Последние три года на рынке игрушек сами популярными были конструкторы, их доля увеличивалась в среднем на 2 % в год и составила 21 % продаж всех игрушек в 2016 году. Однако с декабря 2016 года NPD Group стало фиксировать новый тренд: повышенным интересом начали пользоваться дроны и радиоуправляемые машины. Если в 1 квартале 2016 года доля дронов и радиоуправляемых машин в сегменте игрушек для мальчиков составляла 9 %, то в 1 квартале 2017 года уже 13 %. Конструкторы, напротив, с конца 2016 года перестали расти, а остальные сегменты не показывали существенной динамики.
«Продажи радиоуправляемых машинок и дронов начали расти с декабря 2016 года, родители выбирали их в подарок к Новому году. В феврале дроны вновь опередили остальные игрушки, и на этот раз их покупали мальчикам к 23 февраля, - объясняет генеральный директор российского подразделения NPD Group Мария Ванифатова. - Оба эти праздника относятся к высокому сезону на рынке игрушек для мальчиков, на декабрь и февраль суммарно приходится треть годовых продаж».
Помимо России, игрушки дроны растут только в США. В декабре 2016 года доля дронов на рынке США выросла на 11 % против аналогичного периода 2015 года и составила 5 % рынка. По данным NPD Group, до Европы тренд еще не добрался. Во Франции, Великобритании, Германии, Италии и Испании рост воздушных и наземных радиоуправляемых машин в декабре 2016 года составил лишь 1 % к декабрю 2015 г. Интересно, что в России совокупная доля всех радиоуправляемых игрушек в два с половиной раза больше, чем в других странах.
На рынок игрушек влияет мода на дроны, которые разработчики и предприниматели пытаются использовать в разных отраслях. Уже несколько лет дроны активно применяют для фото и видеосъемок, задействуют во время шоу и концертов. Кроме того, дроны тестируют для доставки мелких товаров и пиццы, обслуживания гостей в ресторанах и даже собираются отправлять с помощью дронов лекарства и припасы в труднодоступные населенные пункты.
«Многим взрослым хочется самим позапускать дроны, но большинство психологически не может позволить себе купить модное летающее устройство ради развлечения, - объясняет Мария Ванифатова. - Другое дело подарить дрон или радиоуправляемую машину ребенку, чтобы запускать вместе. К тому же, ассортимент детских дронов и радиоуправляемых машинок в последние два года в России расширился и теперь в рознице представлены модели в разных ценовых категориях». В феврале 2017 года ассортимент радиоуправляемого воздушного транспорта увеличился на 47 %, радиоуправляемых машинок на 82 % по сравнению с аналогичным периодом 2016 года.
Современные радиоуправляемые машины отличаются от своих предшественников, в которые дети играли еще 5-7 лет назад. Одним из лидеров продаж в феврале 2017 года стала дроид по мотивам «Звездных войн» от Hasbro, шар и сфера без привычных колес, которые умеют двигаться в разных направлениях. В топ 20 самых популярных воздушных игрушек на радиоуправлении на отечественном рынке входит 4 квадрокоптера (один из которых нано), а также вертолет-лезвие и летающий шар.
Средняя цена радиоуправляемой воздушной игрушки в феврале 2017 г. составила 1920 руб, что на 14 % средней стоимости в феврале 2016 г. Средняя цена радиоуправляемой машинки снизилась на 24 % и в феврале 2017 года составляла 1230 руб.
Топ 7 самых популярных сегментов игрушек для мальчиков в 1 квартале 2017 г, доля рынка в рублях
#
|
|
1 кв'16
|
1 кв'17
|
1
|
Стандартные конструкторы
|
44.0
|
41.8
|
2
|
Радиуправляемый транспорт
|
9.4
|
12.5
|
3
|
Минитранспорт
|
8.6
|
8.9
|
4
|
Фигурки героев
|
9.4
|
7.5
|
5
|
Бластеры и аксессуары
|
7.2
|
7.5
|
6
|
Наборы и аксессуары для минитраспорта
|
4.0
|
4.3
|
7
|
Наборы для сюжетно-ролевых игр с фигурками героев
|
3.6
|
4.3
|