Случайное KidsФото
1 ЯРКО 511.00
2 Группа компаний «Рики» 430.00
3 Феникс+ 351.00
4 ВЕСНА 348.00
5 Издательство «Творческий Центр Сфера» 341.00
6 Хатбер-М 320.00
7 Шэвуш (BADA BOOM) 308.00
8 Союзмультфильм, Киностудия 283.00
9 Фирма Гамма (Гамма ТД) 268.00
10 BONDIBON \ «Джин» 252.00
11 Гранд Экспо 218.00
12 "ФК "ФОРУМ" 215.00
13 BODO 213.00
14 Выставка «Мир детства» (ЗАО «ЭКСПОЦЕНТР») 204.00
15 РОКСИ (Roxy-Kids) 197.00
16 Рельеф-Центр 191.00
17 Мельница, лицензионное агентство 188.00
18 Мегапласт 179.00
19 ТМ G′n’K (Ариадна-96) 178.00
20 Профессиональные выставки 163.00
Все участники рейтинга компаний →
Спецпредложения
Обучающая настольная
Обучающая настольная
Обучающая настольная
769 РУБ
Твердая пена Black
Твердая пена Black
Твердая пена Black
149 РУБ
Пластиковый скейтборд
Пластиковый скейтборд
Пластиковый скейтборд
859 РУБ
10 марта 2022

МИР МАЛЬЧИКОВ И МИР ДЕВОЧЕК: ОСОБЕННОСТИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ИГРЫ

МИР МАЛЬЧИКОВ И МИР ДЕВОЧЕК: ОСОБЕННОСТИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ИГРЫ

Узнав о том, что в семье появится ребенок, первым делом родители находятся в предвкушении, кто же будет радовать их своим появлением. И пока малыш не родился, для родителей важно – сын это будет или дочь. Они невольно заглядывают в будущее: задумываются, каким цветом будет ленточка, будет ли это малыш в забавных брючках или малышка в красивом платьице, первоклассник или первоклассница и др. От того, будет ребенок мальчиком или девочкой, зависит то, как сложится жизнь самого малыша и его родителей.

Увидев кроху после рождения, важность пола для родителей постепенно уходит на задний план, а все мысли становятся занятыми заботой о малыше. Конечно, родители интуитивно чувствуют различия в психике мальчиков и девочек и используют соответствующую модель поведения - более ласковую с девочкой и строгую с мальчиком - опираясь на исторически сложившиеся стереотипы воспитания из мальчиков - воинов, защитников и бойцов, а из девочек - будущих матерей и хранительниц домашнего очага. Но вместе с тем, воспитание часто подчиняется выработанным педагогическим правилам, и все силы бросаются на то, чтобы ребенок развивался соответственно возрасту, забывая, мальчик он или девочка.

Детей разного пола ни в коем случае нельзя воспитывать одинаково: они по-разному смотрят и видят, слушают и слышат, по-разному говорят и молчат, чувствуют и переживают – это два разных мира, которые начинают формироваться уже с самого рождения. Специфику пола, прежде всего, формируют особенности функционирования мозга мальчиков и девочек, очередность созревания психических функций, и, соответственно, различная организованность психических процессов. Рождаясь более зрелыми, девочки обычно раньше начинают говорить, ходить, развиваться и созревать, соответственно мальчики становятся как бы младше девочек по своему биологическому возрасту.

Различия в психическом развитии мальчиков и девочек, проявляющиеся уже с рождения, в свою очередь отражаются в поведении и такой сложной деятельности, как игра. Обычно мальчики считаются более рациональными, смелыми и подвижными, но, вместе с тем, более возбудимыми, беспокойными, нетерпеливыми и несдержанными, а девочки в отличие от мальчиков проявляют большую усидчивость, чувствительность и импульсивность.

Игры мальчиков отличаются динамичностью и шумностью, чаще опираются на «дальнее зрение», поскольку для полноценного психического развития им требуется большее пространство (бегают друг за другом, бросают предметы в цель и др.). Если пространства в горизонтальной плоскости недостаточно, они осваивают вертикальное: лазают по лестницам, забираются на шкаф. Игры девочек чаще опираются на «ближнее зрение», их игровое пространство четко обозначено, они предпочитают располагать фигуры на плоскости. Интересы девочек охватывают конкретные, близкие и понятные объекты непосредственного окружения, связанные чаще с бытом.

Круг интересов мальчиков достаточно широк и нередко выходит за пределы образовательной программы. Мальчиков можно назвать «творческими экспериментаторами» в игре: они стремятся разобраться в строении окружающих вещей, приспособить предметы и игрушки для различных целей, найти им неожиданное применение. У мальчишек часто «специально» ломаются игрушки, но это не неряшество, а выражение активного начала. Интересы девочек уже, их не привлекает устройство вещей, они склонны использовать игрушку функционально, по назначению, им необходимо оборудование, аналогичное предметам внешнего мира. Они реже ломают игрушки и производят впечатление более воспитанных и аккуратных.

Мальчики не склонны к плановым действиям, предпочитают ориентироваться на ходу. Им важно всему находить логическое объяснение, поэтому, давая мальчику задание, необходимо указывать, для чего это нужно. В любой деятельности мальчики стремятся к независимости, ориентированы на возможность утвердить свою индивидуальность, реализовать свои возможности. Девочки, в отличие от мальчиков, могут планировать действия, настороженно и эмоционально реагируют на новое. Они ближе принимают похвалу и порицание: на тон замечания реагируют острее, чем на содержание, легко расстраиваются, отрицательно относятся к иронической или насмешливой форме выражения порицания. Девочки более ориентированы на взаимозависимость, установление социальных связей, получение похвалы, поэтому проявляют особую старательность в поле пристального внимания авторитетного взрослого.

