Игр стало в сотни-тысячи раз больше, чем 20-30 лет назад
Во II международной конференции «Игровая культура современного детства», которая пройдет 29 мая-3 июня в Москве, примут участие не только российские ученые, но и их коллеги из других стран. Представляем кандидата психологических наук, доцента кафедры психологии МГУ им. А.А.Кулешова (Могилёв, Беларусь) Нелли Козыреву, которая рассказала, в чем отличие современных игр от тех, в которые играли родители нынешних детей, и в какие игры надо играть, чтобы стать успешным. — Нелли Арнольдовна, Вы помните свою первую игрушку? — Помню яркий пластмассовый конструктор, в котором были сочные синие и жёлтые блоки с дырочками и пупырышками, которые я с удовольствием соединяла. И куклу Наташу. Обыкновенную, без всяких нынешних эффектов, но я её очень любила и из лоскутков делала ей всякие наряды. Помню их вместе - и конструктор, и куклу, а вот другие игрушки помню уже в более позднем возрасте - настольные игры. — Каково, на ваш взгляд, главное отличие игр, в которые играют современные дети, от игр, в которые играли дети 20-30 лет назад? — Главное отличие не в самих играх. Конечно, есть разница в качестве материалов и в функциональности (красоте настольных игр, их объёмных элементов и в различных эффектах, которые есть у кукол, многообразии конструкторов). За это время появились новые виды игр — много робототехнических, управляемых моделей, летающих фигурок, большой выбор наборов для творчества. Но, как мне кажется, самое главное отличие состоит не в самих играх, а ... в их количестве. Игр стало в сотни-тысячи раз больше, чем 20-30 лет назад. И если раньше для ребёнка приобретение игрушки было значимым событием, он его ждал и подолгу играл с игрушкой, то сейчас детям дарят и просто покупают игрушки чуть ли не каждый день, и поэтому они для них — это что-то обыденное, чего много. Так пропала ценность игрушки, а с этим связано следующее отличие. Если раньше у ребенка возникала какая-то трудность с игрушкой, то он разбирался — как в неё играть, что там происходит в этой игрушке. Сейчас он её бросает и переходит к другой игрушке — потому что у любого современного ребёнка игрушек много, часто коробками с ними просто завалены комнаты. Производители, для того чтобы просто «зацепить» ребенка своей игрушкой, пытаются уменьшить время на игру. Например, в тех же самых настольных играх, в которые наше поколение играло достаточно долго, иногда часы, часто всей семьей, и это совместная игра была очень интересной и важной именно из-за того, что вся семья собиралась ВМЕСТЕ. А сейчас даже настольные игры рассчитаны на 15-20 минут игры, максимум на 40- 45 минут, потому что на большее время людей не соберёшь, все заняты. И эффект от такой короткой настольной игры зачастую заключается просто в развлечении, «fun». Да и конкурентов на свободное время ребенка тоже очень много – мультфильмы, кино, интернет с бесконечными видеороликами, а также различные развивающие секции и занятия. — В какие игры должны сегодня играть дети, чтобы быть успешными взрослыми завтра? — На этот вопрос ответить непросто, потому что надо понять: а что же такое «успешный взрослый»? В нашем обществе ценность знаний и высшего образования утеряна, они уже не служат «социальным лифтом к успеху». Поэтому только игр на развитие интеллекта и общего кругозора (головоломок, логических игр, викторин, настольных игр, стратегий) будет недостаточно. Сейчас очень важно, чтобы дети умели общаться, грамотно коммуницировать с другими людьми — и со своими сверстниками, и с более старшими, и младшими. Нужно уметь как выигрывать, так и проигрывать, «держать удар». Поэтому, мне кажется, очень важны игры на развитие командных навыков и лидерства. Для этого хорошо подходят подвижные, спортивные и некоторые компьютерные игры. И, как ни странно, простые настольные игры, которые ещё называют «ходилки» или «бродилки»: именно в них дошкольники учатся соблюдать правила, ходить по очереди, понимать, что на пути к Цели-Победе будут как препятствия, так и случайности-возможности, переживать проигрыш и радоваться победе, не унижая своих партнёров по игре. И ещё я бы посоветовала, чтобы дети играли в игры, которые развивают их воображение и творческие способности. Это могут быть игры различных видов: и настольные, и конструкторы, и игры-эксперименты, и наборы для творчества. — Что обязательно должно быть в игротеке сегодняшних мальчиков и девочек? — Ответ тоже связан с тем, что игрушек очень много, и родители, даже самые хорошие, не смогут полностью купить «идеальную игротеку», тем более, что она будет меняться в зависимости от возраста и интересов ребёнка. Не хочу называть какие-то отдельные игры и рекламировать их, потому что за сотнями раскрученных игр на полках магазинов игрушек стоят тысячи очень хороших и полезных для развития ребенка, выбирать среди которых и родителям, и детям очень непросто. Пока нет доступной и на понятном для родителя языке