Когда-то все мы обучались рисованию, хотя бы на уровне школьных уроков. И, конечно же, все начиналось с рисунков карандашом. Потом было рисование акварелью, а кто уже серьезно занимался живописью, переходил на масляные краски или пастель. Тем не менее, возникает вполне логичный вопрос — можно ли развивать свое мастерство и в другом направлении, рисуя карандашом на профессиональном уровне? Зайдя в магазин канцтоваров, вы поймете, что ответ на этот вопрос утвердительный — в продаже есть профессиональные наборы карандашей. Тем не менее, не всегда карандаши, позиционируемые как профессиональные, таковыми являются. Впрочем, и само понятие «профессиональный» применительно к карандашам имеет, на самом деле, весьма своеобразную трактовку.
Применение именно карандашей на первоначальном этапе обучения рисунку полностью обосновано. Карандаши очень просты в обращении, не пачкают руки ребенку, наконец, стадию карандашного рисунка перед переходом к краске миновать не удастся, так как перед тем, как нарисовать что-либо краской, художник делает карандашный набросок.
Но если мы говорим о высоком искусстве, то все не так однозначно. По уже сложившейся традиции, серьезные художники, в том случае, если не используют краски, рисуют картины углем или пастелью, но никак не карандашами. Мэтры искусства в какой-то степени всерьез воспринимают разве что графитовые (т.е. так называемые «простые») карандаши, почти полностью игнорируя цветные. Разве что некоторые, наиболее смелые художники позволяют себе вырисовывать цветными карандашами отдельные детали на картине.
Пренебрежительное отношение к цветным карандашам имеет под собой основу. Раньше цветные карандаши отличались низкой устойчивостью рисунка к выцветанию, их набор оттенков был весьма скуден и не включал в себя некоторые важные для художников оттенки. Но самый главный недостаток прежних моделей цветных карандашей — проблемы, возникающие при смешивании цветов. По сути, передавать оттенки и смешивать цвета можно, либо меняя плотность штриховки, либо делая растушевку. В результате невозможно было получить тонкие оттенки, плавно переходящие один в другой. Для реалистической живописи это является серьезным недостатком, препятствующим использованию в ней цветных карандашей. Возможно применение цветных карандашей для создания абстрактных рисунков и в прикладном дизайне. Но там требуется яркость цветов, которую цветные карандаши раньше обеспечить не могли. Поэтому для данных применений все равно используются масляные, а в последнее время и акриловые краски.
Ситуация полностью изменилась примерно 30 лет тому назад, когда появились цветные карандаши нового поколения. В них стали использоваться натуральные пигменты, стойкие к выцветанию. Значительно расширился набор доступных оттенков. Наконец, появилась возможность смешивать цвета и получать плавные цветовые переходы, не хуже, чем, как минимум, при использовании акварельных красок.
Но мир искусства очень консервативен. Поэтому за столь короткий, по меркам живописи, срок, еще не успели сформироваться мощные сообщества художников, имеющие лоббистские ресурсы. Да и критики пока так и не определили, к какой категории относить рисунки, сделанные карандашами нового поколения. Вот почему до сих пор выставки рисунков, сделанных карандашами, особенно цветными, на престижных площадках являются большой редкостью. А если они и проходят, то без серьезного внимания критиков. Основные жанры, где использовались цветные карандаши — книжные иллюстрации и реклама. Тем не менее, рисунки карандашом явно заслуживают большего, так как они очень выразительны, а их создание требует большого мастерства от художника.
Живопись или графика?
Картины можно разделить на две большие категории — живопись и графику. Однозначных критериев, к какой категории относить произведения искусства, не существует. В практике работы музеев обычно к живописи относят картины, сделанные красками, а все остальное — к графике. Этого же разделения придерживаются многие (но не все) искусствоведы. Тем не менее, некоторые искусствоведы используют более сложные критерии разделения. Обычно в основе них лежит предположение, что живопись отличается от графики не технологией создания рисунка, а тем, что она передает плавные цветовые переходы, из-за чего картина выглядит реалистично, «как в жизни», что соответствует первоначальному смыслу слова «живопись» в русском языке. Но критерии реалистичности передачи цветовых переходов являются субъективными. Так, например, пастель иногда относят к живописи. Другие искусствоведы относят акварель к графике только на том основании, что основой является лист бумаги, который просвечивает через слой краски. Похожее разделение также присутствует и в описании самого действия по созданию картины. Когда речь идет о карандашах или акварели, то говорят «рисовать», а когда о масляных красках — «писать».
