Случайное KidsФото
1 Издательство «Творческий Центр Сфера» 560.00
2 Группа компаний «Рики» 419.00
3 ЯРКО 376.00
4 Феникс+ 336.00
5 ВЕСНА 327.00
6 Союзмультфильм, Киностудия 263.00
7 BONDIBON \ «Джин» 257.00
8 Шэвуш (BADA BOOM) 253.00
9 Мельница, лицензионное агентство 233.00
10 Хатбер-М 212.00
11 Гранд Экспо 209.00
12 Колорит (Lori) 199.00
13 "ФК "ФОРУМ" 197.00
14 Выставка «Мир детства» (АО «ЭКСПОЦЕНТР») 190.40
15 РОКСИ (Roxy-Kids) 182.00
16 Мегапласт 177.00
17 КИНОМАНИЯ ТВ 174.00
18 ТМ G′n’K (Ариадна-96) 172.00
19 MERLION 170.00
20 НОЛЬ ПЛЮС МЕДИА 163.00
Все участники рейтинга компаний →
Спецпредложения
3D ПАЗЛЫ из фетра
3D ПАЗЛЫ из фетра
3D ПАЗЛЫ из фетра
37 РУБ
Светильник-раскраска,
Светильник-раскраска,
Светильник-раскраска,
650 РУБ
Набор для опытов
Набор для опытов
Набор для опытов
133 РУБ
9 октября 2024

Обзор тенденций книжной индустрии: полистаем?

Обзор тенденций книжной индустрии: полистаем?

Шуршание страниц, заметки с появившимися мыслями, красочные закладки, переворачивание странички за верхний уголок — чудесный мир печатных книг, который, несмотря на тенденции цифровизации, остаётся важной частью жизни миллионов людей. О том, как же себя чувствует книжная индустрия и чем полезны традиционные книги для детей, игроки рынка поделились мнением с изданием KIDSOBOZ.

Обзор тенденций книжной индустрии: полистаем?

МАРИЯ СИНЮКОВА (ЛИТАГЕНТСТВО «АВТОРСКИЙ МЕТОД»)

Состояние книжной индустрии сегодня можно оценивать как позитивное. Если два года назад в связи с событиями в стране и мире эксперты опасались обвала книжного рынка, то по итогам 2023 года в отчёте Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций зафиксирован общий рост. Последние три года растут продажи книг российских авторов: как сообщает «ЛитРес», за это время доля русскоязычных авторов в продажах выросла с 68% до 76%. Так что динамика вселяет надежды. Во Всероссийском книжном рейтинге 2023 года лидирует нон-фикшн, 54% из топ-50 бестселлеров относятся к нехудожественной литературе. Возглавляет список журналист и психолог Ольга Примаченко, её книга «К себе нежно» устойчиво занимает первую строчку третий год подряд. Второе место — у семикнижья Джоан Роулинг о Гарри Поттере.

Любимыми жанрами читателей остаются комиксы, манга и Young Adult, а самой читающей аудиторией — молодёжь. Хуже всего продаются книги зарубежных авторов, отказавшихся сотрудничать с Россией. Например, продажи произведений Стивена Кинга сократились на 21,69%. Кроме того, эксперты «Эксмо» отмечают снижение темпов роста ниши «Графические романы».

Тенденция 2023 года, интерес к произведениям стран Азии, сохраняется и в нынешнем году. Издательство «Эксмо» отмечает особую популярность китайской писательницы под псевдонимом Рriest, а также её землячки Мосян Тунсю. Комиксы, корейские дорамы, манги — эти жанры считают востребованными в АСТ и «Азбука-Аттикус».

В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ ЗАДАЧА ВЗРОСЛЫХ — КАК МОЖНО ДОСТУПНЕЕ ОБЪЯСНИТЬ АЗЫ НРАВСТВЕННОСТИ.

Конечно, с каждым годом становятся популярнее электронные книги. По данным Ассоциации книгораспространителей независимых государств, в прошлом году рост объёма цифровых изданий по отношению к 2022 году составил 19%. Покупают всё больше аудиокниг. В «ЛитРес» говорят о существенном скачке продаж электронных книг в связи с подпиской. В течение года прогнозируют сохранение этой тенденции. Но в вопросах опасений замены печатной книги электронной всегда есть две полярные точки зрения. С одной стороны, электронные книги удобны, их можно читать где угодно с планшета или телефона. С другой — есть читатели, которые принципиально покупают только печатные версии книг, плюс полностью избавиться от бумажных изданий невозможно. Учебная литература для школ, вузов — в основном печатная. Приоритет отдаётся ей. И далеко не все библиотеки оцифрованы. Тем не менее не обходится без сложностей, с которыми сегодня сталкиваются игроки книжной индустрии. В основном это, конечно, материальные сложности. Подорожали типографские услуги, бумага и другие материалы. По данным отчёта Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций за 2023 год, типографские услуги выросли на 13,8%, стоимость бумаги — на 13,5%, редакционные услуги — на 10%.

