20 марта 2023

Екатерина Вишнякова (ИВАН И ДАМИАН): «Наиболее выигрышный механизм взаимодействия государства и бизнеса – построение долгосрочных отношений»

«Иван и Дамиан» – отличный пример того, как производитель качественной продукции для детей может получить реальную поддержку со стороны государства. На вопросы издания KanzOboz.LIFE ответила владелец и генеральный директор компании Екатерина Вишнякова.

Екатерина Вишнякова (ИВАН И ДАМИАН): «Наиболее выигрышный механизм взаимодействия государства и бизнеса – построение долгосрочных отношений»

Екатерина, каким образом государство могло бы поддержать развитие рынка товаров для детей? Какие принципы и механизмы могут лечь в основу эффективного взаимодействия между государством и индустрией детских товаров?

Здорово было бы иметь как прямую адресную поддержку, так и поддержку в виде создания благоприятных условий для развития.

Прямую поддержку я бы разделила на денежную и экспертную. Денежная в виде субсидий, грантов, кредитов, конкурсов с призовым фондом, оплаты продвижения, включая рекламные кампании и выставки, государственных заказов и т. д. Такая поддержка укрепляет материальный ресурс компании, является бустером роста. Еще одна прямая форма помощи – экспертная. У любой компании должен быть бюджет развития. Но его может не хватить на развернутые исследования и постоянную покупку экспертизы. Хорошей помощью было бы предоставление доступа к актуальным исследованиям, обучающим материалам, консультациям с успешными мировыми специалистами, включая в нашем случае открытие старой советской и дореволюционной экспертизы графического, художественного и мультипликационного искусства.

Третья форма поддержки – непрямая. Это повышение покупательной способности населения. Как ни старайся, сколько ни вкладывай, даже самый прекрасный товар будет провальным, если способность населения купить его минимальна.

Наиболее выигрышный механизм взаимодействия государства и бизнеса – построение долгосрочных отношений с целью поддержки лучших и перспективных компаний. Государство заинтересовано в возвращении инвестиций, поэтому вкладываться надо в тех, кто способен на устойчивый рост. А это бизнесы, которые уже многое делают сами и не ожидают пассивно, когда им на голову свалится грант. Помощь государства должна быть бустером при уже существующей мотивации к росту, а не попыткой создания этой мотивации с нуля.

Получает ли Ваша компания какую-либо поддержку со стороны государства? Если да, то насколько сложным является механизм получения такой поддержки? Если нет, то почему не получает?

Нам повезло: мы получили несколько видов господдержки. Сам механизм несложный: собрать документы, презентовать свой бизнес и свой продукт могут практически все. Важно, чтобы производитель подходил по критериям роста и надежности, а товары были достойными.

Мы получили две субсидии Департамента инновационного развития города Москвы по программе компенсации затрат на маркетплейсы за 2020 и 2021 год. Мы также были отобраны Московским экспортным центром для участия в программе «Сделано в Москве» с оплатой продвижения в интернете и наружной рекламы, а позже на выставку «Сделано в России», на стенд «Сделано в Москве», который посещали премьер-министр Михаил Мишустин и мэр Москвы Сергей Собянин. Мы также по инициативе АНО «Национальные приоритеты» приняли участие в программе «Утро России» на телеканале «Россия 1», где смогли на всю страну показать наш продукт.

Екатерина Вишнякова (ИВАН И ДАМИАН): «Наиболее выигрышный механизм взаимодействия государства и бизнеса – построение долгосрочных отношений»

Мы также получили поддержку от государства в ответ на нашу собственную благотворительную деятельность. Осенью и в новогодние праздники мы участвовали в акции «Мосволонтера» #Москвапомогает – передали 4500 штук развивающих активити-раскрасок и новогодние наборы. Мы получили благодарственное письмо от Комитета общественных связей и молодежной политики города Москвы, от «Мосволонтера», «Волонтеров Москвы» и #Москвапомогает, а также приглашение на съемки на НТВ, где на всю страну смогли рассказать о своем самом популярном продукте и продемонстрировать его в эфире. По результатам всех мероприятий мы получили награду от председателя Комитета общественных связей и молодежной политики города Драгуновой Е.В. и директором ГБУ города Москвы «Мосволонтер» А.К. Левита на торжественном собрании партнеров-благотворителей Москвы.

Какие действующие сейчас программы господдержки Вы считаете эффективными?

Наиболее быстрая помощью – это компенсацию затрат и гранты. Оплата рекламных кампаний – тоже хорошо, но эффекта ждать дольше.

Каких механизмов и программ поддержки со стороны государства не хватает детскому рынку?

Нам сейчас не хватает данных об актуальном состояния рынка и в разрезе нашего сегмента, и всей картинки в целом, а также исследований нового покупательского поведения. Ситуация не имеет аналогов, важна именно свежая информация, поскольку большая часть старых маркетинговых исследований сейчас бесполезна. У нас в компании не только креативное, но и научное ядро, мы активные потребители академических научных разработок и стремимся использовать в работе оперативные маркетинговые срезы. Академическую часть мы собираем сами, а вот по оперативной статистике хотелось бы помощи государства. Если бы эта информация была у нас, мы смогли бы строить планы на будущее более точно и менять их более оперативно.

Ну и, конечно, в качестве поддержки государства мы хотели бы видеть максимальную заботу о покупательной способности населения. Когда рынок активен и силен, можно и хочется делать больше. Когда он замедляется, многие вещи внутри бизнеса тоже ставятся на паузу.

Екатерина Вишнякова (ИВАН И ДАМИАН): «Наиболее выигрышный механизм взаимодействия государства и бизнеса – построение долгосрочных отношений»

Доступность льготного кредитования сегодня – это миф или реальность?