написанной информации: как правильно выбирать игрушку, но, насколько я знаю, над такой книгой и электронным каталогом сейчас работают специалисты Национальной ассоциации игрушечников России. Поэтому полагаю, что дети с младенчества и до подросткового возраста должны наиграться в различные типы игр (их около 20). Каждый из типов игры развивает как психофизиологические функции (например, моторика пальцев рук), так и познавательные процессы (внимание, мышление, воображение, память), разнообразные способности ребенка (творческие, исследовательские и др.), а также способствует проявлению и воспитанию отдельных черт характера (отношение к людям и себе, к вещам, к труду) и качеств личности (лидерство, воля к победе и др.). А в каждом из этих типов игр есть сотни и тысячи различных игр по разным темам и разной стоимости, среди которых родители и дети могут выбирать, исходя из своих предпочтений и доходов. А пока родители не знают, что важны ВСЕ типы игр, в игротеке ребёнка могут быть перекосы — например, есть десятки разных пазлов, но совсем нет мозаик (а они есть и настольные, и настенные, и напольные, из разных материалов, с разным способом закрепления элементов — и вкручивание, и надевание, и зацепление — которые специально предназначены для развития различных движений пальчиков ребёнка и мышления). Или у девочек нет конструкторов, мягких шнуровок. Но о типах игр и их полезности для развития я могу говорить бесконечно… Родителям и производителям игр я бы посоветовала обратить внимание на развитие у детей ключевых компетенций XXI века. Если в описании игр появятся названия компетенций, на развитие которых игра направлена — родителям будет проще ориентироваться в выборе. — Почему право на игру детей нужно отстаивать? В чём угрозы, и так ли они велики? — Да, мне кажется, что угроза есть. Взрослые слишком пытаются сделать детей успешными своими «взрослыми методами», которые забирают у ребят время игры и заполняют его серьезными занятиями в детском саду, в школе. В свободное время дети тоже зачастую перегружены различными дополнительными школами развития, кружками и секциями, репетиторами. Всё это очень хорошо, но в меру. У ребенка пока остаётся мало времени на себя: просто отдохнуть от занятий, поиграть самому и со своими сверстниками, с родителями. Иногда ребёнок может играть только в компьютерные игры в то время, пока его родители в машине перевозят из одного места занятий в другое. Часто в семье только один ребёнок, и сходить в гости к другу поиграть, как это было раньше, не получается, потому что друзья живут в других, отдаленных домах. Или поиграть во дворе становится невозможным, потому что дворы при современной планировке застройки исчезают. В игре ребёнок учится очень важным для жизни навыкам — учитывать интересы других игроков, играть честно, ставить цели и их добиваться, вживаться в разные роли и понимать какая из них тебе больше нравится, помогать и быть великодушным, придумывать, чем заняться с друзьями — менять правила известных игр и создавать свои игры, проявлять свои творческие и лидерские способности. К сожалению, школа, дающая знания, не сможет заменить полноценную ИГРУ. — Что нового узнают слушатели на вашей секции? — За последние 20 лет у нас «появились» дети, которые умеют сами придумывать игры для себя и для своих сверстников. И некоторые из этих детей уже даже выпускают свои игры! За это время у нас появились, конечно, и игровые методики для педагогов и родителей — как детей научить придумывать игры. А если учесть, что скоро 3D принтеры, на которых можно быстро печатать разные товары, станут такими же обычными в наших домах, как простой компьютер и принтер, то дети смогут сами себе и придумывать, и печатать игры и игрушки! Поэтому я приглашаю на нашу секцию всех, кто хочет научиться придумывать игры со своим ребенком или со своими учениками. Это очень увлекательно, это очень развивает ребёнка и, главное, это позволяет ему создать свой мир, в котором он проявит все свои способности и знания. Знания, воплощённые в собственном «творческом продукте» ребёнка — они никогда не забудутся! А процесс СО-Творчества создаёт прекрасные переживания, дарит радость собственных творческих открытий и новый уровень общения. Приходите на практико-ориентированные доклады и мастер-классы наших спикеров! |
| Другие материалы в разделе Новости выставок компании
|
Предыдущий материал Программа Фестиваля "Да-Игра" | Следующий материал Анонс: Пленарное заседание «Игровая культура современного детства» |
- Енот Шоня из мультсериала «Команда МАТЧ» посетит...22.11.2024 24
- Riki Music начинает сотрудничество со студией...22.11.2024 34
- Неделя «Тикабо» в сети семейных кафе «АндерСон»22.11.2024 34
- Латыпов Максим (Фабрика Творчества)22.11.2024 55НравитсяВсего 2 человекa2
- Комфорт для детей и родителей: почему социальная...19.11.2024 90НравитсяВсего 2 человекa2
- Время актуальных решений: «Скрепка Экспо» в новом...15.11.2024 145