|
2022 год был для «Союзмультфильма» крайне результативным. И анимационные, и лицензионные проекты оказались очень успешными. На 2023 год у киностудии тоже большие планы. Об этом изданию KanzOboz.KIDS рассказала Юлия Голова, руководитель лицензионного отдела «Союзмультфильма».
Юлия, как происходящие политические и экономические события повлияли на работу «Союзмультфильма» в 2022 году?
Эти события сказались прежде всего на наших международных продажах. Согласно предыдущей версии нашей стратегии развития, в 2022-2023 годах планировался широкий выход на рынки Европы и Америки, однако в текущей обстановке продажи ограничены. Поэтому нам пришлось развернуть вектор в сторону Китая, арабских, азиатских стран и стран Латинской Америки. Сейчас мы налаживаем новые партнерские связи и каналы дистрибуции, уже есть первые точечные сделки.
Какое влияние на развитие мультиндустрии и лицензионного рынка, а также на работу «Союзмультфильма» оказал уход из России мировых киноконцернов?
Эффект от ухода зарубежных контент-мейкеров неоднозначный. С одной стороны, мы лишились здоровой конкуренции, что создает некоторый риск стагнации. С другой стороны, кратно вырос спрос онлайн-кинотеатров и телевизионных каналов на отечественные мультсериалы. Вместе с этим повышается интерес производителей товаров и услуг к лицензиям с российскими персонажами. Мы видим возможность показать наш контент широкой аудитории, проанализировать динамику смотрения, сделать выводы.
Такого количества полнометражных отечественных анимационных релизов и премьер не было, пожалуй, за всю историю отечественной анимации. Только «Союзмультфильм» выпустил два полнометражных мультфильма – «Суворов: Великое путешествие» в мае и «Чинк: хвостатый детектив» в ноябре.
|
Для нас это вызов, который наша анимационная индустрия в нынешнем состоянии уже способна принять. Так, в показе сериалов мы еще в прошлом году достигли паритета 50/50 с зарубежными компаниями, а в полнометражном показе, по нашим расчетам, сможем заместить иностранные фильмы за три-четыре года. Конечно, ситуация очень динамично меняется, но мы готовы работать и быстро расти над собой.
У «Союзмультфильма» есть все возможности занять немалую часть ниши ушедших мейджоров. Мы очень много производим: у студии в разных стадиях создания 19 сериальных проектов, четыре полных метра, плюс еще два полных метра в разработке. То есть уже имеется обширный портфель разнообразного контента и актуальных проектов. И у нас постоянно появляются новые идеи. Российская индустрия исторически сильна своими творцами, креативными ресурсами, авторской школой, – именно за этим в нашу страну на питчинги, смотры часто приезжали представители зарубежных компаний. Это наше мощное преимущество в потенциале может обернуться квантовым скачком.
|
|
Все ли анимационные и лицензионные проекты «Союзмультфильма» реализуются в соответствии с намеченными планами? Насколько эффективным сейчас может быть долгосрочное планирование?
Учитывая изменчивость ситуации, мы были вынуждены пересмотреть долгосрочные планы, которые ранее были расписаны до 2030 года. Сейчас необходима определенная гибкость, поэтому обновленная стратегия развития «Союзмультфильма» ограничена тремя годами.
Не так давно зрители увидели новые приключения персонажей классических мультфильмов «Ну, погоди!», «Простоквашино» и «Умка». Как эти проекты были встречены аудиторией? Какой была реакция со стороны лицензионного рынка?
«Простоквашино» – сериал, который стартовал в апреле 2018 года и в 2022 году, можно сказать, набрал обороты: он получил на платформе Youtube свыше миллиарда просмотров. На данный момент бренд и его персонажи стабильно востребованы лицензиатами.
«Ну, погоди! Каникулы» и «Умка» – новые проекты, которые были запущены в 2021 и 2022 годах. Они пока еще набирают рейтинги. В случае с первым мы видим потенциал в области сегмента спортивного инвентаря, а история о белом медвежонке еще до официального старта в онлайн-кинотеатре Okko привлекла лицензиатов совершенно разных сегментов. В продаже уже можно найти аксессуары и украшения ювелирного бреда «Ника» по мотивам «Умки».
