Применение вендинговых машин охватывает самые разнообразные виды товаров. В таких устройствах можно купить даже скоропортящиеся продукты. При этом недорогие, компактные товары с неограниченным сроком хранения, какими являются канцелярские принадлежности, по идее, отлично подходят для автоматизированной торговли. Тем не менее, вендинговые машины, продающие канцтовары, встречаются, мягко говоря, нечасто. Попробуем разобраться, есть ли смысл начинать бизнес в этой незанятой нише?
Красивое иностранное слово «вендинговая машина», по сути означает «торговый автомат». Да, именно так устройства для автоматизированной торговли назывались в СССР. История вендинга не ограничивается эпохой высоких технологий и уходит корнями в глубокую древность.
Самый первый торговый автомат, о котором сохранилось письменное упоминание, появился в 215 году до н.э. Если в него кинуть монетку, то он наливал воду. Такие автоматы устанавливались в храмах Древней Греции. Интересно, что вендинг твердых предметов начался как раз с торговли канцтоварами. В 1076 году в Китае был создан автомат, который продавал металлические палочки для письма — прообраз современных карандашей.
Но как серьезный бизнес, вендинг стартовал в США в середине XIX века. Именно тогда были созданы автоматы по продаже жевательной резинки. В нашей стране массовое использование торговых автоматов было начато в 30-х годах XX века. Наибольшей популярностью пользовались автоматы по продаже газированной воды и газет, но через автоматы продавались и некоторые другие виды товаров. В ряде организаций действовали полностью автоматизированные буфеты на основе вендинговых машин, где продавались бутерброды и горячие напитки.
В 90-е годы из-за инфляции в нашей стране на металлические монеты практически ничего нельзя было купить. Не изменила ситуацию для вендинга и деноминация 1997 года, так как самой крупной монетой после нее стала 5 рублей, современные монеты достоинством 10 рублей массово выпускаются лишь с 2009 года. Вплоть до конца XX века не существовало технологий автоматического распознавания подлинности банкнот, пригодных для массового использования в вендинговых машинах.
Проблема увеличения количества монет для оплаты товара в результате инфляции была в те годы и за рубежом. Ее решили установкой в вендинговые машины оборудования для приема платежей банковскими картами. Но в России в 90-е годы банковские карты не имели широкого распространения, поэтому торговые автоматы просто перестали на долгое время использовать.
И лишь в середине 2000-х годов, когда системы автоматического распознавания подлинности купюр дошли до определенного уровня и стали стоить дешево, торговые автоматы триумфально вернулись в жизнь россиян, на этот раз под названием «вендинговые машины».
Что нужно для вендинга
Главное для вендинга — найти удачное место, где представители целевой аудитории находятся в большом количестве и готовы совершать покупки. Самый лучший вариант — средние и высшие учебные заведения. Школьники и студенты часто используют канцтовары, часто их теряют и ломают. Менее перспективными являются учебные заведения, осуществляющие повышение квалификации, так как в них сейчас используются современные безбумажные технологии.
Для размещения торгового автомата вам придется получить разрешение от администрации учебного заведения, а на практике это сделать непросто. Кроме того, размещение канцтоваров в государственных учебных заведениях жестко регулируется местными властями. Возможны также разбирательства с родителями школьников, которые видят (и зачастую не беспочвенно) в торговых автоматах еще один способ вытянуть из них деньги, пользуясь особенностями детского мировосприятия.
Вендинговые машины, торгующие канцтоварами в школах, могут принимать только карты, которыми учащиеся расплачиваются за еду в столовой, либо снимать деньги с личного счета школьника с помощью биометрической идентификации. Эта система, предусматривающая контроль за расходами несовершеннолетних, скорее всего, будет благосклонно воспринята родительским комитетом. Но здесь встает другая проблема — придется договариваться с банком, который реализует систему оплаты питания.
Установить торговый автомат в вузе, вроде бы, проще, ведь там учатся взрослые люди, которые без проблем платят за себя сами. В США, например, есть положительный опыт размещения автоматов, торгующих канцтоварами, в некоторых колледжах и университетах. Но здесь тоже есть проблема — это слишком выгодное место, чтобы там были гуманные ставки аренды. Приготовьтесь платить за аренду не менее 15000 рублей в месяц вне зависимости от вида товара, которым торгуете. Для автоматов, торгующих едой, это вполне приемлемая ставка, для торговли канцтоварами — нет. Кроме этого, если здание вуза находится в федеральной собственности, а это как раз крупные престижные университеты с платежеспособными студентами, то размещение вендинговой машины возможно только через тендер, который еще предстоит выиграть. А если вуз еще и является режимным объектом, то приготовьтесь к общению с его подразделением, отвечающим за безопасность, которое может не допустить аренды места, если сочтет, что в автомате потенциально могут находиться подслушивающие устройства. Возможно, легче будет договориться с администрацией частного вуза, так как наличие вендинга в учебном заведении создает ему современный имидж, ставя вровень с западными вузами, и в итоге привлекает новых студентов.
Региональная специфика
Как сообщает портал «Вести.ru», в школах Москвы в ближайшее время запретят установку вендинговых машин. Правда, речь идет о вендинге продовольственных товаров, так как коммерсанты, потакая вкусам детей, загружали в торговые автоматы нездоровую еду вроде чипсов, что вызвало справедливое недовольство родителей. Коснется ли этот запрет вендинга других категорий товаров, не сообщается.
В некоторых школах подмосковных городов Химки и Одинцово в 2016 году появятся автоматы по продаже канцтоваров, использующие биометрическую идентификацию. Родители школьника открывают специальный счет в «Сбербанке» (этот банк выступает партнером проекта). Совершая покупку, школьник для идентификации прикладывает ладонь к вендинговой машине. При этом со счета списывается оплата за покупку.