Современные карандаши на восковой и масляной основе, а также акварельные карандаши, позволяют смешивать цвета и получать тонкие цветовые переходы так же, как и при использовании красок. Поэтому некоторые специалисты считают, что пора относить такого рода рисунки карандашом уже не к графике, а к живописи.
Ситуация изменилась в 2000-х годах с широким распространением Интернета и ростом популярности социальных сетей. Появилась возможность выкладывать свои произведения в сеть, их смотрит многомиллионная аудитория. С другой стороны, для того, чтобы рисовать цветными карандашами, не надо иметь собственную мастерскую, достаточно лишь письменного стола. Карандашами, в отличие от красок, практически невозможно случайно что-то испачкать в квартире. Не требуется приобретать дорогостоящие холсты, а получившиеся произведения можно оцифровать, «засунув» их в самый обычный сканер.
Завоевав популярность у интернет-аудитории, художник может монетизировать свой успех. Самый очевидный вариант — доходы от рекламы, размещаемой на сайте с картинами. Но бывает, что популярного в Интернете художника приглашают принять участие в коммерческих художественных проектах.
Итак, профессиональные карандаши — это в первую очередь инструмент для книжных иллюстраторов, дизайнеров рекламы и некоторых других разновидностей художников, которые зарабатывают, рисуя карандашом. Вместе с тем, это еще и инструмент для художников-любителей, желающих, чтобы их рисунки были выполнены на высоком уровне.
Общие особенности
В конструкции самых различных профессиональных карандашей есть некие общие черты, проявляющиеся практически во всех моделях:
— Высокая стабильность параметров грифеля как от карандаша к карандашу, так и по длине карандаша. Профессиональный художник обладает способностью в точности представить себе, какого оттенка будет линия на картине, которую он собирается нарисовать. И какой для этого следует взять карандаш. При этом оттенок конкретного экземпляра карандаша при конкретной степени использованности не должен обмануть художника.
— Очень тонкий помол графита или красителя. Недопустимо наличие в грифеле крупных частиц, царапающих бумагу.
— Состав грифеля оптимизирован под профессиональные сорта бумаги. Каждому типу карандаша, не только для профессионального использования, соответствуют определенные типы бумаги, на которых им лучше всего рисовать. Если вы возьмете обычную бумагу и начнете на ней рисовать профессиональными карандашами, то результат вас разочарует. С другой стороны, обычные карандаши не позволяют реализовать те преимущества, которые дает профессиональная бумага для рисования.
— Оправа грифеля из специальных сортов древесины или же покрытие из лака, непосредственно нанесенного на грифель. Для изготовления профессиональных карандашей используются сорта дерева, характеризующиеся малой деформацией под воздействием времени и внешних условий, например, сибирский кедр. Это позволяет исключить повреждение грифеля внутри оправы, что важно именно для профессиональных карандашей, грифель которых, как правило, более хрупкий, чем у обычных карандашей. Также выпускаются профессиональные карандаши, которые представляют собой толстый грифель, покрытый слоем лака, защищающим руки художника. Эти карандаши позволяют реализовать некоторые художественные приемы, характерные для пастельных мелков. Для данных карандашей существуют специальные точилки. А вот оправы из пластмассы в профессиональных карандашах практически не встречаются.
Естественно, что профессиональные карандаши стоят во много раз дороже обычных. Но, даже если имеются лишние деньги на их покупку, все равно не рекомендуется использовать такие карандаши для начального этапа обучения рисованию. Дело в том, что профессиональные карандаши не только имеют более высокие характеристики, но еще и сложнее в использовании. Поэтому браться за профессиональные карандаши нужно уже после того, как вы изучили основы работы с обычными карандашами.