Детской аудитории всё равно, старые это персонажи или новые. Ребенок смотрит сериал «с чистого листа», и он увлечется, если ему будут понятны образы, юмор, живой сюжет. Родители могут присоединиться к просмотру, рассказать о героях своего детства, показать ребенку классику, – так мы создаем потенциал для того, чтобы у экрана могли объединиться представители нескольких поколений. Аудитория тепло приняла оба новых проекта: стартовавший в ТВ-показе этим летом сериал «Ну, погоди! Каникулы» демонстрировал показатели по телеканалу «Карусель » выше среднего.
|
|
|
Есть ли у киностудии дальнейшие планы по перезапуску мультфильмов из «золотой коллекции»?
Перезапускать «золотую коллекцию» для нас не является самоцелью, всё зависит от динамики зрительского интереса. На данный момент из 19 сериальных проектов, которые находятся в разных стадиях производства и разработки, только шесть так или иначе связаны с классикой, а остальные – оригинальные истории.
В январе в прокат вышел полнометражный художественный фильм «Чебурашка», созданный студией Yellow, Black&White и онлайн-кинотеатром START при участии киностудии «Союзмультфильм», телеканала «Россия-1» и при поддержке Фонда кино. Это абсолютно новая мультвселенная со знакомым нескольким поколениям героем, сборы которой 16 января превысили рекордные для российского проката 4 млрд рублей.
|
Такой взрывной успех вызвал всплеск интереса к образу легендарного героя как со стороны пользователей сети, так и со стороны производителей. По нашим данным, в поисковых сервисах вдвое выросло количество запросов со словом «чебурашка», а на платформе YouTube за последние три месяца на 4 млн увеличилось количество просмотров новогоднего короткометражного мультфильма «Чебурашка. Секрет праздника» (2020 г.), достигнув суммарно 34 млн.
В то же время мы наблюдаем высокую активность производителей товаров и услуг, которые хотят приобрести лицензию на популярного персонажа, ведутся переговоры с торговыми сетями по кросс-промо и акциям лояльности, а также в категориях одежда, продукты питания, косметика, игрушки. При этом все компании из числа тех, кто сомневался в подписании договоров в прошлом году, сейчас стараются заключить сделки. Студия Yellow, Black&White и «Союзмультфильм» планируют дальнейшее развитие бренда «Чебурашка». Думаем, что именно сейчас людям очень нужны знакомые, понятные герои.
Совместно с коллегами из YBW под старт фильма мы разработали лицензионную программу, первые договоренности по которой были достигнуты еще до начала проката. Так, еще накануне премьеры в ресторанах компании Pinsky&Co можно было попробовать эксклюзивный десерт «Чебурашка», а бренд дизайнерской одежды DNK представил коллекцию с главным героем фильма. Вот-вот в магазинах появятся кондитерские изделия от компании «Конфитрейд». Безусловно, все понимают, что это главный новогодний хит с потенциалом на продолжение, поэтому интерес лицензиатов сразу был высок. Думаю, нас ждет новый виток «чебурашкомании».
|
|
В 2022 году «Союзмультфильм» выпустил полнометражные анимационные фильмы «Суворов. Великое путешествие» и «Чинк: Хвостатый детектив». Насколько лицензиаты заинтересованы в таких проектах? Каков срок жизни лицензий по полнометражным фильмам?
Многое зависит от того, задумывает ли студия анимационный проект как франшизу, как динамичную мультвселенную, – то есть планируются ли сиквелы, приквелы, спин-оффы в виде сериалов, короткого метра.
Уже под старт проката потенциальных блокбастеров можно делать капсульные коллекции и линейки товаров, которые поклонники франшизы начнут скупать еще до премьеры.
В случае с фильмом «Суворов: Великое путешествие» ситуация несколько иная. Мы изначально хотели создать точечный образовательный проект, для нас это был своего рода эксперимент, новаторство – попробовать переложить на гротескный язык анимации реальные исторические события и рассказать о них увлекательно. Это скорее можно отнести к просветительской миссии студии.
А вот «Чинк: хвостатый детектив» вырос из мультвселенной детективного анимационного сериала «Тайны медовой долины», который продолжает выходить на экраны. То есть те наши партнеры, которые приобрели лицензию на персонажей этого проекта ранее, с выходом фильма получили дополнительный бонус в виде скачка интереса потребителей.
Большинство компаний, выпускающих лицензионную продукцию, всё же отдают предпочтение лицензиям по мультсериалам? На какие критерии при выборе лицензии Вы рекомендуете ориентироваться производителям детских товаров?
Предпочтение отдается мультсериалам по объективной причине – это регулярность и долгосрочность показов: дети растут, учатся, развиваются вместе с героями, моментально их узнают.
