Песочная терапия: счастливое детство через образы на песке
В современном мире у детей очень мало времени на игру. Игра — это то состояние, в котором ребенок учится жить, дружить, решать спорные вопросы, придумывать новые идеи. Лишаясь игры, ребенок лишается умения строить хорошие, дружеские отношения с людьми. Игра в песок возвращает такую возможность детям. Казалось бы, сидит себе ребенок и играет с песком, выставляет миниатюры, выстраивает сюжетную линию! Но на самом деле происходит глубокая и важная работа. Про ценность песочной терапии для детей и взрослых побеседовали с песочным терапевтом и семейным психологом Еленой Султанкиной. |
Лена, у каждого метода есть исторический бэкграунд. Как зародилась песочная терапия? |
Игра с песком как методика консультирования была впервые описана в 1929 году английским педиатром Маргарет Ловенфельд. В настоящее время игра с песком и композиции в песке используются многими направлениями психотерапии, в организационном консультировании и глубинной психотерапии, в индивидуальной и групповой работе, при работе с детьми и взрослыми. Теоретические принципы юнгианского подхода для песочной терапии сформулировала швейцарский юнгианский детский психотерапевт Дора Калфф в конце 50-х годов ХХ века после того, как прошла обучение лично у Ловенфельд. Эта техника в наши дни получила широкую известность как «Песочная терапия». |
Как сеанс песочной терапии происходит на практике? |
В юнгианской песочной терапии клиенту предлагается создать что-либо в песочнице, при желании можно использовать воду, фигурки, предметы, а после завершения композиции ему предоставляется возможность дать название построению, как «если бы это была картина», и рассказать что-нибудь о композиции. Набор фигурок и предметов отражает, по возможности, разные стороны существования человека: люди, животные, растения, дома и другие сооружения, транспорт, мебель, продукты питания, оружие, музыкальные инструменты, небесные тела и явления, камни, раковины, сундуки и драгоценности, символы разных религий, боги и богини, мифические и сказочные персонажи, символы любви, смерти и возрождения, пространства и времени, геометрические формы, архетипические символы и т.д. |
Если перейти к конкретной пользе, то в чем она заключается для детей? |
|
Но при этом всегда рядом должен находиться специалист. Он как-то вмешивается в процесс или только наблюдает? |
В течение всего времени специалист обеспечивает «свободное и безопасное пространство», а именно, является внимательным сопровождающим лицом, старающимся понять клиента и доносящим по возможности свое желание понять. Его позиция – это «активное присутствие», он не руководит процессом, а только следует за развитием фантазии клиента. |
Если я правильно понимаю, то с помощью создания такой «картины на песке» происходит олицетворение каких-то бессознательных образов? |
Да. М. Фордхам считает, что способность к образованию символов происходит в результате тесного эмоционального общения матери и младенца. Способность удерживать образ матери развивается постепенно и этому способствует поведение матери. Затем способность к образованию символов продолжает развиваться, когда родители обогащают, в психологическом смысле, жизнь ребенка. У ребенка появляются любимые игрушки, с которыми он спит, книжки, зачитанные от корки до корки, первые красивые ботинки. Мать постоянно обращается к истории его жизни: «Помнишь, как мы приезжали сюда прошлым летом и ходили на озеро…». Так, с помощью самых близких людей выстраивается внутренний мир ребенка, и, став взрослым, человек вспоминает сонм вещей, с которыми связаны нежные чувства, идущие из детства. |
А если таких нежных воспоминаний нет? Песочная терапия в этом случае помогает? |
Недостаток способности к образованию символов, по словам М. Фордхама, происходит из-за нарушения эмоциональной связи матери и ребенка, в случае отсутствия матери, а также в результате серьезного заболевания ребенка. В свою очередь, сильные психологические травмы могут нарушить уже сформировавшуюся способность к символизации. С этой точки зрения, процесс построения на песке в ходе терапии может способствовать развитию или восстановлению данной функции. Создание песочной композиции может помочь клиенту придать смысл происходящему с ним. |
Как отмечает Дж. Атертон, «многие из символических предметов имеют универсальные, мифологические значения, и могут показать клиенту универсальные истины или прояснить его личный миф. Фигурки и символы, предоставляемые терапевтом, обеспечивают значительное облегчение блокированным или «затемненным» частям души. Песочная терапия как объясняет, так и раскрепощает, привнося глубину визуального понимания в то, что так часто бывает блокировано вербально. И даже если увиденная правда ужасна, или миф трагичен, – сама работа в подносе с песком приносит облегчение и примирение. Иногда для терапии достаточно просто позволить невидимому стать видимым. Тогда ночные страхи и привидения испаряются освещенные работой с песком». |
