Случайное KidsФото
1 Издательство «Творческий Центр Сфера» 590.00
2 ЯРКО 415.00
3 Группа компаний «Рики» 395.00
4 ВЕСНА 325.00
5 Феникс+ 315.00
6 Союзмультфильм, Киностудия 263.00
7 Шэвуш (BADA BOOM) 257.00
8 BONDIBON \ «Джин» 253.00
9 Мельница, лицензионное агентство 232.00
10 Хатбер-М 226.00
11 КИНОМАНИЯ ТВ 208.00
12 Гранд Экспо 206.00
13 Колорит (Lori) 190.00
14 "ФК "ФОРУМ" 190.00
15 Выставка «Мир детства» (АО «ЭКСПОЦЕНТР») 185.60
16 BODO 180.00
17 ТМ G′n’K (Ариадна-96) 170.00
18 РОКСИ (Roxy-Kids) 170.00
19 Мегапласт 168.00
20 MERLION 157.00
Все участники рейтинга компаний →
Спецпредложения
3D ПАЗЛЫ из фетра
3D ПАЗЛЫ из фетра
3D ПАЗЛЫ из фетра
37 РУБ
Светильник-раскраска,
Светильник-раскраска,
Светильник-раскраска,
650 РУБ
Акварельная краска под
Акварельная краска под
Акварельная краска под
звоните
31 июля 2015

Приемы повышения эффективности публичных выступлений

Приемы повышения эффективности публичных выступлений

«Все по-разному понимают предложения того, кто их вносит. Даже если объяснять с предельной ясностью, кто-то все равно не поймет». Этот шуточный закон Мерфи на практике становится печальной истиной. Излишнее волнение, неуверенность в своих силах, непонимание целей выступления, недостаточная подготовленность материала могут стать причиной снижения эффективности публичной деятельности. Свободное, открытое и уверенное поведение при выступлении вряд ли относится к числу врожденных талантов, скорее, это следствие высокого уровня развития коммуникативных навыков, которые вполне поддаются тренировке. Если ваше умение выступать перед аудиторией пока еще не на высоте, то с помощью некоторых описанных в этой статье приемов вы будете чувствовать себя гораздо увереннее и добьетесь успеха.

Но сначала немного теории. Публичное выступление отличается от других видов делового общения некоторыми специфическими особенностями. Во-первых, воздействие оказывается не на одного человека, а сразу на группу людей, численность которой может значительно варьироваться в зависимости от ситуации. Во-вторых, в публичном выступлении преобладает монологичная речь, что накладывает на нее особые требования. В-третьих, публичное выступление нельзя остановить, не закончив, или перенести его продолжение на другое время. Наконец, в момент выступления самому оратору очень трудно определить, как воспринимает его аудитория.

ОТ ЧЕГО ЖЕ ЗАВИСИТ УСПЕХ ПУБЛИЧНОГО ВЫСТУПЛЕНИЯ?

Можно выделить три опорные точки — три залога успеха: психологическая и мотивационная готовность оратора, его умение работать с аудиторией и подготовка текста выступления.

Оратор представляет собой мощный источник информации, независимо от тематики своей речи. Поэтому первым важным элементом успешного выступления является… он сам! По поведению выступающего аудитория формирует свое отношение к предмету обсуждения, воспринимает и оценивает речь и манеры оратора, насколько ему удалось установить контакт с аудиторией. При этом происходит (или не происходит) формирование доверия к оратору, а, следовательно, к его информации, за которым следует принятие решения каждого человека о том, стоит ли следовать за этим лидером. Можно сказать, что еще до того, как вы начали говорить, ваша публичная деятельность уже началась. Как гласит главное правило деловой жизни: второго шанса произвести первое впечатление не будет! Здесь важен ваш внешний вид — желательно, чтобы он говорил в целом о вашем благополучии, а также ваш психологический настрой, уверенность, позитивность. Перед началом выступления уточните, представят ли вас аудитории или вам предстоит сделать это самостоятельно. Продумайте, какая форма представления будет уместна в данном случае: должна ли она подчеркивать ваши заслуги и достижения в той или иной области (например, кандидат технических наук, победитель такого-то конкурса, автор изобретения и т.п.), либо можно ограничиться фамилией-именем (если, к примеру, аудитории о вас известно заранее).

