Случайное KidsФото
1 Издательство «Творческий Центр Сфера» 1034.00
2 ЯРКО 531.00
3 ВЕСНА 397.00
4 Группа компаний «Рики» 365.00
5 Феникс+ 362.00
6 Шэвуш (BADA BOOM) 327.00
7 Союзмультфильм, Киностудия 317.00
8 Хатбер-М 298.00
9 "ФК "ФОРУМ" 259.00
10 Фабрика творчества 258.00
11 Фирма Гамма (Гамма ТД) 244.00
12 Гранд Экспо 218.00
13 Я РАСТУ ТОЙЗ 213.00
14 Выставка «Мир детства» (ЗАО «ЭКСПОЦЕНТР») 211.20
15 Колорит (Lori) 210.00
16 MERLION 197.00
17 Мельница, лицензионное агентство 193.00
18 BONDIBON \ «Джин» 190.00
19 РОКСИ (Roxy-Kids) 187.00
20 ТМ G′n’K (Ариадна-96) 185.00
Все участники рейтинга компаний →
Спецпредложения
Пластиковый скейтборд
Пластиковый скейтборд
Пластиковый скейтборд
859 РУБ
Детский трюковый
Детский трюковый
Детский трюковый
1 550 РУБ
Mega Bomb // 14 кг //
Mega Bomb // 14 кг //
Mega Bomb // 14 кг //
19 999 РУБ
19 июня 2024

Песочная терапия: счастливое детство через образы на песке

Песочная терапия: счастливое детство через образы на песке

В современном мире у детей очень мало времени на игру. Игра — это то состояние, в котором ребенок учится жить, дружить, решать спорные вопросы, придумывать новые идеи. Лишаясь игры, ребенок лишается умения строить хорошие, дружеские отношения с людьми. Игра в песок возвращает такую возможность детям.

Казалось бы, сидит себе ребенок и играет с песком, выставляет миниатюры, выстраивает сюжетную линию! Но на самом деле происходит глубокая и важная работа. Про ценность песочной терапии для детей и взрослых побеседовали с песочным терапевтом и семейным психологом Еленой Султанкиной.

Лена, у каждого метода есть исторический бэкграунд. Как зародилась песочная терапия?

Игра с песком как методика консультирования была впервые описана в 1929 году английским педиатром Маргарет Ловенфельд. В настоящее время игра с песком и композиции в песке используются многими направлениями психотерапии, в организационном консультировании и глубинной психотерапии, в индивидуальной и групповой работе, при работе с детьми и взрослыми.

Теоретические принципы юнгианского подхода для песочной терапии сформулировала швейцарский юнгианский детский психотерапевт Дора Калфф в конце 50-х годов ХХ века после того, как прошла обучение лично у Ловенфельд. Эта техника в наши дни получила широкую известность как «Песочная терапия».

Как сеанс песочной терапии происходит на практике?

В юнгианской песочной терапии клиенту предлагается создать что-либо в песочнице, при желании можно использовать воду, фигурки, предметы, а после завершения композиции ему предоставляется возможность дать название построению, как «если бы это была картина», и рассказать что-нибудь о композиции. Набор фигурок и предметов отражает, по возможности, разные стороны существования человека: люди, животные, растения, дома и другие сооружения, транспорт, мебель, продукты питания, оружие, музыкальные инструменты, небесные тела и явления, камни, раковины, сундуки и драгоценности, символы разных религий, боги и богини, мифические и сказочные персонажи, символы любви, смерти и возрождения, пространства и времени, геометрические формы, архетипические символы и т.д.

Если перейти к конкретной пользе, то в чем она заключается для детей?

Песочная терапия: счастливое детство через образы на песке
  • «Игра в песок» высвобождает заблокированную энергию.
  • Играющий человек может осмыслить содержание своего бессознательного, создавая песчаные ландшафты один за другим.
  • С помощью песка ребенок может свободно выражать свои чувства и мысли, не прибегая к помощи слов.
  • Песочная терапия обеспечивает возможность представить в образах то, что происходит во внутреннем или внешнем мире.
  • Песочная терапия помогает детям забыть о переживаниях и страхах.
  • Песок помогает детям становиться более открытыми, спокойными, налаживать отношения с другими детьми.
  • Песок снимает эмоциональное напряжение, развивает моторику.
  • Песок принимает на себя и поглощает все негативные эмоции.
  • Песок успокаивает, дает максимум возможностей в построении различных миров, фантазии. И происходят реальные изменения в детях, они становятся «волшебниками», они творят и рассказывают интересные истории, они меняются, получают удовольствие от своих рассказов, рисунков и при этом успешно развиваются интеллектуальные способности.

Но при этом всегда рядом должен находиться специалист. Он как-то вмешивается в процесс или только наблюдает?