При выборе бренда рекомендую обращать внимание на статус правообладателя, его репутацию, объем уже созданного контента и планы по его выпуску, рейтинги на ТВ и в популярных онлайн-кинотеатрах. Важно поинтересоваться, есть ли у контент-мейкера разработанные стайл-гайды для широкого спектра товаров, готовы ли его дизайнеры участвовать в совместной работе. Конечно, важными аспектами являются гарантии защиты от контрафакта и взаимовыгодные финансовые условия.
|
|
|
Готовы ли покупатели сегодня дополнительно платить за товары с популярными героями?
Дети всегда, вне зависимости от ситуации, будут просить у родителей приобрести товары с любимыми героями. В продукции повседневного спроса, пищевого сегмента, канцтоваров спрос всегда будет довольно устойчив. Наши акции с торговыми сетями «Магнит», «Перекресток» показали, что интерес к брендированной продукции остается на высоком уровне. Как показывает практика, анимационные персонажи вызывают и будут вызывать яркую эмоциональную реакцию и у детей, и у взрослых.
|
Как магазину привлечь дополнительное внимание покупателей к лицензионной продукции? Какую поддержку «Союзмульфильм» как лицензиар оказывает рознице, которая включает в свой ассортимент продукцию, выпущенную по лицензиям киностудии? Какие трейд-маркетинговые активности Вы предлагаете своим лицензиатам и их магазинам-партнерам?
Одна из наших стратегических целей – работа с крупными представителями ретейла по проведению совместных акций лояльности. В 2021/2022 годах мы уже взаимодействовали с такими гигантами, как «Магнит», «Перекресток», и увидели значительный потребительский отклик. В случае с акцией «Перекрестка» даже пришлось заказывать дополнительные партии игрушек, пазлов и др. – эффект превзошел все наши ожидания!
Из-за ухода зарубежных контент-мейкеров крупные ретейлеры стали активнее использовать российские лицензии в акциях лояльности, вырос интерес к отечественным брендам и в связи с праздниками (Новый год, 23 Февраля, 8 Марта, День знаний). С декабря мы проводим акции с «Дикси» и белорусской сетью «ЕвроОПТ». Подобные мероприятия открывают широкие возможности для всех сторон: и продажи растут, и узнаваемость анимационных брендов повышается.
Помимо этого, мы активно взаимодействуем в направлении e-commerce. Уже сейчас студия запустила собственную бренд-площадку на маркетплейсе Ozon, которая предлагает различные возможности по продвижению лицензиатов (баннеры, отдельные полки и др.), параллельно мы ведем переговоры еще с рядом крупных платформ.
|
|
|
Какие товары, выпущенные по Вашим лицензиям, стабильно пользуются популярностью у детей и их родителей? В сотрудничестве с какими лицензиатами заинтересован «Союзмультфильм»?
Наши персонажи, как классические, так и новые, неизменно привлекают внимание детей и взрослых. Традиционно особым успехом пользуются игрушки, развивающие игры, детское питание, а у взрослых – товары из сферы fashion.
Мы нацелены на сотрудничество с ключевыми игроками в каждой категории. Например, в последние годы нашими лицензиатами стали такие гиганты рынка, как ГК «Очаково», ГК «Черноголовка», ГК «Сладкая сказка» и др. Из ярких fashion-проектов многим, думаю, запомнилась наша коллаборация с брендом оверсайз одежды MONOCHROME: капсульная коллекция была распродана в считаные дни – яркие худи, футболки, рубашки, кардиганы приобрели многие селебрити и популярные блогеры. Сейчас еще одну капсульную коллекцию мы презентовали совместно со стильным брендом масс-маркета BeeFree.
Студия заинтересована в создании нестандартных и запоминающихся коллабораций не только с крупными компаниями, но и с небольшими производителями. Так, в прошлом году настоящим хитом стала коллекция туалетной воды по мотивам классических и новых мультфильмов киностудии, созданная совместно с «Библиотекой ароматов».
|
|
|
Расскажите, пожалуйста, об опыте сотрудничества с канцелярскими компаниями.
У нас есть два крупных партнера, которые производят канцелярские и развивающие товары для детей, а также школьные принадлежности, – это «Симбат» и «Синеполис». В их лицензионный ассортимент входят пеналы, папки, тетради, альбомы, карандаши, фломастеры, альбомы и многое другое.
Что можно назвать типичными ошибками лицензиата?