Исследователи отмечают, что собственно словесная информация во время общения не превышает 7-10% от всего объема передаваемой. Существует поговорка «Мы говорим голосом, а беседуем всем телом». Поэтому, выступая публично, необходимо стремиться к тому, чтобы невербальное поведение подчеркивало вашу уверенность, было гармоничным, не вызывало раздражения у аудитории и не отвлекало ее от вашей речи.

В выступлениях перед многочисленной аудиторией обычно используется трибуна, на которой расположен один или несколько микрофонов. Наиболее оптимальным является расположение на расстоянии 10-15 см от переднего края трибуны. Это позволяет не наваливаться на нее, но и не отходить слишком далеко. Руки могут спокойно лежать на трибуне, желательно не обхватывать двумя руками ее края.

В последнее время популярными стали так называемые трибуны-пюпитры, которые позволяют видеть оратора полностью. Важно, чтобы ноги выступающего располагались ровно, не было «заваливаний» на одну сторону, переминания с ноги на ногу и т.п. Выступление сидя уместно в небольшой аудитории; в таком случае вы должны предложить своим оппонентам задавать вам вопросы, тоже сидя на своих местах. Такое камерное выступление более уместно в полуофициальных ситуациях, например, на совещаниях.

При выступлении со сцены, особенно без микрофона, возникает «проблема рук», не всегда понятно, как их лучше держать. Обычно советуют держать их сначала опущенными вдоль тела (нейтральное положение, но без напряжения!), а затем плавно переходить к жестикуляции, чередуя ее с нейтральным положением. Лучше в этой ситуации обойтись без «шпаргалок», однако, если это невозможно, держите в руках записи (лучше на карточке небольшого формата либо в красивой папке), но обращайтесь к ним лишь периодически.

Совет! Прежде, чем начать выступление, стоя за трибуной, сделайте паузу в несколько секунд. Это время нужно для того, чтобы самому подготовиться к началу выступления и дать возможность слушателям сосредоточить на вас свое внимание. Во время начальной паузы проверьте свое пространственное расположение, положение и работу микрофонов, размещение бумаг с текстом и вспомогательных материалов. Сделайте глубокий вдох и сосредоточьтесь. Посмотрите в зал. Поприветствуйте аудиторию. Используйте доверительно-дружеское («Дорогие друзья!», «Милые дамы!», «Дорогие гости!») или официально-деловое обращение («Уважаемые коллеги!» «Дамы и господа!» Уважаемый председатель!») в зависимости от ситуации.

Ваше умение обращаться со слушателями, воспринимать и контролировать их настрой, управлять их состоянием — второй «кит», на котором «стоит» ваш успех. Основная задача выступающего — чтобы каждый присутствующий в аудитории человек не только услышал, но и понял именно то, что собирался сказать оратор. Для этого при подготовке выступления необходимо учитывать особенности аудитории: ее численность, состав, настроение и т.п. Каждый руководитель наверняка сталкивался в своей практике с разным психологическим настроем своих слушателей. Основные правила здесь таковы: при работе с доброжелательной публикой задача оратора заключается в том, чтобы сохранить этот позитивный настрой, еще более укрепить доверие слушателей, заручиться их поддержкой; здесь уместно использовать технику «присоединения» к аудитории: употребляйте местоимения «мы», «наше», обороты «общее дело», «наша цель», «наша команда». Безразличную аудиторию необходимо заинтересовать проблемой, привлечь ее на свою сторону, в этом случае возможно использовать принцип экспрессивности выступления — сделать речь эмоционально-напряженной, выражать неподдельную радость, сострадание или грусть. У недоброжелательных слушателей пробудить сомнения в их правоте, заставить задуматься над верностью их позиции и посмотреть на ситуацию с другой стороны, в первую очередь необходимо исключить, или хотя бы снизить, эмоциональный накал аудитории: «Давайте обратимся к фактам», «Будем рассуждать логически», «Как вы решали подобные задачи?», «Выскажите свои предложения».

В случае, когда приходится выступать перед абсолютно незнакомой аудиторией, необходимо проводить ее своеобразную экспресс-диагностику в процессе выступления. Это можно сделать с помощью вопросов к аудитории, наблюдения за поведением слушателей и их реакцией, вопросам к оратору и репликам из зала. Тогда корректировка речи происходит по мере продолжения встречи. Например, вам заметно, что слушатели выражают сомнение и недовольство, хотя и не говорят пока об этом вслух. Причиной такого поведения чаще всего является недоверие к оратору или невозможность сделать замечание. В этом случае вы можете определить слушателя, который больше других реагирует на ваши слова и перейти к диалогу с помощью «открытых» вопросов, таких как «Что вы думаете об этом?», «Расскажите о своем опыте», «Поделитесь своим мнением».

