Автоматизация мерчандайзинга в розничной торговле детскими товарами
Мерчандайзинг играет важную роль в розничном бизнесе. Тем не менее с помощью автоматизации повседневных задач этого искусства демонстрировать «товар лицом» можно добиться оптимизации рабочих процессов. Об особенностях выкладки детских товаров, внедрении планограммирования и результатах автоматизации мерчандайзинга рассказал Георгий Смирнов, директор по развитию Lasmart SpacePlanner, онлайн-сервиса для создания планограмм и управления выкладкой товаров в розничной сети.
Георгий, что сегодня происходит с российским рынком детских товаров?
Торговля детским ассортиментом — это торговля с гарантированным спросом: дети рождаются, детей надо кормить, одевать, в этом плане это прекрасный рынок. Но также рынок детских товаров привязан к специфическому параметру — показателю рождаемости. И последние несколько лет он снижается, вызывая у игроков рынка беспокойство. Сейчас российский рынок детских товаров переживает трансформацию — банкротства, усиление роли маркетплейсов и рост доли онлайн-продаж, уход иностранных продавцов и производителей, желание потребителя экономить. Поэтому игроки розничного рынка стараются по максимуму использовать инструменты для увеличения продаж, одним из которых является автоматизация управления выкладкой.
Есть ли особенности в выкладке детских товаров?
Ярких нюансов нет, но есть два фактора. Первый — большое количество товаров импульсного спроса. Второй — необходимость учитывать психологические особенности как взрослых, так и детей. В выкладке детских товаров, и в первую очередь в категории детских игрушек, прекрасно отрабатывает нижняя полка, так как находится на уровне глаз ребенка. В кассовой зоне по этой же причине лучше продаются импульсные товары с нижних полок.
Нужна ли автоматизация управления выкладкой детской розничной сети?
У рынка детских товаров, безусловно, есть свои особенности, но детские сети, как и другие, подчиняются общим законам розничной торговли. Автоматизация управления выкладкой помогает избавиться от ошибок в заказах и при размещении товаров, уменьшает издержки на персонал и время. А планограммы, основанные на аналитике продаж, с учетом реальной полочной вместимости и на основе анализа эффективности полок (стеллажей, торговых зон) — это та зона роста, которая может принести сетям плюс 20-70% выручки с квадратного метра или длины полки. Автоматизация управления выкладкой — это комплексный подход для оптимизации мерчандайзинга. Ценности от внедрения системы автоматизации мерчандайзинга будут едиными для всех розничных сетей — это максимизация продаж и минимизация издержек. И как главный итог, к которому стремится любой бизнес, рост прибыли.
Насколько широко используются сервисы для создания планограмм в продаже детских товаров?
Это зависит от конкретной компании. К примеру, «Детский мир» уже много лет занимается планограммированием и использует для этого специальное программное обеспечение. У автоматизации выкладки детских товаров есть свои нюансы. Зачастую ретейлеры делают планограммы только для традиционного полочного ассортимента — детского питания, ухода, игрушек и т.д. При этом выкладка одежды и обуви осуществляется без планограммирования, хотя и занимает приличную долю в продажах. Я считаю, что это колоссальная проблема, поскольку из-за отсутствия планограмм для этих категорий, ретейлеры недополучают до 30-50% прибыли с продажи ассортимента. Эта же проблема актуальна для fashion-сегмента, который регулярно испытывает издержки за счет overstock, т.к. заказ товаров делается без учета продаж, оценки вместимости торгового оборудования и планограмм, в итоге им регулярно приходится возвращать на склад непроданные груды товара с прошлого сезона.
Но технологии не стоят на месте, планограммирование в fashion уже стало доступным инструментом. Лидеры российского рынка fashion и детского ретейла начинают внедрять планограммы для одежды и обуви, поэтому думаю, что в ближайшее время планограммы для одежды и обуви будут у нас таким же стандартом, как и за рубежом. Многие сети, специализирующиеся на продаже детских товаров, еще только планируют начать автоматизацию мерчандайзинга.
Какие советы можете дать тем, кто в начале этого пути?
Как правило, в больших сетях мерчандайзинг автоматизирован, и уже есть какое-то решение по планограммированию. Автоматизация здесь является обязательной частью, просто потому что масштаб бизнеса обязывает. В таком случае речь идет только об оптимизации действующих процессов.
Если говорить о розничной сети, в которой нет планограммирования как бизнес-процесса, или он есть, но, например, планограммы делают в Excel, и процесс не регламентирован, то тут нужен другой подход. Я рекомендую сначала выстроить этот процесс вручную. Этот путь можно пройти экстерном, но в любом случае сначала нужно научиться делать планограммы по стандартам выкладки и с учетом бизнес-процессов компании, то есть настроить сам по себе мерчандайзинг, а затем уже с определенным осознанием переходить к его автоматизации. Я всегда привожу пример: если кто-то начинает заниматься спортом, единоборствами — сначала этому человеку нужно освоить базу. Базовые упражнения, базовые движения, ударную технику или бросковую технику, потому что если новичка сразу поставить на соревнования, да еще с опытными борцами, то он заведомо проиграет.
Чаще всего систему управления выкладкой внедряют с целью решения конкретных операционных проблем, но зачастую это приводит к большим результатам и значимым изменениям во всей организации. Тем, кому интересно попробовать и убедиться в эффективности SpacePlanner для решения своих задач, предлагаю зайти на наш сайт и воспользоваться сервисом бесплатно.
KanzOboz.LIFE 2024
- Татьяна Цветкова построит мост между педагогами и...20.06.2025 5
- Альбина Мухаметзянова: нужно учиться упаковывать...19.06.2025 85
- Десять шагов к математической свободе: цветные...19.06.2025 86
- «Как подготовить ребенка ко сну»18.06.2025 1441
- МИР ДЕТСТВА-202515.06.2025 179
- Тема июня — физическое развитие: укрепляем...30.05.2025 2012