Производителю получить льготный кредит вполне реально, но дальше у каждой компании с подобным кредитом будет своя история.

Наша компания предварительно одобрена как социальное предприятие, собираем документы. После получения этого статуса нам будет предоставлена возможность беспроцентного кредитования. Будем пользоваться или нет, еще не решили. Это зависит от сбытовой активности. Кредиты не гранты, их нужно отдавать. Поэтому нужно аккуратно просчитывать свои возможности.

Какие виды продукции из детского ассортимента должны быть, по Вашему мнению, включены в список товаров первой необходимости?

Конечно, наши раскраски надо включить, какой разговор J. А если серьезно, то в этот список должны быть включены развивающие товары разных форматов, ведь это будущее. Ребенку нужно быть в любви и безопасности, сытым, обутым, ухоженным и абсолютно обязательно развитым. Без хороших мозгов будущее не сделать, а хорошие мозги закладываются в детстве – потом только достраиваются. Мы специализируемся на раскрасках, а это материал для тренировки приема, переработки и хранения зрительной информации. Если эта функция не развита, ребенок отстает по обучению чтению и письму, имея сложности в работе со зрительной формой букв. Так что рисование – это прям основа основ дальнейшей академической успешности. Должны ли в свете этого раскраски включаться в товары первой необходимости? На мой взгляд, ответ очевиден.

В этом году в Госдуму было внесено предложение о снижении НДС на некоторые виды детских товаров. Если поправки будут приняты, как это отразится на нашем рынке?

Сейчас любая финансовая помощь – это благо. Но с учетом сильной турбулентности рынка, не думаю, что снижение НДС серьезно повлияет на детскую отрасль, если честно. Другие колебания в процентном соотношении настолько велики, что размоют снижение НДС.

Екатерина Вишнякова (ИВАН И ДАМИАН): «Наиболее выигрышный механизм взаимодействия государства и бизнеса – построение долгосрочных отношений»

Многие игроки рынка с опасением ждут введения цифровой маркировки детских товаров. Каковы Ваши прогнозы: насколько вероятно то, что это произойдет в ближайшие год-два?

Надо будет, сделаем. Для производителя это проще, чем для оптово-розничного представителя. Цифровая маркировка, как и любое другое нововведение, вызывает определенное сопротивление. Это дополнительная работа и деньги. Но для нас важны авторские права и их защита, а также защита качества продукта и уверенность покупателя в нем. Не буду говорить конкретно, но мы даже отозвали товар с одного из маркетплейсов, потому что недопустимо затянулся вопрос с сокрытием карточки перекупщика. Поэтому, если маркировку введут в ближайшие год-два, мы будем следовать новому стандарту.

Мы за честность и креаторство. Мы сами создаем свой товар и сами продаем его. Качество для нас – корпоративная ценность. И мы, конечно, не видим никакой проблемы в том, чтобы нанести на упаковку цифровую маркировку, которая будет для потребителя обозначением качества товара. Риски, могут появиться, – это только дополнительные финансовые затраты. А вот если компания торгует чьим-либо товаром, и в цепочку продаж включается несколько игроков, то ситуация сложнее. Кто-то не может маркировать, кто-то не хочет. Рынок уже сейчас начинает наводняться весьма сомнительными вещами, процесс покупки превратился в лотерею. Введение дополнительных мер дисциплины долгосрочно поможет оздоровить рынок.

Какие проблемы сейчас остро стоят в сфере сертификации и контроля качества детских товаров?

Если говорить о сертификации и контроле качества продукции, то для нас эти процессы никогда не составляли особого труда, так как в производстве мы уделяем большое внимание всем этапам и материалам. Но ситуация меняется, вводятся новые процедуры и правила. Хотелось бы устойчивости, четких норм, чтобы можно было изучить их и следовать правилам, введенным надолго.

Почему, несмотря на действующее законодательство, некачественные товары всё же попадают на полки магазинов? Какие дополнительные меры госрегулирования необходимы в этой сфере?

Рознице нужен ассортимент: на паре единиц даже самого хорошего товара денег не заработать. Поэтому многие магазины, заинтересованные в широте матрицы, а не в качестве продукции, берут в продажу всё подряд, особо не разбираясь. Некачественный товар обычно дешевый, маржа на нем выше. Его можно продавать по акции или просто снизить цену, чтобы люди обратили внимание. Чтобы этого избежать, можно подстегнуть магазины ужесточением закона «О защите прав потребителей», упрощением правил возврата товара, тогда розница будет чувствовать риски и стараться минимизировать их, лучше контролируя сток.

Но реальным мерилом качества должен быть покупатель. Если есть возможность купить ребенку что-то получше, большинство покупателей это сделает. Если покупательная способность вырастет, спрос на качественный товар будет больше, соответственно, магазины будут обращать внимание не на ценовую доступность, как сейчас, а на качество продукции. При таком подходе вопрос со временем решится сам собой.

KanzOboz.LIFE 2023

скачать PDF

Комментарии
К этому материалу пока нет комментариев, ваш будет первым.
Задавать вопросы и оставлять свои комментарии могут только авторизованные пользователи. Пожалуйста войдите на портал со своими регистрационными данными или зарегистрируйтесь →


Предыдущий материал
Мария Лисейкина (TOYMAFIA): «Развивающая игра для ребенка – это в первую очередь игра!»
Следующий материал
Комфорт для детей и родителей: почему социальная инфраструктура — новая норма

#KANZOBOZ.LIFE, #KANZOBOZ.LIFE + KANZOBOZ.KIDS, #KANZOBOZ.LIFE + KANZOBOZ.KIDS 2023, #господдержка, #госрегулирование, #Екатерина Вишнякова, #журнал KANZOBOZ.LIFE + KANZOBOZ.KIDS 2023, #Иван и Дамиан