31 марта 2024

«Каждый мой персонаж — это я сам»

«Каждый мой персонаж — это я сам»

В современном мире чтение для детей играет роль хорошего друга, и интерактивная составляющая выступает сегодня как важный элемент популяризации детской литературы. Как экспериментировать с жанрами и наполнять жизнь читателей радостью изданию KanzOboz.KIDS рассказал Олег Рой, писатель и продюсер авторского книжно-анимационного проекта «ToyRoy».

«Каждый мой персонаж — это я сам»

Олег, важно ли мотивировать детей к чтению? Как привить ребенку любовь к книгам?

С моей точки зрения, главная мотивация детей к чтению — это пример, поданный родителями. Когда в доме хорошая библиотека, когда ребенок часто видит маму и папу с книгой, пусть даже электронной, а не бумажной, когда в семье говорят о книгах, обсуждают их, спорят, тогда и у ребенка складывается то, что психологи называют установкой к чтению. Малыш с первых лет понимает: книги — это хорошо, интересно, клево, классно. Очень полезно не только как можно больше читать малышу вслух, но и обсуждать с ним прочитанное. Спрашивать, какие чувства вызвала в нем история, о чем он подумал, что понравилось, что не понравилось, почему, как бы он оценил характер и поступки того или иного героя, как бы сам поступил на его месте. Такие разговоры не просто воспитывают любовь к чтению, они еще и учат детей разбираться: в себе и собственных чувствах, в других людях, в различных жизненных ситуациях.

Если ребенку нравится писать рассказы, как вывести это на профессиональный уровень? Ваши основные советы?

Честно говоря, не очень понимаю, зачем нужно выводить детское увлечение сразу на профессиональный уровень. Все мы в школьные годы перепробовали множество занятий, которые нас тогда привлекали, — играли в футбол, катались на коньках, пытались тренькать на гитаре, занимались в театральных и художественных студиях. У многих даже неплохо получалось, — но далеко ведь не каждый в дальнейшем стал профессиональным спортсменом, музыкантом, актером или художником. Так же и с литературным творчеством. Чуть ли не все дети в определенном возрасте пытаются сочинять стихи или истории, но это же не повод непременно видеть в них будущих лауреатов книжных премий. В детстве пока важно только то, что ребенок учится выражать свои чувства и мысли, обогащает словарный запас, овладевает богатством и тонкостями родного языка, пытается размышлять над характерами, индивидуальностью, поведением людей. И это уже очень много — даже если юный автор на этом и остановится. Если же желание писать с возрастом не пройдет, не заменится какими-то другими увлечениями или интересами, — тогда на помощь придут занятия в студиях, курсы, пособия, книги по литературному ремеслу.

«Каждый мой персонаж — это я сам»

Насколько сложно неизвестному или начинающему писателю опубликовать книгу и донести ее до широкой аудитории?

В настоящее время опубликовать свой текст стало более чем легко — для этого существует множество интернет-площадок. Там можно не только печататься, но и получать отзывы и рецензии и даже зарабатывать на своих книгах. Знаю немало авторов, кому интернет-публикации приносят доход выше, чем составили бы издательские гонорары или роялти. Так что выпуск книги в бумажном виде в наши дни давно превратился из единственного способа донести свой труд до читателей в вопрос разве что самоутверждения. Да, быть издаваемым автором лестно, но контракт с издательством далеко не всегда означает высокое качество произведения и то, что оно будет с восторгом принято читателями. Сколько графоманской макулатуры пылится на полках книжных магазинов! Во многом это касается и книг третьесортных зарубежных писак, которых у нас еще до недавнего времени издавали в огромном количестве, перекрывая тем самым дорогу талантливым отечественным авторам. Так что начинающим литераторам я дал бы только один совет: не считать контракт с издательством главной и единственной целью своей жизни. Дело не в тиражах, а в том, как ты пишешь, и какой отклик находят твои тексты в душе читателей.

Произведение какого автора вы считаете недооцененным читателями?

Боюсь, если начну перечислять, список получится слишком длинный. Как и в обратном случае — не менее длинным получился бы список распиаренных книг, чья популярность была раздута буквально на пустом месте.

«Каждый мой персонаж — это я сам»

Если ребенок никогда не читал ваши книги, с какой бы посоветовали начать?