Обязательным элементом является контакт глаз выступающего с аудиторией. Особенно это значимо, когда оратор не произносит, а зачитывает текст с листа.

Совет! В процессе выступления найдите несколько «опорных точек» — слушателей, которые относятся к вам с особым вниманием, установите с ними визуальный контакт и следите за их реакцией. Сделайте их своими союзниками, если позволяет ситуация, вступайте с ними в диалог, чтобы добавить живости и импровизации в свое выступление.

Общайтесь с аудиторией глазами с помощью специального приема — периодически обводите взглядом всех сидящих в зале слева направо и от передних рядов к задним, тогда у присутствующих возникнет впечатление участия в открытом диалоге с вами, а у вас будет возможность контролировать изменения настроения аудитории.

Наконец, обратимся к третьему важному фактору, влияющему на успех публичного выступления — подготовке сообщения.

Подготовка текста предполагает четкое определение цели выступления, составление плана, подбор нужной информации и др. Опыт показывает, что на каждую минуту будущей речи требуется 20-25 минут подготовки. Очень точно оценил подготовительный этап выступления известный в прошлом русский адвокат А.Ф. Кони, когда говорил, что размер волнения оратора перед аудиторией обратно пропорционален времени, затраченному им на подготовку выступления.

Чтобы выступление было актуальным и современным, при его подготовке необходимо использовать разнообразные каналы получения информации. Почему часто бывает так, что аргументы оратора встречают возражения у аудитории (особенно это актуально при выступлении на сложные или непопулярные темы)? Чаще всего, потому что не были заранее учтены другие существующие мнения и позиции. Многие выступающие используют только собственные материалы — документы, имеющиеся в непосредственном распоряжении, описание собственного опыта, узкотематическую аналитику. Основной принцип работы с возражениями — расширение горизонтов представлений о проблеме, причем не только ваших, но и ваших оппонентов. Например, если вы встречаете возражение относительно цены вашего товара, возможно предоставлять покупателю информацию не только о высоком качестве продукта, но и затронуть более общие категории, такие как потенциальная безопасность, защищенность, престиж и прочие.

Итак, при подготовке материала обратите внимание на следующие пункты:
1. Какую официальную информацию и статистику я могу использовать? Существуют ли исследования по данному вопросу?
2. Что пишут/писали в официальной прессе? В других периодических изданиях?
3. Что и на каких сайтах по данной теме имеется в Интернете? Какие комментарии оставляют пользователи? Какие форумы наиболее популярны? Кто чаще всего высказывается по данному вопросу?
4. Что говорят/говорили по телевидению и радио по вашей или смежным темам?
5. Какие ходят слухи по этому вопросу, что говорят «в народе»?
6. Кто из экспертов в данной области отреагировал на проблему и каково его мнение? Как это мнение соотносится с вашим и «народным»?
7. Можно ли взять примеры из художественной литературы?
8. Были ли лично в вашем опыте, необязательно профессиональном, интересные истории, связанные с данным вопросом?

Когда информация будет максимально полной, можно переходить к ее структурированию. В качестве технологии можно использовать модульный принцип построения текста. Этот принцип возник из практической деятельности тех ораторов, чья одна и та же по смысловому содержанию речь должна была произноситься несколько раз в разных аудиториях и с разным регламентом (например, во время предвыборной кампании, презентации того или иного продукта). Но даже если вам предстоит произносить свою речь лишь один раз, модульный принцип позволит вам более гибко вести себя в непосредственном контакте с аудиторией, ориентироваться по ситуации, варьируя продолжительность выступления и его наполнение.

Технология заключается в следующем. Содержание основной части выступления разбивается на отдельные модули. Каждый модуль посвящен какому-то отдельному вопросу и структурирован внутри себя: в нем тоже есть мини-вступление, основная часть с коротким резюме и фраза для перехода к следующему модулю. Помимо возможности манипулирования временем и последовательностью предъявления модулей, становится легче удержать внимание слушателей, поскольку в начале каждого модуля их внимание повышается. Модульная структура лучше запоминается вами при подготовке выступления, а слушателями в процессе его восприятия. Немаловажным фактом является и то, что если вы используете демонстрационные материалы, то их легче структурировать по каждому блоку в отдельности. Свои комментарии можно подготовить в виде карточек, если это удобно, и использовать их в процессе выступления.