По нашим наблюдениям, не все лицензиаты четко понимают свою аудиторию, из чего вытекает множество ошибок. К примеру, компания может выбрать бренд, не соответствующий целевой аудитории, или же сразу для нескольких серий своей продукции выбирает один лицензионный бренд, который рассчитан на детей от трех до пяти лет, и предполагает разместить его на всех товарах, не учитывая возраст потребителей. Или же может предпочесть люксовый бренд для товаров повседневного спроса и, наоборот, слишком простой образ для люксовой продукции. Бывает и так, что производитель хочет приобрести лицензию на бренд, который никак не соответствует товарной категории. Согласитесь, было бы странно, к примеру, реализовывать бытовую технику с рекламной компанией «Ну, погоди!» или фармацевтическую продукцию с «Бременскими музыкантами».
|
У «Союзмультфильма» сейчас очень широкий портфель сериальных проектов от 0 до 12 лет, а также «золотая коллекция», нам есть что предложить каждому партнеру, однако этот выбор должен быть релевантен, гармоничен. Синергия анимационного образа и продукта – цель каждой коллаборации, каждого проекта, и ради этого мы готовы индивидуально работать с каждым производителем. Необходимо, чтобы лицензиат хорошо понимал своего потребителя, его портрет, проводил регулярные исследования. В этом случае мы сработаемся максимально эффективно.
Еще один важный момент, который учитывают не все партнеры, – сроки, необходимые на разработку совместного проекта. Еще на стадии первоначальных договоренностей мы уточняем временной отрезок, в который нам предстоит уложиться, однако всё равно случаются авралы из-за невнимательности производителя. Важно понимать, что брендирование – это процесс, который требует времени и постоянного взаимодействия правообладателя с партнером. Поэтому все сроки оговариваются максимально четко и сверяются постоянно.
Как, помимо лицензирования товаров, производители могут использовать персонажей «Союзмультфильма» в своих маркетинговых программах? Какие возможности рекламных интеграций и коллабораций предлагает киностудия?
Мало просто продать лицензию – важно обеспечить лицензиату индивидуальные условия и поддержку, например продвижение по линии PR и маркетинга. Именно так работали лучшие зарубежные контент-мейкеры, и наша студия исследует и перенимает их опыт.
Как крупный игрок на рынке, обладающий значительными ресурсами, «Союзмультфильм» предлагает комплексные пакеты, включающие поддержку в рамках собственного телеканала «Мультиландия» и в области совместных акций с ретейлерами. Приобретая наши франшизы «Союзмультпарк», «Союзмультклуб», «Союзмульткафе», партнер также получает гарантированную поддержку, в частности возможность использования анимационных персонажей в рекламных материалах.
«Союзмультфильм» практикует индивидуальный подход к каждому партнеру, разрабатывая компанию в зависимости от целевой аудитории и ожидаемого эффекта.
|
|
|
Каковы основные планы «Союзмультфильма» на 2023 год? Чем Вы порадуете зрителей и лицензионных партнеров?
Как мы ожидаем, 2023 год станет для нас периодом активного развития уже существующих франшиз и разработки новых. В части полнометражных фильмов мы готовим к запуску масштабный проект «Формула воды» – совершенно новую фэнтези-вселенную о мире, где исчезла пресная вода. Кроме того, в разработке еще две потенциально успешных картины – экранизации книжных бестселлеров. Первый – «Малуша» Олега Роя: мы приобрели права и сейчас пишем сценарий. Это история, в центре которой варяг Эрик, который по сюжету оказывается на Руси, встречает дитя земли Малушу и после всех приключений понимает, что истинная сила – в добром сердце, а не в топоре. Вторая – «Тайны Чароводья» Юлии Ивановой. Это увлекательный и красивый мир с юными волшебницами Эльдой и Шани, которые противостоят расколу в королевстве. Здесь также будет много оригинальных персонажей и сюжетных линий.
В части сериальных проектов мы стремимся к заполнению подростковой ниши, которая сейчас фактически пустует. У нас уже есть успешный опыт с проектом «Приключения Пети и Волка», который на платформе «Кинопоиск» имеет высокую оценку 8.7, поэтому мы решили продолжить разработку сериалов для этой аудитории, студия видит в этом большой потенциал.
В реализации лицензий мы также будем масштабироваться – уже сейчас у «Союзмультфильма» фактически есть собственное лицензионное агентство, и мы думаем о создании брендинговой компании, которая будет заниматься комплексной поддержкой и развитием франшиз, в том числе и сторонних компаний.
В целом наша главная задача – сконструировать вселенную «Союзмультфильма». Подразумевается, что наша аудитория будет встречаться с персонажами студии не только на экране, но и в быту (на предметах обихода), в процессе обучения и досуга. И мы уверены, что эта вселенная способна стать №1 в стране.
|
KanzOboz.KIDS 2023
скачать PDF
|