Если говорить о продвижении, то хорошо работает привлечение собственной аудитории автора в соцсетях, которая ждёт новинку и поддержит её выход. Когда издательства видят спрос читателей на книгу, они начинают включать собственные методы продвижения. Плюс неплохой маркетинговый инструмент — реклама у блогеров с аудиторией мам, которые принимают решение о покупке той или иной книги.

В целом в основе как литературы, так и киноиндустрии всегда лежат истории из жизни или книг. Кстати, в последние годы принцип «рассказывания историй» (или сторителлинга) широко используется в контексте маркетинга, рекламы, соцсетей и экспертной литературы. Всё потому, что истории вызывают эмоциональный отклик. Рассказывая истории, можно превратить свои идеи в понятные аудитории образы. Мастера качественных историй получают общественное признание. Более того, они могут даже влиять на поведение людей. Нейропсихологами доказано, что истории в деталях усваиваются гораздо лучше, чем информация, построенная на сухих фактах.

Но важно помнить и о другой функции книг. В воспитании детей задача взрослых — как можно доступнее объяснить азы нравственности. Только в образовательном сторителлинге задача не поразить, а научить чему-либо. Истории здесь играют подчинительную роль, поэтому, например, одну и ту же сказку мы можем рассказывать неоднократно.

Обзор тенденций книжной индустрии: полистаем?

ИННА БУТОРИНА (ИЗДАТЕЛЬСТВО «РУССКОЕ СЛОВО»)

В настоящее время состояние отрасли представляется мне перспективным. В стране прекрасные экономические условия, характеризующиеся платежеспособным спросом, на фоне резко сократившегося западного контента. Открывается много новых возможностей в каждом из элементов комплекса маркетинга: ассортименте, ценовых решениях, каналах сбыта и продвижении.

Что касается электронных книг, то, на мой взгляд, о какой-либо динамике популярности электронных книг можно говорить применительно к рынку литературы для подростков и взрослых. В отношении литературы для дошкольников и младших школьников в России сильны традиции, согласно которым приучение к книге как к источнику знаний начинается с привычной печатной книги. Я не представляю, чтобы на рынке детской литературы электронные версии книг стали более востребованными, нежели печатные. Соответственно, опасения и даже переживания на этот счёт лично у меня нет.

Обзор тенденций книжной индустрии: полистаем?Обзор тенденций книжной индустрии: полистаем?Обзор тенденций книжной индустрии: полистаем?

В вопросах продвижения и продажах книг стоит ориентироваться и на родителей, и на детей, и не только на них. Как известно, такие виды поведения, как покупательское и потребительское, серьёзно отличаются друг от друга алгоритмами, требуемыми ресурсами, результатами и часто субъектами. Если потребительское поведение свойственно всем без исключения, то самой большой группой людей, которые до определённого возраста не осуществляют покупательское поведение, являются маленькие дети. В розничных продажах книг продавцу следует иметь в виду, что роли субъектов покупательского поведения могут быть довольно многочисленными и разнообразными. Например, воспитатель в детском саду посоветовала родительскому комитету приобрести в подарок детям «Азбуку с улыбкой». В этом случае, воспитатель — это инициатор покупки, представитель родительского комитета — покупатель, родители — держатели средств/спонсоры, дети — потребители. Стоит ли производителю/ продавцу кого-то обделять своим вниманием? Часто эти роли распределяются в разных комбинациях между двумя субъектами: родителем (инициатор покупки/ держатель средств/покупатель) и ребёнком (инициатор покупки/ потребитель).

Но сложностей для представителей книжной индустрии сегодня хватает. Как представитель издательства могу назвать некоторые трудности, которые приходится преодолевать производителям. Одним из сложнейших противоречий является рост производственных затрат на фоне необходимости сохранения привлекательных цен. Немало проблем доставляет противостояние онлайновых и офлайновых каналов сбыта. Ещё одним ресурсоёмким испытанием для издательств является обязательная маркировка продукции.

Обзор тенденций книжной индустрии: полистаем?Обзор тенденций книжной индустрии: полистаем?

На сегодняшний день остаётся возможность сотрудничества со многими странами, среди которых Турция, Италия, Казахстан, Ливан, Китай и др. Что касается нашего издательства, то сдвиг в сторону сотрудничества со странами Азии действительно имеет место быть.

