Случайное KidsФото
1 Издательство «Творческий Центр Сфера» 560.00
2 Группа компаний «Рики» 420.00
3 ЯРКО 376.00
4 Феникс+ 337.00
5 ВЕСНА 328.00
6 Союзмультфильм, Киностудия 263.00
7 BONDIBON \ «Джин» 257.00
8 Шэвуш (BADA BOOM) 253.00
9 Мельница, лицензионное агентство 234.00
10 Хатбер-М 212.00
11 Гранд Экспо 209.00
12 Колорит (Lori) 199.00
13 "ФК "ФОРУМ" 197.00
14 Выставка «Мир детства» (АО «ЭКСПОЦЕНТР») 191.20
15 РОКСИ (Roxy-Kids) 182.00
16 Мегапласт 178.00
17 КИНОМАНИЯ ТВ 174.00
18 ТМ G′n’K (Ариадна-96) 172.00
19 MERLION 171.00
20 НОЛЬ ПЛЮС МЕДИА 163.00
Все участники рейтинга компаний →
Спецпредложения
Mega Bomb // 14 кг //
Mega Bomb // 14 кг //
Mega Bomb // 14 кг //
19 999 РУБ
3D ПАЗЛЫ из фетра
3D ПАЗЛЫ из фетра
3D ПАЗЛЫ из фетра
37 РУБ
Акварельная краска под
Акварельная краска под
Акварельная краска под
звоните
19 июня 2024

Песочная терапия: счастливое детство через образы на песке

Песочная терапия: счастливое детство через образы на песке

В современном мире у детей очень мало времени на игру. Игра — это то состояние, в котором ребенок учится жить, дружить, решать спорные вопросы, придумывать новые идеи. Лишаясь игры, ребенок лишается умения строить хорошие, дружеские отношения с людьми. Игра в песок возвращает такую возможность детям.

Казалось бы, сидит себе ребенок и играет с песком, выставляет миниатюры, выстраивает сюжетную линию! Но на самом деле происходит глубокая и важная работа. Про ценность песочной терапии для детей и взрослых побеседовали с песочным терапевтом и семейным психологом Еленой Султанкиной.

Лена, у каждого метода есть исторический бэкграунд. Как зародилась песочная терапия?

Игра с песком как методика консультирования была впервые описана в 1929 году английским педиатром Маргарет Ловенфельд. В настоящее время игра с песком и композиции в песке используются многими направлениями психотерапии, в организационном консультировании и глубинной психотерапии, в индивидуальной и групповой работе, при работе с детьми и взрослыми.

Теоретические принципы юнгианского подхода для песочной терапии сформулировала швейцарский юнгианский детский психотерапевт Дора Калфф в конце 50-х годов ХХ века после того, как прошла обучение лично у Ловенфельд. Эта техника в наши дни получила широкую известность как «Песочная терапия».

Как сеанс песочной терапии происходит на практике?

В юнгианской песочной терапии клиенту предлагается создать что-либо в песочнице, при желании можно использовать воду, фигурки, предметы, а после завершения композиции ему предоставляется возможность дать название построению, как «если бы это была картина», и рассказать что-нибудь о композиции. Набор фигурок и предметов отражает, по возможности, разные стороны существования человека: люди, животные, растения, дома и другие сооружения, транспорт, мебель, продукты питания, оружие, музыкальные инструменты, небесные тела и явления, камни, раковины, сундуки и драгоценности, символы разных религий, боги и богини, мифические и сказочные персонажи, символы любви, смерти и возрождения, пространства и времени, геометрические формы, архетипические символы и т.д.

Если перейти к конкретной пользе, то в чем она заключается для детей?

Песочная терапия: счастливое детство через образы на песке
  • «Игра в песок» высвобождает заблокированную энергию.
  • Играющий человек может осмыслить содержание своего бессознательного, создавая песчаные ландшафты один за другим.
  • С помощью песка ребенок может свободно выражать свои чувства и мысли, не прибегая к помощи слов.
  • Песочная терапия обеспечивает возможность представить в образах то, что происходит во внутреннем или внешнем мире.
  • Песочная терапия помогает детям забыть о переживаниях и страхах.
  • Песок помогает детям становиться более открытыми, спокойными, налаживать отношения с другими детьми.
  • Песок снимает эмоциональное напряжение, развивает моторику.
  • Песок принимает на себя и поглощает все негативные эмоции.
  • Песок успокаивает, дает максимум возможностей в построении различных миров, фантазии. И происходят реальные изменения в детях, они становятся «волшебниками», они творят и рассказывают интересные истории, они меняются, получают удовольствие от своих рассказов, рисунков и при этом успешно развиваются интеллектуальные способности.

Но при этом всегда рядом должен находиться специалист. Он как-то вмешивается в процесс или только наблюдает?

