Случайное KidsФото
1 Издательство «Творческий Центр Сфера» 596.00
2 ЯРКО 415.00
3 Группа компаний «Рики» 395.00
4 ВЕСНА 327.00
5 Феникс+ 315.00
6 Шэвуш (BADA BOOM) 274.00
7 Союзмультфильм, Киностудия 264.00
8 BONDIBON \ «Джин» 261.00
9 Мельница, лицензионное агентство 241.00
10 Хатбер-М 239.00
11 КИНОМАНИЯ ТВ 209.00
12 Гранд Экспо 205.00
13 Колорит (Lori) 192.00
14 "ФК "ФОРУМ" 190.00
15 Выставка «Мир детства» (АО «ЭКСПОЦЕНТР») 188.00
16 BODO 187.00
17 ТМ G′n’K (Ариадна-96) 169.00
18 РОКСИ (Roxy-Kids) 169.00
19 Мегапласт 167.00
20 СТС Медиа 166.00
Все участники рейтинга компаний →
Спецпредложения
Mega Bomb // 14 кг //
Mega Bomb // 14 кг //
Mega Bomb // 14 кг //
19 999 РУБ
BOOMцена на гейзеры
BOOMцена на гейзеры
BOOMцена на гейзеры
189 РУБ
Светильник-раскраска,
Светильник-раскраска,
Светильник-раскраска,
650 РУБ
10 марта 2022

МИР МАЛЬЧИКОВ И МИР ДЕВОЧЕК: ОСОБЕННОСТИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ИГРЫ

МИР МАЛЬЧИКОВ И МИР ДЕВОЧЕК: ОСОБЕННОСТИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ИГРЫ

Узнав о том, что в семье появится ребенок, первым делом родители находятся в предвкушении, кто же будет радовать их своим появлением. И пока малыш не родился, для родителей важно – сын это будет или дочь. Они невольно заглядывают в будущее: задумываются, каким цветом будет ленточка, будет ли это малыш в забавных брючках или малышка в красивом платьице, первоклассник или первоклассница и др. От того, будет ребенок мальчиком или девочкой, зависит то, как сложится жизнь самого малыша и его родителей.

Увидев кроху после рождения, важность пола для родителей постепенно уходит на задний план, а все мысли становятся занятыми заботой о малыше. Конечно, родители интуитивно чувствуют различия в психике мальчиков и девочек и используют соответствующую модель поведения - более ласковую с девочкой и строгую с мальчиком - опираясь на исторически сложившиеся стереотипы воспитания из мальчиков - воинов, защитников и бойцов, а из девочек - будущих матерей и хранительниц домашнего очага. Но вместе с тем, воспитание часто подчиняется выработанным педагогическим правилам, и все силы бросаются на то, чтобы ребенок развивался соответственно возрасту, забывая, мальчик он или девочка.

Детей разного пола ни в коем случае нельзя воспитывать одинаково: они по-разному смотрят и видят, слушают и слышат, по-разному говорят и молчат, чувствуют и переживают – это два разных мира, которые начинают формироваться уже с самого рождения. Специфику пола, прежде всего, формируют особенности функционирования мозга мальчиков и девочек, очередность созревания психических функций, и, соответственно, различная организованность психических процессов. Рождаясь более зрелыми, девочки обычно раньше начинают говорить, ходить, развиваться и созревать, соответственно мальчики становятся как бы младше девочек по своему биологическому возрасту.

Различия в психическом развитии мальчиков и девочек, проявляющиеся уже с рождения, в свою очередь отражаются в поведении и такой сложной деятельности, как игра. Обычно мальчики считаются более рациональными, смелыми и подвижными, но, вместе с тем, более возбудимыми, беспокойными, нетерпеливыми и несдержанными, а девочки в отличие от мальчиков проявляют большую усидчивость, чувствительность и импульсивность.

