книги в Москве03.04.23183
-
Марина Лобзина (РУССКОЕ СЛОВО): «Детство – это не только..05.11.22362НравитсяВсего 1 человек1
Новости
-
Объявлены лауреаты Премии за развитие детской отрасли Best for..12.11.24105НравитсяВсего 1 человек1
-
Лидеры индустрии: Ваш вклад – наше общее будущее: Вручение..25.10.24167НравитсяВсего 2 человекa2
-
Все материалы журнала KIDSOBOZ 2024 доступны читателям в виде..11.10.24898СуперВсего 1 человекНравитсяВсего 1 человек2
-
Подписание Меморандума30.09.24108НравитсяВсего 1 человек1
-
Максим Фатеев выступил на пресс-конференции в ТАСС19.09.24268НравитсяВсего 2 человекa2
-
Журнал KIDSOBOZ на отраслевых мероприятиях сентября19.09.24364НравитсяВсего 1 человек1
Статьи
-
Товары для творчества, или Тренд без «срока годности»12.10.24634НравитсяВсего 1 человек1
-
«Наша задача сегодня — быть максимально независимыми»11.10.24566НравитсяВсего 4 человекa4
-
«Вечнозелёное» лицензирование, или «Кто на новенького?»11.10.24504НравитсяВсего 2 человекa2
-
Игрушки со смыслом: что выбирают дети и их родители11.10.24482НравитсяВсего 2 человекa2
-
«Берём всё»: эффективные технологии продвижения бренда11.10.24455НравитсяВсего 1 человек1
Другие материалы компании KidsOboz.ru
-
Группа ВТБ: больше половины россиян назвали 2023 год удачным для..19.12.23402НравитсяВсего 1 человек1
-
В России начал выходить новый детский журнал об искусстве «Юный..14.12.23420НравитсяВсего 3 человекa3
-
Авито Авто: сезонный спрос на детские снегоходы с пробегом вырос..12.12.23198НравитсяВсего 1 человек1
-
Онлайн-версия журнала KIDSOBOZ 202310.11.23601НравитсяВсего 1 человекСуперВсего 1 человек2
-
Вера Оболонкина (ТЕЛЕКАНАЛ КАРУСЕЛЬ): «Детям нравятся..25.10.23651НравитсяВсего 2 человекa2
-
Екатерина Богачева (АКАДЕМИЯ МЕРЧЕНДАЙЗИНГА): «Важен четкий..25.10.23688НравитсяВсего 1 человек1
- Новый бренд сухих молочных смесей Infany от...21.11.2024 24
- Московские поликлиники благодарят маленьких...21.11.2024 29НравитсяВсего 1 человек1
- ПРЕДСТАВЛЯЕМ ВТОРУЮ ЧАСТЬ УЧАСТНИКОВ 32-Й...21.11.2024 29
- Комфорт для детей и родителей: почему социальная...19.11.2024 68
- Время актуальных решений: «Скрепка Экспо» в новом...15.11.2024 129
- Развиваем творческое воображение12.11.2024 169НравитсяВсего 2 человекa2