Новорожденный малыш (от 0 до 2 месяцев): особенности психического развития и игры
![]() |
Рождаясь, первым криком ребенок оповещает этот мир о своем появлении и уже готов к активному установлению связей с ним. Постоянный контакт и взаимодействие с близкими взрослыми (особенно с матерью), включающие элементарный уход, удовлетворение жизненно необходимых потребностей, общение и игру, станут полноценной основой развития малыша. Первый месяц с момента появления на свет знаменуется кризисом новорожденности. В этот период жизнь ребенка становится не только индивидуальной (отдельной от материнского организма физически, но связанной физиологически), но и психической, отражающей окружающую действительность. Разрешение данного кризиса связано с возникновением комплекса оживления, который начинается с третьей недели жизни ребенка и является основным нормативным критерием психического развития новорожденного. Какие же важнейшие реакции комплекса оживления необходимо отслеживать у малыша? К концу первого – началу второго месяца жизни ребенок начинает моторно возбуждаться при приближении взрослого, двигательно оживляется (ворочает головой, вскидывает ручки и ножки, прогибает спинку), улыбкой выражает радостные эмоции, а криком и плачем привлекает свое внимание, инициируя взаимодействие и общение. При общении с матерью появляются вокализации: вскрики (громкие отрывистые гласные звуки), гуканье (тихие короткие звуки типа «кх», «гк»), гуление (протяжные звуки, напоминающие пение птиц, - «гуулллиии»). Важным событием в психической жизни ребенка становится возникновение слухового и зрительного сосредоточения. Ребенок в состоянии замирать с длительным и пристальным взглядом на взрослого или предмет. Слуховое сосредоточение появляется на второй-третьей неделе развития ребенка, на третьей-четвертой такая же реакция возникает на голос человека. В это время ребенок не только сосредотачивается на звуке, но и поворачивает голову в сторону его источника. Интенсивность представленных компонентов На своевременное появление комплекса оживления напрямую влияет общение и игра с новорожденным. Безусловно, самая важная задача родителя (прежде всего, матери) на данном этапе жизни малыша – нахождение рядом, удовлетворение потребностей, безусловная любовь, создание чувства безопасности и уверенности в окружающем его мире. И ошибочно полагать, что с новорожденным не нужно играть, дескать, он мало что понимает и еще ничего не умеет. С самого рождения ребенок развивается очень быстро, и чем больше времени будет уделяться правильным и полезным играм, тем быстрее кроха освоит необходимые навыки. Игры с малышами первых месяцев жизни должны быть очень бережными и осторожными. Их главная задача – показать, что новый для ребенка мир является добрым и невраждебным, что мама и папа очень любят кроху. Первые игры с грудничком способствуют лучшему развитию органов чувств малыша (зрения, слуха, осязания) и помогают родителям установить с маленьким человечком прочную эмоциональную связь, проявить свою любовь и нежность. Начиная с 10 дня жизни малыша, можно включать не более 1-2 минут игры 1-2 раза в день, при этом ребенок должен быть сыт, спокоен и его ничего не должно тревожить. Постепенно длительность занятий с новорожденным может быть увеличена до 2-4 минут. Какие же игрушки можно использовать и в игры играть с новорожденным крохой, который большую часть времени спит, а когда просыпается – ест, лежит в кроватке, рассматривая все вокруг, и периодически плачет? Рассматриваем чёрно-белые картинки. В связи с особенностями зрения малышу легче сфокусироваться на контрастном изображении. Именно поэтому использование черно-белых картинок чрезвычайно полезно и способствует развитию внимания, остроты зрения, способности фокусироваться на предметах. До 1,5 месяцев меняющиеся время от времени изображения могут содержать геометрические фигуры и простые узоры, позже – силуэты животных и разных предметов. Картинки можно развесить в кроватке и в любом другом месте бодрствования ребенка на оптимальном расстоянии – 30-50 сантиметров от его глаз. Играем с «погремушками». Гремелки, шуршалки, хрустелки, колокольчики, маракасы, пищалки – все это полезно новорожденному для совершенствования зрительно-слуховой ориентации. Игрушки должны иметь приятный негромкий звук, контрастные цвета и демонстрироваться ребенку также на оптимальном расстоянии. Игрушку перемещают 3-4 раза с остановкой сначала вправо, затем влево на 20 (позже 30) сантиметров. После чего из нее