Девочкам обычно легче даются гуманитарные науки, а вот с цифрами они чаще всего «не дружат». У большинства ребят отмечаются способности к точным наукам, и при этом не исключены трудности с грамотностью. Увидев подобные «пробелы», вовсе не стоит волноваться, ругать и наказывать ребенка – лучше привить ему любовь к трудно дающейся области знания с помощью развивающих игр. Речевые навыки мальчиков можно развивать благодаря расширению словарного запаса и составлению рассказов по картинкам (отлично мальчишкам подойдут игры: «Рассказы по картинам. Важные профессии», игры из серии «Три кота», «Белка и Стрелка». Математические навыки девочки можно развивать при помощи игр на счет, составления задач по картинкам, логических игр.

 

Гендерные предпочтения в выборе игрушек проявляются очень рано и отношение к ним на протяжении дошкольного возраста меняется. Уже в возрасте полутора-двух лет в ситуации свободного выбора дети предпочитают игрушки, типичные для своего пола, а в 3-4 года - склонны считать игры противоположного пола «плохими». В этом возрасте дети активно играют с пластмассовыми игрушками и игрушками из ПВХ: мальчики предпочитают больше машины, оружие, военную технику, конструкторы, роботов, а девочек больше всего привлекают мягкие игрушки, куклы, пупсы, кукольная одежда, игрушечная посуда.

Несмотря на это, дети до 4-5 лет в домашней обстановке с удовольствием играют в игрушки другого пола: девочки – в машинки, а мальчики – в куклы. Однако и здесь есть тенденция к различному содержанию игр. Мальчики играют в куклы по-своему: строят для них дома, катают кукол в машинках и на мягких игрушках, по-отечески заботятся и ухаживают, играют с ней в подвижные игры. Взаимодействие с куклой развивает в мальчике важные человеческие качества и ни в коем случае не должно запрещаться.

К 6 годам более интересными становятся игры своего пола, что связано с усилением половой дифференциации поведения и установок: ребенок осознает необратимость половой принадлежности и использует соответствующие полу стили поведения, а игры приобретают большую гендерную принадлежность. Начинает прослеживаться партнерство в игре: мальчики предпочитают играть в больших группах, ориентируясь на игровое содержание совместной деятельности, замыслы партнеров по игре, соблюдении правил, а девочки склонны к интимной дружбе в паре или тройке, при этом для них важны эмоциональные межличностные связи, отношения друг к другу.

Различия в сюжетно-ролевых играх мальчиков и девочек проявляются в тематике игр, предпочитаемых игровых сюжетах, выбираемых ролях. Мальчики наибольший интерес проявляют к играм, отражающим мужские профессии («Дальний рейс», «Седьмое небо», «Семь футов над килем»), играм с различными транспортными средствами («Транспорт»), к играм строительной, военно-приключенческой, героической тематики ( «Каменный топор», «Пирамида», «Тайна морских глубин» и другие). Девочек больше привлекают игры сказочной («Волшебный дождь», «Хозяйка морей» и другие) и семейно-бытовой («Счастливая семья») тематики.

Имеются различия и в построении игр. Девочки, как правило, строят действия вокруг одного сюжета, иногда «застревают» на отдельных элементах, повторяя их несколько раз. Мальчики отражают только отдельные элементы сюжета в игре, представить и реализовать целостно игровое содержание им трудно.

Выбор ролей в игре соответствует традиционным мужским и женским ролям в реальной жизни. Мальчиков чаще привлекают мужественные герои, наделенные чертами смелости, силы, отваги (пожарный, военный, полицейский, ковбой, моряк, космонавт и др.), их игры ориентированы на общественные роли. Игры девочек в большинстве связаны с отражением семейных ролей (мама, воспитательница, врач, продавец и др.). Современные дети склонны также выполнять роли положительных (чаще девочки) и отрицательных (чаще мальчики) героев анимационных и художественных фильмов и мультфильмов. Для игр ребенок может выбрать куклу по профессиям и персонажей мультфильмов.

В целом, особенности игровой деятельности детей разного пола могут формироваться под влиянием проявления материнского инстинкта девочек и инстинкта агрессии мальчиков, подражания разделению ролей в реальной жизни, воспитания (подбора игрушек, поощрения либо запрещения взрослыми игр, традиционно приписываемых полу).

Учитывая гендерные особенности в процессе воспитания, обучения и игры, необходимо помнить, что оба пола психологически равноценны. Важно, чтобы в каждой семье росли счастливый мальчик и счастливая девочка!

Авторы: Демакова Ксения Андреевна — педагог-психолог высшей квалификационной категории, педагог дополнительного образования КОГОБУ ДО «Дворец творчества — Мемориал».
Бармина Екатерина Николаевна - педагог-психолог высшей квалификационной категории МКДОУ №85 г. Кирова.

МИР МАЛЬЧИКОВ И МИР ДЕВОЧЕК: ОСОБЕННОСТИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ИГРЫМИР МАЛЬЧИКОВ И МИР ДЕВОЧЕК: ОСОБЕННОСТИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ИГРЫ
Комментарии
К этому материалу пока нет комментариев, ваш будет первым.
Обсудить материал
Автор: Email:
Код*:
Введите символы, указанные
на картинке справа. Обновить.


Предыдущий материал
Борис Кац, «Фирма Гамма» («Гамма ТД»): «Выставка Kids Russia – это хорошая возможность заявить о нашей готовности снабжать детский рынок продукцией в любое время и любой сезон»
Следующий материал
Как научить ребенка быть самостоятельным?

#kuklavesna, #vesna.toys, #vesnaigru

«Весна» на Международном педагогическом форуме
03.10.22 
159
 
 
НравитсяВсего 1 человек
 1



Акции и конкурсы