В течение всего времени специалист обеспечивает «свободное и безопасное пространство», а именно, является внимательным сопровождающим лицом, старающимся понять клиента и доносящим по возможности свое желание понять. Его позиция – это «активное присутствие», он не руководит процессом, а только следует за развитием фантазии клиента.

Если я правильно понимаю, то с помощью создания такой «картины на песке» происходит олицетворение каких-то бессознательных образов?

Песочная терапия: счастливое детство через образы на песке

Да. М. Фордхам считает, что способность к образованию символов происходит в результате тесного эмоционального общения матери и младенца. Способность удерживать образ матери развивается постепенно и этому способствует поведение матери. Затем способность к образованию символов продолжает развиваться, когда родители обогащают, в психологическом смысле, жизнь ребенка. У ребенка появляются любимые игрушки, с которыми он спит, книжки, зачитанные от корки до корки, первые красивые ботинки. Мать постоянно обращается к истории его жизни: «Помнишь, как мы приезжали сюда прошлым летом и ходили на озеро…». Так, с помощью самых близких людей выстраивается внутренний мир ребенка, и, став взрослым, человек вспоминает сонм вещей, с которыми связаны нежные чувства, идущие из детства.

А если таких нежных воспоминаний нет? Песочная терапия в этом случае помогает?

Недостаток способности к образованию символов, по словам М. Фордхама, происходит из-за нарушения эмоциональной связи матери и ребенка, в случае отсутствия матери, а также в результате серьезного заболевания ребенка. В свою очередь, сильные психологические травмы могут нарушить уже сформировавшуюся способность к символизации. С этой точки зрения, процесс построения на песке в ходе терапии может способствовать развитию или восстановлению данной функции. Создание песочной композиции может помочь клиенту придать смысл происходящему с ним.

Песочная терапия: счастливое детство через образы на песке

Как отмечает Дж. Атертон, «многие из символических предметов имеют универсальные, мифологические значения, и могут показать клиенту универсальные истины или прояснить его личный миф. Фигурки и символы, предоставляемые терапевтом, обеспечивают значительное облегчение блокированным или «затемненным» частям души. Песочная терапия как объясняет, так и раскрепощает, привнося глубину визуального понимания в то, что так часто бывает блокировано вербально. И даже если увиденная правда ужасна, или миф трагичен, – сама работа в подносе с песком приносит облегчение и примирение. Иногда для терапии достаточно просто позволить невидимому стать видимым. Тогда ночные страхи и привидения испаряются освещенные работой с песком».

Как выглядит «портрет» того человека, кому подходит метод песочной терапии?

Этот метод подходит для работы с людьми, имеющими негативный эмоциональный опыт и перегруженными непроработанными эмоциями. Сюда можно отнести детей и взрослых из дисфункциональных семей, переживших насилие, столкнувшихся с травматическими событиями, травматических личностей, имеющих поведенческие проблемы, невротические проявления, зависимости. По словам Дж. Атертон, «это те люди, которые слишком часто чувствуют, что их «не слышат». Те, кто и отчаялся, и потерял связь с глубинными страданиями и потребностями». В принципе, построение в песке может быть использовано со всеми желающими и не знает возрастных границ.

Вот мы с тобой говорим, и создается такое впечатление, что это «элементарно, Ватсон». Засыпал тазик песком, взял различные игрушки — и сиди, «рисуй»…

Песочная терапия: счастливое детство через образы на песке

Да, такое ощущение может возникнуть, но песочная терапия — это обманчиво простая техника. При всей кажущейся простоте проведения метода, он является глубинным и тонким инструментом и требует от терапевта постоянного профессионального развития и шагов на пути индивидуации. Важной заботой терапевта является создание отношений, которые ощущаются двумя людьми как уникальный опыт живой связи, именно он необходим для развития. Такое отношение терапевта приводит к возникновению пространства, в котором клиент чувствует себя настолько свободным, и в то же время защищенным, что позволяет себе исцелиться. Это терапевтическое пространство удерживается терапевтом. В добавление, сама песочница является еще одним символическим контейнером, способным удерживать.

К.Г. Юнг полагал, что установление терапевтического альянса активизирует целительный потенциал, заложенный в человеческой психике. Он рассматривал этот потенциал как составную часть «архетипа самости», который ведет по пути индивидуации. При активизации с помощью терапевтического альянса архетип приводит клиента туда, куда ему необходимо было прийти.

Беседовала Анастасия Бойко,

главный редактор отраслевых порталов и журналов

KidsOboz.ru и KanzOboz.ru

Комментарии
К этому материалу пока нет комментариев, ваш будет первым.
Задавать вопросы и оставлять свои комментарии могут только авторизованные пользователи. Пожалуйста войдите на портал со своими регистрационными данными или зарегистрируйтесь →


Предыдущий материал
Фонд «Семья вместе» рассказал о важности инклюзивной этики
Следующий материал
Развивающие игры и игрушки для малышей: что подарить ребёнку на 4 года





Другие материалы компании KidsOboz.ru