извлекается звук и показывается малышу, как перемещается вправо и влево звуковая игрушка. Слуховому восприятию будут способствовать также звенящие браслетики с бубенчиками, надетые на ручку или ножку ребенка, и игрушки-подвески с колоколом и мягким ярким животным. Они будут привлекать внимание малыша, а позже станут объектом активных действий. Следим за игрушкой. Подобно вышеприведенному способу можно предлагать малышу следить и за незвуковой игрушкой (крупной, с четкими и контрастными цветами): черно-белыми, черно-бело-красными картинками, игрушками или кубиками. А позже можно усложнять простые перемещения, используя 2 контрастные игрушки. Для этого необходимо держать перед ребенком одновременно обе игрушки, медленно передвигать сначала одну игрушку вправо, после ее остановки двигать вторую вправо, остановившись вернуть обе игрушки в середину. Необходимо отметить, что новорожденный еще не научился фокусировать свое внимание, поэтому следует пока воздержаться от использования мобилей и разноцветных гирлянд над кроваткой малыша. В качестве игрушек для слежения и фокусирования взгляда можно использовать крупные мягкие и игрушки кукольного театра с контрастом черного, белого и красного цветов, пальчиковые наборы также подойдут в качестве объектов для детского наблюдения. Примеры кукольного театра: Лисица, Принц, Веселый поросенок 2. Играем с ночником и фонариком. Для тренировки зрения, координации движения и возможности контролировать свое тело располагайте ночник перед сном с разных сторон кроватки грудничка. Он будет стараться повернуть голову и разглядеть источник света. Подобное можно проводить не только с источниками света, но и включая, например, приятные звуки природы. Играем в прятки. Для подобной игры достаточно спрятаться от крохи за пеленкой или закрыть лицо руками и появляться. Играем с эмоциями. Уже с новорожденности полезно знакомить ребенка с эмоциями. Для этого можно закрыть лицо ладонями и открывать с разным выражением лица: весёлым, удивлённым, хмурым, с поцелуйчиком или показанным языком. Через пару месяцев малыш сам будет пытаться изображать эти эмоции. Также можно показывать зверей с выражениями эмоций и кукол с разными выражениями лица, которые также можно использовать для слежения и фокусирования. |
| ![]() | Другие материалы в разделе
|
Предыдущий материал Что подарить своему ребёнку в день защитника Отечества? | Следующий материал Как выбрать безопасную игрушку для малыша: гид для заботливых родителей |
Новости
-
«Весна» - равнение на промышленный туризм25.04.25105
-
Новинка! Эля в резиновых сапожках12.02.2570НравитсяВсего 1 человек1
-
Вятские игрушки для образовательных организаций10.02.2585
-
Фабрика игрушек «Весна» получила награду в конкурсе «100 лучших..09.01.25155НравитсяВсего 1 человек1
Новинки
-
Эсна в новом образе25.04.2587
-
Куклы мальчики09.04.25108НравитсяВсего 3 человекa3
-
Данил Школьник27.03.25109НравитсяВсего 1 человек1
-
Куклы в чеченских костюмах26.03.2570
-
Кукла София – новая подружка для маленьких принцесс21.03.25105НравитсяВсего 1 человек1
-
Новинка: кукла Анна в праздничных нарядах12.02.2570НравитсяВсего 1 человек1
Акции и конкурсы
-
Весенняя распродажа для оптовых покупателей25.04.25103
-
Скидка для оптовых покупателей12.02.25204НравитсяВсего 3 человекa3
-
Летняя распродажа14.08.24219
-
Весенняя распродажа!26.04.24375НравитсяВсего 1 человек1
-
Акция на куклы и игры27.02.24372НравитсяВсего 2 человекa2
-
Акция на куклы и игрушки до 30%!18.10.23231
Статьи
-
Как выбрать безопасную игрушку для малыша: гид для заботливых..25.04.25265НравитсяВсего 5 человек5
-
Почему дети привязываются к определённым игрушкам?09.04.25477НравитсяВсего 1 человек1
-
Развиваем воображение в игре с куклой31.03.25576НравитсяВсего 2 человекa2
-
Как развивать творческие способности у детей при помощи кукол?12.02.251109НравитсяВсего 4 человекa4
-
Развиваем творческое воображение12.11.241528НравитсяВсего 2 человекa2
-
Готовимся к школе вместе с развивающими играми14.08.24312НравитсяВсего 2 человекa2
Другие материалы компании ВЕСНА
- Важность канцелярских товаров в истории!07.05.2025 116НравитсяВсего 2 человекa2
- Скидка -15% на акварель Fanny Friends в старой...07.05.2025 97НравитсяВсего 4 человекa4
- Как выбрать безопасную игрушку для малыша: гид...25.04.2025 265НравитсяВсего 5 человек5
- Почему дети привязываются к определённым игрушкам?09.04.2025 477НравитсяВсего 1 человек1
- Перспектива в компиляции печати и цифры - Павел...31.03.2025 605НравитсяВсего 1 человекСуперВсего 1 человек2