В течение всего времени специалист обеспечивает «свободное и безопасное пространство», а именно, является внимательным сопровождающим лицом, старающимся понять клиента и доносящим по возможности свое желание понять. Его позиция – это «активное присутствие», он не руководит процессом, а только следует за развитием фантазии клиента.

Если я правильно понимаю, то с помощью создания такой «картины на песке» происходит олицетворение каких-то бессознательных образов?

Песочная терапия: счастливое детство через образы на песке

Да. М. Фордхам считает, что способность к образованию символов происходит в результате тесного эмоционального общения матери и младенца. Способность удерживать образ матери развивается постепенно и этому способствует поведение матери. Затем способность к образованию символов продолжает развиваться, когда родители обогащают, в психологическом смысле, жизнь ребенка. У ребенка появляются любимые игрушки, с которыми он спит, книжки, зачитанные от корки до корки, первые красивые ботинки. Мать постоянно обращается к истории его жизни: «Помнишь, как мы приезжали сюда прошлым летом и ходили на озеро…». Так, с помощью самых близких людей выстраивается внутренний мир ребенка, и, став взрослым, человек вспоминает сонм вещей, с которыми связаны нежные чувства, идущие из детства.

А если таких нежных воспоминаний нет? Песочная терапия в этом случае помогает?

Недостаток способности к образованию символов, по словам М. Фордхама, происходит из-за нарушения эмоциональной связи матери и ребенка, в случае отсутствия матери, а также в результате серьезного заболевания ребенка. В свою очередь, сильные психологические травмы могут нарушить уже сформировавшуюся способность к символизации. С этой точки зрения, процесс построения на песке в ходе терапии может способствовать развитию или восстановлению данной функции. Создание песочной композиции может помочь клиенту придать смысл происходящему с ним.

Песочная терапия: счастливое детство через образы на песке

Как отмечает Дж. Атертон, «многие из символических предметов имеют универсальные, мифологические значения, и могут показать клиенту универсальные истины или прояснить его личный миф. Фигурки и символы, предоставляемые терапевтом, обеспечивают значительное облегчение блокированным или «затемненным» частям души. Песочная терапия как объясняет, так и раскрепощает, привнося глубину визуального понимания в то, что так часто бывает блокировано вербально. И даже если увиденная правда ужасна, или миф трагичен, – сама работа в подносе с песком приносит облегчение и примирение. Иногда для терапии достаточно просто позволить невидимому стать видимым. Тогда ночные страхи и привидения испаряются освещенные работой с песком».

Как выглядит «портрет» того человека, кому подходит метод песочной терапии?

Этот метод подходит для работы с людьми, имеющими негативный эмоциональный опыт и перегруженными непроработанными эмоциями. Сюда можно отнести детей и взрослых из дисфункциональных семей, переживших насилие, столкнувшихся с травматическими событиями, травматических личностей, имеющих поведенческие проблемы, невротические проявления, зависимости. По словам Дж. Атертон, «это те люди, которые слишком часто чувствуют, что их «не слышат». Те, кто и отчаялся, и потерял связь с глубинными страданиями и потребностями». В принципе, построение в песке может быть использовано со всеми желающими и не знает возрастных границ.

Вот мы с тобой говорим, и создается такое впечатление, что это «элементарно, Ватсон». Засыпал тазик песком, взял различные игрушки — и сиди, «рисуй»…

Песочная терапия: счастливое детство через образы на песке

Да, такое ощущение может возникнуть, но песочная терапия — это обманчиво простая техника. При всей кажущейся простоте проведения метода, он является глубинным и тонким инструментом и требует от терапевта постоянного профессионального развития и шагов на пути индивидуации. Важной заботой терапевта является создание отношений, которые ощущаются двумя людьми как уникальный опыт живой связи, именно он необходим для развития. Такое отношение терапевта приводит к возникновению пространства, в котором клиент чувствует себя настолько свободным, и в то же время защищенным, что позволяет себе исцелиться. Это терапевтическое пространство удерживается терапевтом. В добавление, сама песочница является еще одним символическим контейнером, способным удерживать.

К.Г. Юнг полагал, что установление терапевтического альянса активизирует целительный потенциал, заложенный в человеческой психике. Он рассматривал этот потенциал как составную часть «архетипа самости», который ведет по пути индивидуации. При активизации с помощью терапевтического альянса архетип приводит клиента туда, куда ему необходимо было прийти.

Беседовала Анастасия Бойко,

главный редактор отраслевых порталов и журналов

KidsOboz.ru и KanzOboz.ru

Комментарии
К этому материалу пока нет комментариев, ваш будет первым.
Задавать вопросы и оставлять свои комментарии могут только авторизованные пользователи. Пожалуйста войдите на портал со своими регистрационными данными или зарегистрируйтесь →


Предыдущий материал
Фонд «Семья вместе» рассказал о важности инклюзивной этики
Следующий материал
Как научить ребенка уважать природу



Новости



Другие материалы компании KidsOboz.ru