На этот вопрос невозможно ответить однозначно. «Ребенки» ведь не стандартные однотипные существа с одинаковыми интересами и предпочтениями. У них разный пол, возраст, вкусы и интересы. А значит, каждому подойдет что-то свое. Скажем, девочкам наверняка понравится серия «ЗАБАВные сказки» с потрясающими иллюстрациями и цикл «Балеринка», в котором есть истории для дошкольниц и для девочек постарше. Или проект «Суперфеечки. Территория девочек», который стартует в этом году и предложит маленьким читательницам не только красочные книги с интересными историями, но и множество любимых девочками мелочей — бижутерию, канцтовары и, конечно же, кукол. Их ровесникам мальчикам, скорее всего, будут интересны приключения, такие проекты как детский детектив «Комиссар Лео» или «Супермяу» — цикл веселых динамичных историй о котятах-учениках школы Супергероев.

«Каждый мой персонаж — это я сам»

На какие возрастные категории рассчитаны ваши проекты?

Можно сказать, что на категории «от рождения и до старости». У меня есть книги для самых маленьких, такие как цикл историй о Дракоше Тоше, герое мультфильма, который так полюбился юным зрителям, что теперь не нуждается в представлении. Есть книги для ребят постарше, дошкольного возраста, например, сказочный цикл «Волшебная лавка Есении», или проект «Зоотоп», который выйдет в свет в этом году. Есть много книг для младших школьников, из которых в первую очередь хочется упомянуть масштабный проект «Страна счастья». В рамках этой действительно огромной вселенной уже начала издаваться серия книг, совмещающих в себе художественную литературу и образовательную составляющую. Этот цикл называется «Азбуки» — «Азбука Арктики», «Азбука Сибири», «Азбука Урала» и так далее, но, по сути, это не азбуки, а энциклопедии, в увлекательной форме рассказывающие юным читателям о нашей удивительной стране.

«Каждый мой персонаж — это я сам»

Однако я пишу не только детскую литературу. У меня издано несколько десятков романов в самых разных жанрах: психологический роман, лирическая комедия, фантастика, мистика, детектив, триллер, нон-фикшн... Часть книг адресованы взрослой аудитории, часть — молодым читателям, подросткам, юношеству. В качестве примера расскажу о фэнтезийно-приключенческой саге «Соратники», это тоже огромный проект, в нем планируется десять романов (основная история, сиквел, триквел и семь приквелов). Герои саги — хорошо знакомые нам по сказкам и мифам славянские божества и сказочные персонажи, такие как Перун, Баба Яга, Кощей Бессмертный — живут в параллельном мире — мире литературных персонажей. Но однажды случается так, что вымышленный мир и наш мир, мир людей, пересекаются, — и это приводит к невероятным событиям. В этой саге есть все, что интересно современному читателю — магия и новейшие технологии, экшн и психологизм, битвы не на жизнь, а на смерть, и всепобеждающая любовь. Первая книга саги — «Пока не погаснет Вещая звезда» уже вышла в свет и скоро планируется выход этого произведения в виде графического романа.

«Каждый мой персонаж — это я сам»

Как вы придумываете персонажей? Откуда черпаете вдохновение?

Как ни странно, я их почти что и не придумываю. Они сами возникают и поселяются во мне, где-то на стыке души и сознания. По большому счету, каждый мой персонаж — это я сам, во всяком случае, какая-то часть меня или моя ипостась. И Дракоша Тоша, и маленькая колдунья Есения, владелица волшебной лавки, и ее друг, неуклюжий игрушечный медвежонок Шмяк, и Яга из фэнтези-саги «Соратники», и Старьевщица из одноименного романа, таинственная дама, покупающая за деньги счастливые воспоминания, и «русский супергерой» Пересвет — все это в некоторой мере Олег Рой.

«Каждый мой персонаж — это я сам»

Какой из форматов ваших проектов получает больше всего откликов? В чем уникальность каждого из них?

Бывает по-разному, но наибольшей популярностью все же пользуются проекты, в которых есть и книжная, и мультипликационная составляющая. Как уже упомянутый мной «Дракоша Тоша» или истории о юных волшебницах из города Мышкина «Сказочный патруль». В создании этого замечательного мультсериала я не участвую, но являюсь автором литературной составляющей проекта. Подобный формат, когда мультфильмы дополняются книжными историями, я считаю очень правильным — ведь в первую очередь я писатель. И как бы я ни любил кино, игровое или анимационное (и как создатель и как зритель), книгу всегда все равно ставлю несколько выше.

Следите ли за статистикой каналов продаж? У каких из них самые высокие показатели?

Затрудняюсь с ответом на этот вопрос. У меня слишком разные проекты, и у каждого своя судьба, абсолютно не похожая на другие. Это невозможно измерить в цифрах и процентах.