Роль истории в книге, как и в воспитании, трудно переоценить. Социализация ребёнка невозможна без учёта опыта поколений. История как кладезь опыта передаётся посредством книги, а книга — самостоятельный и очень значимый агент социализации. Ориентируясь на это, мы формируем наш ассортимент, в который входят, например, серия книг для самых маленьких «Сказка на ладошке», изданная специально к Году семьи «Моя родословная книга» или серия «Горжусь своей историей», посвящённая выдающимся соотечественникам.

Обзор тенденций книжной индустрии: полистаем?

ВИКТОР ЗВЕРЬКОВ (ИЗДАТЕЛЬСТВО «ФЛАМИНГО»)

На мой взгляд, состояние книжной индустрии сегодня можно оценить как непростое. Продажи в книжных магазинах снижаются. Конкретно в сегменте книг для дошкольников ситуация осложняется несколькими факторами. Вопервых, мы наблюдаем снижение рождаемости, что естественным образом сокращает нашу целевую аудиторию. Во-вторых, всё больше родителей предпочитают давать детям гаджеты, заменяя традиционные книги электронными устройствами. Это создаёт новые вызовы для издателей, которые должны адаптироваться к изменяющимся потребностям и предпочтениям потребителей, чтобы сохранить интерес к детской литературе.

Несмотря на то, что конкретно в нашем сегменте, ориентированном на детей и дошкольников, такой проблемы, как полная замена печатных изданий электронными книгами, нет, мы действительно сталкиваемся с серьёзной конкуренцией со стороны гаджетов. Сегодня родители всё чаще предпочитают давать детям телефон или планшет с мультиками или играми вместо традиционных книг. Это создаёт определённые трудности для популяризации печатных изданий среди детей. Тем не менее мы продолжаем верить в ценность и уникальность бумажных книг, особенно для развития дошкольников, и прилагаем усилия для создания привлекательных и развивающих книг, которые могут конкурировать с цифровыми развлечениями.

ИСТОРИЯ В ДЕТСКОЙ КНИГЕ ИГРАЕТ КЛЮЧЕВУЮ РОЛЬ, НО ОНА ДОЛЖНА БЫТЬ ЗАХВАТЫВАЮЩЕЙ ДЛЯ РЕБЁНКА.

Серьёзную роль в продвижении книг сейчас играют социальные сети. Продвижение через блогеров, чья аудитория состоит из наших потенциальных покупателей — родителей малышей и дошкольников, становится особенно эффективным. Такие блогеры могут на своём примере показать, как книги могут стать частью ежедневной жизни и развития ребёнка. Также важно, чтобы авторы книг были представлены в социальных сетях и активно занимались своим продвижением, наращивая свою аудиторию. Личное присутствие автора и его взаимодействие с читателями создаёт доверие и повышает интерес к книгам. Современные родители ценят прямую связь с создателями контента, поэтому активность авторов в социальных сетях становится значимым маркетинговым инструментом.

Что касается сложностей игроков книжной индустрии, то, прежде всего, это изменение цен на полиграфические услуги и материалы, что приводит к росту себестоимости печатной продукции. В условиях экономической нестабильности снижение покупательской способности населения оказывает негативное влияние на продажи. Для нашего сегмента, ориентированного на дошкольников, добавляются ещё две существенные проблемы. Как и говорил ранее, это снижение рождаемости, что сокращает нашу целевую аудиторию, а также распространение и популяризация гаджетов. Эти факторы требуют от нас постоянного поиска новых решений и стратегий, чтобы оставаться конкурентоспособными на рынке и продолжать привлекать интерес наших юных читателей и их родителей.

История в детской книге играет ключевую роль, но она должна быть захватывающей для ребёнка. Без интересного сюжета даже самые воспитательные или познавательные книги теряют свою привлекательность. Когда история увлекает, она усиливает воспитательный и образовательный эффект, делая процесс обучения весёлым и запоминающимся. Хорошая история способна не только передать знания, но и разбудить воображение, вызвать эмоции и оставить глубокий след в сознании ребёнка.

KIDSOBOZ 2024

Комментарии
К этому материалу пока нет комментариев, ваш будет первым.
Задавать вопросы и оставлять свои комментарии могут только авторизованные пользователи. Пожалуйста войдите на портал со своими регистрационными данными или зарегистрируйтесь →


Предыдущий материал
Ирина Вальц (VALTS’ SPEECH LAB): «Язык тела формирует личность»
Следующий материал
Как научить ребенка уважать природу

#журнал KIDSOBOZ, #журнал KIDSOBOZ 2024, #Книжная полка



Новости



Другие материалы компании KidsOboz.ru