Перспективно размещение канцтоваров, оформленных по мотивам популярных мультфильмов или комиксов (так называемых лицензионных канцтоваров), в крупных торговых центрах, куда обычно ходят всей семьей. В отличие от обычного магазина, в который надо зайти и, возможно, отстоять очередь у кассы, вендинговая машина позволяет родителям сразу порадовать ребенка красивой авторучкой или ластиком. То есть, по сути, поощряется совершение импульсивных покупок.
Большой трафик, полезный для вендинга канцтоваров, дают музеи, картинные галереи и другие места, где ходит много туристов. В вендинговую машину загружаются канцтовары с символикой места, где она установлена. Здесь также эксплуатируется стремление к импульсивным покупкам — посмотрели музейную экспозицию, очень впечатлила, и тут же вы можете мгновенно купить сувенирные канцтовары.
В России уже есть успешные примеры торговли в вендинговых машинах лицензионными канцтоварами и сувенирами.
Оборудование и его обслуживание
В отличие от выбора места установки, оборудование для вендинга канцтоваров, наоборот, намного проще и дешевле, чем в других видах вендинга. Канцтовары, как правило, компактны и не требуют особого температурного режима хранения. Мало того, авторучки, карандаши и тетрадки вполне можно оплачивать только монетами. Благодаря этому торговые автоматы, специально предназначенные для канцтоваров, стоят на порядок дешевле, чем, скажем, автоматы, торгующие закусками.
Если отбросить откровенно демпинговые предложения, то стоимость автомата для торговли канцтоварами, принимающего в оплату только монеты, начинается (по состоянию на январь 2016 года) с 20 000 рублей. Причем выпускаются вендинговые машины для канцтоваров, работающие от алкалиновых батареек или аккумуляторов, к которым даже не надо подводить линию электропитания.
В том случае, если автомат принимает только монеты, вполне реально наладить его самостоятельное обслуживание. Вендинговые машины, способные принимать купюры, могут обслуживаться только высококвалифицированными специалистами, поэтому при использовании таких машин необходимо заключить договор со специализированной сервисной компанией.
ФАКТЫ
Вендинг (англ. vending от англ. vend — торговать (через автоматы)) — это продажа товаров и услуг с помощью автоматизированных систем (торговых автоматов). Вендинг получил широкое распространение в мире как удобный и не очень требовательный способ вести торговлю или оказывать услуги.
Более 35 % торговых автоматов в США установлено на промышленных предприятиях, 27 % — в офисах, 9 % — в учебных заведениях, примерно по 5 % приходится на отели, рестораны и больницы, 12 % размещено в публичных местах.
В Европе, по данным EVA (European Vending Association), установлено 4,5 млн торговых автоматов. Ежегодно через них продается товаров на $20 млрд. По мнению аналитиков, этот показатель увеличивается на 5-10 % в год. Среди европейцев больше всех торговыми автоматами пользуются немцы. В Германии более 2 млн таких машин. В Великобритании — около 500 тысяч.
В Японии автоматы играют чуть ли не главную роль в сфере продаж. Количество таких машин в стране — 5,6 млн (1 автомат на 23 жителя). Самыми распространенными являются автоматы по продаже напитков (более 2,6 млн). Объем рынка — около $60 млрд (самый большой в мире).
Правовые вопросы
Основой для использования торговых автоматов является статья 498 Гражданского кодекса РФ. Согласно ей, договор купли-продажи заключается с момента совершения покупателем действий, необходимых для получения товара. Если покупатель внес деньги и совершил все необходимые действия, описанные в инструкции, но товар не получил, то, согласно той же статье, по первому требованию продавец должен предоставить ему товар или же вернуть деньги. По сложившейся уже в России практике, если клиент не получил товар в результате технического сбоя, а также, если он не получил положенную сумму сдачи, продавец возвращает ему деньги на счет у мобильного оператора.
Обычную систему налогообложения технически сложно реализовать применительно к вендингу, затраты по ее организации сводят на нет выигрыш от автоматизации торговли. В связи с чем применяют упрощенную систему налогообложения, не позволяющую клиентам возмещать НДС. Из-за этого вендинг канцтоваров не осуществляется в офисных центрах, так как располагающиеся там компании централизованно закупают канцтовары у фирм, использующих обычную систему налогообложения. Предпочтительной организационной формой для владельцев вендинговых машин является ИП, так как в таком случае не придется осуществлять обязательную для ООО инкассацию со сдачей выручки в банк.
Выводы
Основной проблемой для вендинга канцтоваров является выбор места. Как уже отмечалось, «зайти» в школы и вузы непросто, а в бизнес-центрах — хоть теоретически и может быть спрос, но невозможно обеспечить клиентам возврат НДС.
Продажа лицензионных канцтоваров более перспективна, но здесь рынок ограничен количеством крупных торгово-развлекательных комплексов семейного формата. По сути, эта затея выгодна лишь для городов-миллионников.
По мнению автора статьи, серьезный импульс вендингу канцтоваров может дать развитие внутреннего туризма в России. В маленьких провинциальных музеях не всегда есть возможность выделить отдельного сотрудника для торговли канцтоварами с символикой заведения. Этим занимается экскурсовод, который не всегда оказывается у прилавка с сувенирами, когда посетители хотят совершить покупку. Наконец, при всей распространенности электронных коммуникаций до сих пор сохраняется традиция отправлять открытки непосредственно из мест, где вы побывали. В автоматах можно продавать как сами открытки, так и пишущие принадлежности для их заполнения. При этом автомат не только оказывается удобным для посетителей, но и самостоятельно может выполнять функцию арт-объекта, если украсить его корпус.