Игры мальчиков отличаются динамичностью и шумностью, чаще опираются на «дальнее зрение», поскольку для полноценного психического развития им требуется большее пространство (бегают друг за другом, бросают предметы в цель и др.). Если пространства в горизонтальной плоскости недостаточно, они осваивают вертикальное: лазают по лестницам, забираются на шкаф. Игры девочек чаще опираются на «ближнее зрение», их игровое пространство четко обозначено, они предпочитают располагать фигуры на плоскости. Интересы девочек охватывают конкретные, близкие и понятные объекты непосредственного окружения, связанные чаще с бытом.

Круг интересов мальчиков достаточно широк и нередко выходит за пределы образовательной программы. Мальчиков можно назвать «творческими экспериментаторами» в игре: они стремятся разобраться в строении окружающих вещей, приспособить предметы и игрушки для различных целей, найти им неожиданное применение. У мальчишек часто «специально» ломаются игрушки, но это не неряшество, а выражение активного начала. Интересы девочек уже, их не привлекает устройство вещей, они склонны использовать игрушку функционально, по назначению, им необходимо оборудование, аналогичное предметам внешнего мира. Они реже ломают игрушки и производят впечатление более воспитанных и аккуратных.

Мальчики не склонны к плановым действиям, предпочитают ориентироваться на ходу. Им важно всему находить логическое объяснение, поэтому, давая мальчику задание, необходимо указывать, для чего это нужно. В любой деятельности мальчики стремятся к независимости, ориентированы на возможность утвердить свою индивидуальность, реализовать свои возможности. Девочки, в отличие от мальчиков, могут планировать действия, настороженно и эмоционально реагируют на новое. Они ближе принимают похвалу и порицание: на тон замечания реагируют острее, чем на содержание, легко расстраиваются, отрицательно относятся к иронической или насмешливой форме выражения порицания. Девочки более ориентированы на взаимозависимость, установление социальных связей, получение похвалы, поэтому проявляют особую старательность в поле пристального внимания авторитетного взрослого.

Девочкам обычно легче даются гуманитарные науки, а вот с цифрами они чаще всего «не дружат». У большинства ребят отмечаются способности к точным наукам, и при этом не исключены трудности с грамотностью. Увидев подобные «пробелы», вовсе не стоит волноваться, ругать и наказывать ребенка – лучше привить ему любовь к трудно дающейся области знания с помощью развивающих игр. Речевые навыки мальчиков можно развивать благодаря расширению словарного запаса и составлению рассказов по картинкам (отлично мальчишкам подойдут игры: «Рассказы по картинам. Важные профессии», игры из серии «Три кота», «Белка и Стрелка». Математические навыки девочки можно развивать при помощи игр на счет, составления задач по картинкам, логических игр.

 

Гендерные предпочтения в выборе игрушек проявляются очень рано и отношение к ним на протяжении дошкольного возраста меняется. Уже в возрасте полутора-двух лет в ситуации свободного выбора дети предпочитают игрушки, типичные для своего пола, а в 3-4 года - склонны считать игры противоположного пола «плохими». В этом возрасте дети активно играют с пластмассовыми игрушками и игрушками из ПВХ: мальчики предпочитают больше машины, оружие, военную технику, конструкторы, роботов, а девочек больше всего привлекают мягкие игрушки, куклы, пупсы, кукольная одежда, игрушечная посуда.

Несмотря на это, дети до 4-5 лет в домашней обстановке с удовольствием играют в игрушки другого пола: девочки – в машинки, а мальчики – в куклы. Однако и здесь есть тенденция к различному содержанию игр. Мальчики играют в куклы по-своему: строят для них дома, катают кукол в машинках и на мягких игрушках, по-отечески заботятся и ухаживают, играют с ней в подвижные игры. Взаимодействие с куклой развивает в мальчике важные человеческие качества и ни в коем случае не должно запрещаться.