«Каждый мой персонаж — это я сам»

Как складываются рабочие отношения с иллюстраторами? Применяете ли технологии ИИ при создании проектов?

Мне (тьфу-тьфу-тьфу!) всю жизнь везет на сотрудничество с не просто хорошими, а с великолепными художниками. И они для меня очень, просто невероятно важны. В том организме, который представляет собой моя команда, художники — это легкие, без них мы все не могли бы дышать. И для меня абсурдна мысль, что можно было бы заменить кого-то из них нейросетью. Творения ИИ, возможно, бывают красивы, но ни в одном из них нет и не может быть души, которую вкладывает в свою работу профессиональный иллюстратор.

«Каждый мой персонаж — это я сам»

Есть ли жанр, с которым хотите поэкспериментировать, но еще не решились?

Пожалуй, нет. Если я заинтересовываюсь каким-то жанром, то тут же и начинаю экспериментировать. Последние мои опыты — это комиксы, графические романы и сюжеты VR-игр. Думаю, из существующих жанров я попробовал уже все или, по крайней мере, почти все. А если что-то не попробовал (например, никогда не писал сценариев к сериалам), — значит, мне это просто неинтересно.

«Каждый мой персонаж — это я сам»

Как относитесь к тому, что книги все больше переходят в цифровой формат?

Двойственно. С одной стороны, очень здорово, что современные высокие технологии позволяют воплощать истории в самых разных формах — интерактив, кино, анимация, аудиокниги, видеоигры, виртуальная реальность и Бог знает, что еще, что уже изобретено или вот-вот изобретут. А с другой стороны — я люблю «настоящие», бумажные книги, храню им верность, и всегда буду хранить. В детстве наше воображение, разбуженное хорошей книгой, заменяло нам и кино, и игровую приставку, и VR-очки. В какой-то степени мне даже жаль современных детей, которые лишены счастья пофантазировать. Им это не нужно — гаджеты и так преподносят все готовое.

«Каждый мой персонаж — это я сам»

Какие лицензии на ваши проекты стали самыми успешными и востребованными? Расскажите о лицензионном будущем вашего бренда.

Вряд ли я смогу дать исчерпывающий ответ на этот вопрос. Как правило, я занимаюсь своими проектами только до определенного этапа и до момента лицензирования уже не дохожу. Мне нравится сочинять, придумывать миры, героев и то, что с ними происходит. А когда истории уже готовы, я передаю проекты в руки других специалистов, чтобы самому побыстрее начать создавать с нуля следующий.

Какие проекты планируете в будущем? Есть ли идеи по созданию «живых» книг с интерактивной анимацией?

Такие планы есть, и на сегодняшний день они уже начали реализовываться. Я говорю сейчас еще об одном масштабном проекте под названием «Русские супергерои». Он состоит из трех частей, каждая из которых адресована своей возрастной аудитории: первая самым маленьким, вторая детям где-то 6-9 лет, третья подросткам и взрослым. Эта вселенная была задумана как отечественная альтернатива голливудским супергероям. Она продвигает чисто российские традиционные ценности: патриотизм, память о нашем грандиозном и героическом прошлом, дружбу народов многонациональной страны, доброту, мужество, отвагу, готовность помочь каждому, кто в этом нуждается. И, разумеется, культуру и интеллект, ведь Россия всегда была и остается страной культурных шедевров, величайших открытий и научных достижений. По форме проект «Русские супергерои» очень многогранен — это и комиксы, и графические романы, и художественные книги, и анимационное кино, и видеоигры, и целая линейка различных товаров: игры, игрушки, одежда, аксессуары, канцелярские и офисные товары и многое-многое другое. Первый шаг уже сделан — мы рассказали о себе на многих площадках и выпустили первый комикс. Теперь движемся дальше, стараемся не сбавлять темп. И я очень надеюсь, что читатели KanzOboz.KIDS пожелают мне и моей команде успехов на этом пути.

KanzOboz.LIFE 2024

скачать PDF

Комментарии
К этому материалу пока нет комментариев, ваш будет первым.
Задавать вопросы и оставлять свои комментарии могут только авторизованные пользователи. Пожалуйста войдите на портал со своими регистрационными данными или зарегистрируйтесь →


Предыдущий материал
Bambi Management: больше, чем просто моделинг
Следующий материал
Как создавать тренды в индустрии детских товаров по системе ТРИЗ

#KIDSOBOZ 2024, #журнал KANZOBOZ.LIFE + KANZOBOZ.KIDS 2024, #Книжная полка