Графитные карандаши
Профессиональные графитные карандаши, помимо вышеуказанных особенностей, отличаются от обычных большим количеством градаций твердости. Если художники-любители используют графитные карандаши с количеством градаций до 5, то продукция для профи предусматривает до 20 градаций. При этом следует отметить, что шаг, с которым изменяется твердость, одинаков как у обычных, так и у профессиональных грифельных карандашей. Просто у грифельных карандашей гораздо шире диапазон значений твердости.
Цветные карандаши
Профессиональные цветные карандаши характеризуются большим разнообразием оттенков. Обычно они продаются в наборах от 48 до 120 цветов в каждом. Следует иметь в виду, что карандаши каких-то цветов стачиваются быстрее, чем другие. Поэтому, выбирая набор, нужно обязательно узнать, если ли к нему в продаже отдельные (запасные) карандаши наиболее востребованных цветов.
Профессиональные цветные карандаши делятся на следующие категории:
— Грифельные. Используется грифель, изготовленный по той же технологии, что и у цветных карандашей для художников-любителей: каолиновая глина смешивается с пигментом и запекается. Отличие заключается в использовании более качественных пигментов — как правило, это натуральные минералы, а не синтетические вещества.
— На масляной основе. Стержень сделан из специального масла с пигментами и некоторыми добавками. Если нанести штриховку одним или несколькими карандашами, а потом пройтись по ней кисточкой, смоченной в растворителе для масляных красок, то можно получить качественное смешение цветов, а также плавные цветовые переходы, характерные для живописи.
— На восковой основе. В этих карандашах основой для стержня является воск, смешанный с пигментами и некоторыми добавками, повышающими прочность. Допускается смешение цветов и получение плавных градиентов при помощи растворителя для масляных красок. Также известны техники смешивания цветов, основанные на нагреве. Например, смешать цвета можно, нагрев заштрихованную область утюгом. В Интернете также можно найти способ, заключающийся в подогреве карандашей в микроволновке непосредственно перед рисованием (не пытайтесь это повторить!).
— Акварельные. Линии, проведенные такими карандашами, могут размываться водой. Соответственно, смешивание цветов и получение плавных цветовых переходов можно осуществить, пройдясь по определенным участкам рисунка кисточкой, смоченной в воде.
— Пастельные. В этих карандашах стержни имеют состав, идентичный пастельным мелкам. Техника рисования та же, что и при использовании мелков, но пастельные карандаши позволяют рисовать тонкие линии со стабильной шириной. К тому же, карандашами в большинстве случаев удобнее рисовать.
Следует отметить, что профессиональные карандаши на масляной и восковой основе могут использоваться и в той же технике, что и грифельные карандаши. Но при этом они дают более яркие, насыщенные цвета. Мало того, некоторые производители профессиональных карандашей не сообщают потребителям о том, что карандаши сделаны на основе воска или масла, продавая их как точно такой же продукт, как и грифельные карандаши, ориентируя их тем самым на традиционные подходы в рисовании. Тем не менее, потребители быстро понимают, что к чему, и делятся между собой через Интернет информацией о составе стержней.
Особняком стоят пастельные карандаши. Дело в том, что пастель бывает трех основных видов: сухая (т.е. прессованный пигмент), на масляной основе и на восковой основе. Поэтому состав стержня профессионального карандаша на восковой или масляной основе близок, если не идентичен составу стержня соответствующего пастельного карандаша. Можно сказать, что данные товарные категории во многом пересекаются. Отнесение карандаша к пастельным, таким образом, во многом зависит от маркетинга, а именно, насколько сильны позиции производителя на рынке в сегменте пастели.
Бренды
Многие компании подхватили модные тенденции и позиционируют свои карандаши как профессиональные. В ряде случаев такое позиционирование оправдано, но иногда карандаши не отвечают требованиям, предъявляемым к такой продукции. Впрочем, единых утвержденных стандартов, какие карандаши считаются профессиональными, нет. Поэтому приходится ориентироваться на бренды. Не вся продукция, выпускаемая под брендом, известным в профессиональной среде, предназначена для профессионального использования. Но если уж на коробке с карандашами от серьезного бренда указано, что они профессиональные, значит, этому можно доверять.