К 6 годам более интересными становятся игры своего пола, что связано с усилением половой дифференциации поведения и установок: ребенок осознает необратимость половой принадлежности и использует соответствующие полу стили поведения, а игры приобретают большую гендерную принадлежность. Начинает прослеживаться партнерство в игре: мальчики предпочитают играть в больших группах, ориентируясь на игровое содержание совместной деятельности, замыслы партнеров по игре, соблюдении правил, а девочки склонны к интимной дружбе в паре или тройке, при этом для них важны эмоциональные межличностные связи, отношения друг к другу.

Различия в сюжетно-ролевых играх мальчиков и девочек проявляются в тематике игр, предпочитаемых игровых сюжетах, выбираемых ролях. Мальчики наибольший интерес проявляют к играм, отражающим мужские профессии («Дальний рейс», «Седьмое небо», «Семь футов над килем»), играм с различными транспортными средствами («Транспорт»), к играм строительной, военно-приключенческой, героической тематики ( «Каменный топор», «Пирамида», «Тайна морских глубин» и другие). Девочек больше привлекают игры сказочной («Волшебный дождь», «Хозяйка морей» и другие) и семейно-бытовой («Счастливая семья») тематики.

Имеются различия и в построении игр. Девочки, как правило, строят действия вокруг одного сюжета, иногда «застревают» на отдельных элементах, повторяя их несколько раз. Мальчики отражают только отдельные элементы сюжета в игре, представить и реализовать целостно игровое содержание им трудно.

Выбор ролей в игре соответствует традиционным мужским и женским ролям в реальной жизни. Мальчиков чаще привлекают мужественные герои, наделенные чертами смелости, силы, отваги (пожарный, военный, полицейский, ковбой, моряк, космонавт и др.), их игры ориентированы на общественные роли. Игры девочек в большинстве связаны с отражением семейных ролей (мама, воспитательница, врач, продавец и др.). Современные дети склонны также выполнять роли положительных (чаще девочки) и отрицательных (чаще мальчики) героев анимационных и художественных фильмов и мультфильмов. Для игр ребенок может выбрать куклу по профессиям и персонажей мультфильмов.

В целом, особенности игровой деятельности детей разного пола могут формироваться под влиянием проявления материнского инстинкта девочек и инстинкта агрессии мальчиков, подражания разделению ролей в реальной жизни, воспитания (подбора игрушек, поощрения либо запрещения взрослыми игр, традиционно приписываемых полу).

Учитывая гендерные особенности в процессе воспитания, обучения и игры, необходимо помнить, что оба пола психологически равноценны. Важно, чтобы в каждой семье росли счастливый мальчик и счастливая девочка!

Авторы: Демакова Ксения Андреевна — педагог-психолог высшей квалификационной категории, педагог дополнительного образования КОГОБУ ДО «Дворец творчества — Мемориал».
Бармина Екатерина Николаевна - педагог-психолог высшей квалификационной категории МКДОУ №85 г. Кирова.

МИР МАЛЬЧИКОВ И МИР ДЕВОЧЕК: ОСОБЕННОСТИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ИГРЫМИР МАЛЬЧИКОВ И МИР ДЕВОЧЕК: ОСОБЕННОСТИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ИГРЫ
Комментарии
К этому материалу пока нет комментариев, ваш будет первым.
Обсудить материал
Автор: Email:
Код*:
Введите символы, указанные
на картинке справа. Обновить.


Предыдущий материал
Борис Кац, «Фирма Гамма» («Гамма ТД»): «Выставка Kids Russia – это хорошая возможность заявить о нашей готовности снабжать детский рынок продукцией в любое время и любой сезон»
Следующий материал
Латыпов Максим (Фабрика Творчества)

#kuklavesna, #vesna.toys, #vesnaigru

«Весна» на Международном педагогическом форуме
03.10.22 
163
 
 
НравитсяВсего 1 человек
 1



Новинки


Статьи