Как выглядит «портрет» того человека, кому подходит метод песочной терапии? |
Этот метод подходит для работы с людьми, имеющими негативный эмоциональный опыт и перегруженными непроработанными эмоциями. Сюда можно отнести детей и взрослых из дисфункциональных семей, переживших насилие, столкнувшихся с травматическими событиями, травматических личностей, имеющих поведенческие проблемы, невротические проявления, зависимости. По словам Дж. Атертон, «это те люди, которые слишком часто чувствуют, что их «не слышат». Те, кто и отчаялся, и потерял связь с глубинными страданиями и потребностями». В принципе, построение в песке может быть использовано со всеми желающими и не знает возрастных границ. |
Вот мы с тобой говорим, и создается такое впечатление, что это «элементарно, Ватсон». Засыпал тазик песком, взял различные игрушки — и сиди, «рисуй»… |
Да, такое ощущение может возникнуть, но песочная терапия — это обманчиво простая техника. При всей кажущейся простоте проведения метода, он является глубинным и тонким инструментом и требует от терапевта постоянного профессионального развития и шагов на пути индивидуации. Важной заботой терапевта является создание отношений, которые ощущаются двумя людьми как уникальный опыт живой связи, именно он необходим для развития. Такое отношение терапевта приводит к возникновению пространства, в котором клиент чувствует себя настолько свободным, и в то же время защищенным, что позволяет себе исцелиться. Это терапевтическое пространство удерживается терапевтом. В добавление, сама песочница является еще одним символическим контейнером, способным удерживать. К.Г. Юнг полагал, что установление терапевтического альянса активизирует целительный потенциал, заложенный в человеческой психике. Он рассматривал этот потенциал как составную часть «архетипа самости», который ведет по пути индивидуации. При активизации с помощью терапевтического альянса архетип приводит клиента туда, куда ему необходимо было прийти. |
Беседовала Анастасия Бойко, главный редактор отраслевых порталов и журналов KidsOboz.ru и KanzOboz.ru |
| Другие материалы в разделе
|
Предыдущий материал Фонд «Семья вместе» рассказал о важности инклюзивной этики | Следующий материал Как научить ребенка уважать природу |
#детский психолог
Новости
-
Объявлены лауреаты Премии за развитие детской отрасли Best for..12.11.24116НравитсяВсего 1 человек1
-
Лидеры индустрии: Ваш вклад – наше общее будущее: Вручение..25.10.24171НравитсяВсего 2 человекa2
-
Все материалы журнала KIDSOBOZ 2024 доступны читателям в виде..11.10.241141СуперВсего 1 человекНравитсяВсего 1 человек2
-
Подписание Меморандума30.09.24118НравитсяВсего 1 человек1
-
Максим Фатеев выступил на пресс-конференции в ТАСС19.09.24276НравитсяВсего 2 человекa2
-
Журнал KIDSOBOZ на отраслевых мероприятиях сентября19.09.24373НравитсяВсего 1 человек1
Статьи
-
Комфорт для детей и родителей: почему социальная инфраструктура..19.11.24248НравитсяВсего 2 человекa2
-
Товары для творчества, или Тренд без «срока годности»12.10.24694НравитсяВсего 1 человек1
-
«Наша задача сегодня — быть максимально независимыми»11.10.24603НравитсяВсего 4 человекa4
-
«Вечнозелёное» лицензирование, или «Кто на новенького?»11.10.24544НравитсяВсего 2 человекa2
-
Игрушки со смыслом: что выбирают дети и их родители11.10.24521НравитсяВсего 2 человекa2
-
«Берём всё»: эффективные технологии продвижения бренда11.10.24498НравитсяВсего 1 человек1
Другие материалы компании KidsOboz.ru
-
Группа ВТБ: больше половины россиян назвали 2023 год удачным для..19.12.23411НравитсяВсего 1 человек1
-
В России начал выходить новый детский журнал об искусстве «Юный..14.12.23425НравитсяВсего 3 человекa3
-
Авито Авто: сезонный спрос на детские снегоходы с пробегом вырос..12.12.23204НравитсяВсего 1 человек1
-
Онлайн-версия журнала KIDSOBOZ 202310.11.23610НравитсяВсего 1 человекСуперВсего 1 человек2
-
Вера Оболонкина (ТЕЛЕКАНАЛ КАРУСЕЛЬ): «Детям нравятся..25.10.23654НравитсяВсего 2 человекa2
-
Екатерина Богачева (АКАДЕМИЯ МЕРЧЕНДАЙЗИНГА): «Важен четкий..25.10.23693НравитсяВсего 1 человек1
- Пюре «Салатик Винегрет» для малышей – полезная и...02.12.2024 41
- «Новый год каждый день»: праздничное пособие для...02.12.2024 40
- Отмечаем День банковского работника с...02.12.2024 40
- Как научить ребенка уважать природу02.12.2024 35
- Как привить детям финансовую грамотность через...02.12.2024 40
- Латыпов Максим (Фабрика Творчества)22.11.2024 229НравитсяВсего 2 человекa2