Творческое воображение ребёнка появляется гораздо раньше, чем мы можем себе представить. Первые проявления творческого воображения относятся к 2,5 - 3 годам, потому что именно в этом возрасте ребёнок начинает действовать в воображаемой ситуации, с воображаемыми предметами. Возникает это, прежде всего, в игре.
Чем больше ребёнок получает впечатлений, тем разнообразнее его игры, тем больше простора для развития его воображения. Первоначально малыши воспроизводят бытовые сюжеты: кормление, одевание, приготовление обеда. Затем появляются производственные сюжеты: игры в шофёра, доктора, строителя, а в конце дошкольного возраста возникают игры с общественно-политическими сюжетами. Развитие сюжетов детских игр во многом определяется взрослыми. Большинство детей до посещения детского сада воспроизводят в играх быт семьи. И только специальная работа воспитателя по ознакомлению детей с разными сферами жизни с помощью экскурсий и использовании кукол по профессиям, обогащает и развивает игры.
Роль куклы в развитии творческого мышления маленького человека очень велика. При игре с куклой творчество может проявляться во всём. Например, внутреннее убранство кукольного дома может быть изготовлено из пуговиц, мелких коробок, катушек. Очень несложно сделать игрушечный телевизор и показывать фильмы, которые придумает и создаст ребёнок. Для этого в картонной коробке вырезается экран, а на длинном листе бумаги, свернутой в рулон на карандаш, рисуется фильм. Вращая карандаш, вставленный в коробку перед экраном, ребёнок покажет своим куклам собственную телевизионную программу.
Особенное значение в режиссёрских играх приобретают транспорт и ландшафт. Куклы могут ездить друг другу в гости и путешествовать. Для «путешествий» нужно подбирать машинки, подходящие по размеру и сюжету. Ландшафт можно создавать, используя обычный подручный материал: лоскутки ткани (озера и луга), веточки с листиками или хвоей (деревья), камешки (скалы), палочки или ленточки (дороги и тропинки). Любые игрушечные деревья, карты с изображением местности – все это с успехом можно использовать для разнообразных режиссёрских игр.
У дошкольника вся его жизнь пронизана фантазией и творчеством. К концу дошкольного возраста воображение ребёнка отрывается от внешних опор и переходит во внутренний план.
Этот переход подготавливается тем, что ребёнок должен сначала представить свои действия, их последовательность, их значение для общего сюжета игры, а потом действовать.
Школа предъявляет уже особые требования к памяти, логическому мышлению, и нередко воображение ребёнка, не получив должного развития в дошкольном детстве, постепенно тускнеет и уже далеко не всегда проявляется у взрослых. Но в тех случаях, когда мы поддерживаем искру творчества и фантазии в ребёнке, воображение его может принести плоды в старшем возрасте. Именно в игре с куклой можно начать формировать у ребёнка умение находить собственное решение, оригинальные ответы, способность действовать в плане образных представлений. И может быть, именно отсюда начинается великая способность.
Куклы, которые помогут развитию творческого воображения