Совет! Используйте для визуальной поддержки информации, ее лучшего восприятия и запоминания различные технические средства. Ту информацию, которая с трудом воспринимается на слух (например, статистика), очень просто объяснить с помощью показа. Поэтому продумайте, какие и сколько технических средств вы будете применять во время своего выступления. Если вы делаете слайды, помните, что в них не должен быть написан текст выступления. Представьте на слайдах схемы, таблицы, графики. Для себя подготовьте пояснения к слайдам.

Говоря о публичных выступлениях, мы редко обходимся без того, чтобы не упомянуть и о своих страхах. Вспомните какого-нибудь оратора, чье выступление вам очень понравилось. Думаете, он не волнуется перед ответственным выступлением? Вряд ли. Просто энергия его волнения была направлена на достижение успеха. Одна из распространенных подсознательных ошибок, совершаемых многими людьми, это отказ от выступлений из-за страха показаться смешным, глупым, недостаточно компетентным, из-за нежелания испытывать неприятные ощущения перед выступлением. Таким образом, вы уступаете пальму первенства другим, менее боязливым, но возможно и менее грамотным коллегам, только потому что не умеете (а скорей всего, просто боитесь) презентовать результаты своей работы. Существует много техник раскрепощения, уменьшения неприятных ощущений, но все-таки необходимо ответить на ваши сомнения и страхи простой фразой, ставшей заголовком одной из книг, написанных успешным американским бизнесменом: «К черту все! Берись и делай!». Действительно, направьте лучше свою энергию в позитивное русло, следуйте принципу «глаза боятся — руки делают».

Совет! Пройдите обучение на специализированных тренингах по ораторскому мастерству и формированию имиджа. На этих занятиях вас научат управлять собственными состояниями и теми эмоциями и образами, которые вы транслируете во время выступления, а через овладение ими — управлять и состояниями группы.

Небольшой практикум для самостоятельных занятий:
Для разминки, тренировки речевого аппарата произнесите вслух следующие скороговорки, это сделает вашу речь более четкой:
Не видно — ликвидны акции или не ликвидны.
Стаффордширский терьер ретив, а черношерстный ризеншнауцер резв.
Саша — само совершенство, а еще самосовершенствуется!

Поработайте над отдельными звуками, чтобы они легко проговаривались в общем потоке речи:
«б», «п», «в», «г», «к», «д», «т»
Добыл бобыль бобов.
Вакул бабу обул, да и Вакулу баба обула.
От топота копыт пыль по полю летит.

«р», «л», «с»
Дробью по перепелам да по тетеревам.
У нас во дворе-подворье погода размокропогодилась.
Два дровосека, два дроворуба говорили про Ларьку, про Варьку, про Ларину жену.
Говорил командир про полковника и про полковницу, про подполковника и про подполковницу, про поручика и про поручицу, про подпоручика и про подпоручицу, про прапорщика и про прапорщицу, про подпрапорщика, а про подпрапорщицу молчал.

С помощью приводимых ниже контрольных вопросов еще раз пройдитесь по всем основным моментам своего выступления, выявите основные недоработки и подумайте, что необходимо для их устранения:
— Подготовлено ли вступление и заключение и насколько они связаны между собой?
— Не слишком ли много/мало у вас аргументов, соответствуют ли аргументы адресату и согласуются ли они с целью выступления?
— Правильно ли выбраны технические средства и умеете ли вы с ними обращаться?
— Соблюдаете ли вы регламент?
— Соответствует ли ваш внешний вид случаю?

Каждый оратор со временем вырабатывает свой стиль выступления, свои способы борьбы со страхами перед выступлением, начинает «чувствовать» аудиторию, задавать ей нужное настроение. Некоторые навыки доводятся до автоматизма, и, в то же время, каждый раз выступающий получает новое знание о самом себе как ораторе, каждое выступление особенно и отлично от всех предыдущих.

Комментарии
К этому материалу пока нет комментариев, ваш будет первым.
Обсудить материал
Автор: Email:
Код*:
Введите символы, указанные
на картинке справа. Обновить.


Предыдущий материал
Клейкая лента для творчества
Следующий материал
Латыпов Максим (Фабрика Творчества)



Новости



Другие материалы компании KidsOboz.ru