Практически все бренды, под которыми выпускаются профессиональные карандаши, ведут свою историю с XIX, а то и с XVIII века. Примерами являются Faber-Castell, Koh-i-Noor Hardtmuth и Lyra. Несколько особняком стоит бренд Prismacolor, принадлежащий сейчас компании Newell Rubbermaid. Он появился в 30-х годах XX века. Но создавшая этот бренд компания Berol (позже поглощенная Newell Rubbermaid) также имеет историю с XIX века. Применительно к пастельным карандашам художниками высоко ценится продукция Derwent и Cretacolor.
Для профессиональных карандашей большое значение имеют не только параметры, но и признание художественным сообществом. Здесь уже многое зависит от пристрастий конкретных художников, на творчестве которых учатся другие. Примером тому является бренд Prismacolor. Художники, предпочитающие его, как правило, очень привязаны к своему выбору и слышать не хотят о каких-то иных брендах профессиональных карандашей. При этом из объективных причин, определивших выбор, указывают разве что более прочный стержень (что для профессиональных карандашей не так уж и важно). А из субъективных — многие известные в Интернете художники предпочитают Prismacolor.
В отличие от европейского, американское искусство не обременено многовековыми традициями. В США легче, чем в Европе, признать рисование цветными карандашами серьезным искусством. Поэтому именно в США первыми начали формироваться неформальные сообщества художников, рисующих карандашом, и выбирали они преимущественно американский бренд Prismacolor.
На самом деле, если речь идет о ведущих брендах профессиональных карандашей, то качество продукции находится на близком уровне. Рисуете ли вы карандашами Prismacolor или Faber-Castell, главную роль играют ваше мастерство и творческий подход.
МНЕНИЕ ЭКСПЕРТОВ
Павел Коротков, FABER-CASTELL ANADOLU:
В последнее время популярность рисования карандашом растет. В первую очередь из-за открытия всё большего количества специализированных кружков и художественных школ. Их могут посещать как самые маленькие дети, так и зрелые люди, желающие научиться рисовать. Можно сказать, что сегодня цветной карандаш — самый доступный и простой инструмент для рисования. Он не требует специальных навыков и техник, отдельной специальной фиксации на бумаге.
Как правило, карандаши для профессиональных художников отличаются от обычных серий:
— максимально-возможным содержанием красящих пигментов, и как следствие более яркими цветами;
— повышенной светостойкостью — картины, нарисованные профессиональными цветными карандашами, не выцветают долгие годы;
— увеличенным диаметром карандаша — такой карандаш проще держать в руке долгое время.
Профессиональные художники — сложная и своеобразная каста потребителей, их пристрастия формируются в течение долгих лет. Понять их нам, производителям, порой бывает почти невозможно. Могу сказать только то, что люди, рисующие карандашами Faber-Castell, никогда не поменяют этот бренд на другой.
Мы не пытаемся убедить художника в том, что ему надо сменить бренд карандашей, мы просто производим первоклассную продукцию в этом сегменте и предлагаем потребителю сравнить и сделать выбор самостоятельно.
Зденька Жанова, KOH-I-NOOR HARDTMUTH:
На мой взгляд, причина широкой популярности рисования карандашом состоит в простой подготовке к рисованию, возможности рисовать практически где угодно, на разных видах и форматах бумаги. Далее — высокое качество и широкий ассортимент графитовых и цветных карандашей. Рисование карандашом значительно дешевле, чем другие техники рисования и живописи. Для рисования не нужна никакая специальная подготовка или препараты, как, например, для живописи маслом или другими жидкими средствами (мольберт, препараты для ускорения засыхания, разбавители и пр.).
Сегодня с помощью карандаша создаются художественные шедевры, совершенство которых достигает уровня других техник живописи. Рисунки, выполненные карандашом можно посмотреть в профиле нашей компании на .
Цветные карандаши для профессионалов выпускаются в широкой шкале оттенков. Грифели содержат самые лучшие пигменты с высокой светостойкостью. Поэтому гарантирована длительная неизменяемость красок рисунка. Грифели в таких карандашах имеют больше диаметр — минимум 3,8 мм, следовательно, материала для рисования в них больше.
Самыми продаваемыми художественными цветными карандашами под нашим брендом являются POLYCOLOR и MONDELUZ aquarell, оба вида продаются минимум в 72 оттенках.